logo
Курс лекций по ГМУ(1)

3.5. Механизм реализации государственной политики

Механизм реализации государственной политики включает нормативно-правовые, организационные, экономические средства и методы воздействия на управляемый объект, предполагает создание управленческих струк­тур и наличие необходимых ресурсов. Успех будет зависеть от реа­листичности поставленных целей, взаимодействия всех организато­ров и участников реализации политического курса, поддержки его социальными группами и лидерами политических течений.

Основной предпосылкой для реализации государственной полити­ки является разграничение полномочий между ветвями и уровнями власти, наличие вертикали управленческой структуры.

Администрирование реализуется через воздействие на организаци­онные структуры управления (в первую очередь министерства, специально создаваемые советы и другие организационные структуры), их кадровый, личностный состав. Их руководители наделяются персональными полномочиями и ответственностью. Действуя на принципах единоначалия, они должны ставить интересы государства выше личных и корпоративных интересов. Успех администрирования определяется сочетанием мер поощрения, наказания и социально-психологического воздействия. Материальные меры выступают как базисные, их дополняют престижные, духовные. При невыполнении предпи­саний, поручений должно последовать наказание, иначе нормой ста­нет неподчинение, нарушение исполнительской дисциплины. Страх наказания как инструмент управления должен использоваться независимо от занимаемой должности.

Административное воздействие, направленное на реализацию го­сударственной политики, эффективно лишь при наличии вертикали власти, управления. Вертикаль предполагает унитарное построение системы власти, единоначалие и подчиненность нижних уровней верхним уровням управления. Вертикальное построение обеспечивает быстрое принятие и доведение до исполнителей решений.

Для реализации государственной политики России особенно актуальна концентрация власти, бесплодность ее децентрализации стала очевидной для подавляющего большинства граждан. В послед­ние годы в этом направлении предприняты конкретные шаги. К ним можно отнести выделение федеральных округов, лишение губернато­ров статуса парламентариев; подчинение силовых структур непосред­ственно Президенту РФ. Конституционный Суд РФ подтвердил право Президента РФ отстранять от должности глав регионов, а также право федерального законодателя распускать региональные парламенты. Кроме того, Конституционный Суд признал право главы государства на временное отстранение от исполнения обязанностей руководителей субъектов Федерации в случае возбуждения против них уголовных дел по обвинению в тяжких или особо тяжких преступлениях.

В исполнительной власти проведено разделение политических, хо­зяйственных и надзорных функций. При этом решалась задача отказа от избыточных, дублирующих функций. Они также перемещаются в федеральные округа, субъекты РФ, к местам, где их выполнение могут контролировать граждане.

Министерства выполняют политические, регламентирующие функции. Функции, не относящиеся непосредственно к выработке политических решений, передаются — службам и агентствам (тем, которые не являются частью структуры правительст­ва). Последние призваны выполнять хозяйственные функции.

Кроме воздействия по вертикали власти, государствен­ная политика реализуется экономическими регулятора­ми. Основными из них являются акты законодательной власти. В отли­чие от административных предписаний они действуют в автоматиче­ском режиме, т.е. хозяйствующие субъекты приспосабливаются к ним по своему усмотрению, соответственно выстраивая предпринимательскую политику. Действуя не в русле государственной политики, они несут определенные потери. Например, государство установило правила конкуренции на рынке, проводя антимонопольную политику. Предприятие вправе участвовать или не участвовать в конкурентной борьбе, используя для этого любые способы, кроме незаконных. Но при нарушении правил оно должно быть подвергнуто штрафу на основе антимонопольного законодательства.

В реализации государственной политики в современных условиях огромная роль отводится информационному обеспечению. Информация нужна в обязательном порядке всем, кто принимает решения, она про­низывает все направления деятельности органов управления, предпри­ятий, учреждений, предопределяет компетентность государственных служащих.

Осуществляется программа правовой информатизации органов государственной власти. Она призвана создать условия для согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ в едином информационном пространстве. В компьютерную базу данных включаются законодательные акты, постановления, распоряжения и другие нормативно - правовые документы. Каждое министерство и ведомство имеет доступ к базе данных и может внести персональ­ную информацию, например, о населении для оперативного реше­ния вопросов выплаты пенсий, взыскания налоговых платежей, уголовного расследования и т.д.

Доставку всей служебной корреспонденции высших должност­ных лиц, органов власти и управления Российской Федерации, субъектов РФ обеспечивает Государственная фельдъегерская служба Российской Федераци . Она имеет подразделения в центрах республик, краев, областей, в городах Сочи, Минеральные Воды. Для обеспечения оперативной и надежной связи использует­ся сеть постоянно действующих авиационных, железнодорожных, автомобильных маршрутов. Любой документ из Москвы на сле­дующий день попадает более чем в 60 центров республик, краев, областей; в остальные центры почта поступает позже.

Государственная политика предъявляет высокие профессио­нальные и моральные требования к тем, кто ее разрабатывает и претворяет в жизнь. Государством должны управлять те, кто при­держивается профессионального кодекса чести, выполняет взятые обязательства, не цепляется за власть ради власти, уходит из нее, если не справляется, отвечает перед настоящим и будущим страны. Ответственный политик предсказуем, каждый свой шаг просчиты­вает с точки зрения последствий для людей, избегает авантюризма, экспериментов в масштабе общества.

Доверие власти нередко подрывается не решениями, а ненадле­жащим исполнением обязанностей государственными служащими, отсутствием эффективного контроля.