logo
Курс лекций по ГМУ(1)

14.3. Муниципальное управление жилищно-коммунальным комплексом. Управление жилищным фондом.

Общие проблемы управления и реформирования ЖКК

Уровень обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами (ЖКУ) — один из самых важных показателей качества жизни на территории муниципаль­ного образования. Управление жилищно-коммунальным комплексом, согласно Федеральному закону 2003 года, относится в основном к компетенции поселения. Предприятия, входящие в жилищно-коммунальный комплекс, — поставщи­ки ресурсов, управляющие и подрядные организации, органы регионального управления и местного самоуправления — должны согласовывать свои действия в целях повышения качества жилищно-коммунального обслуживания.

Важнейшим аспектом является принцип конкурентоспособности, определяе­мый наличием конкурентных преимуществ у предприятий и организаций, пре­доставляющих услуги, которые должны обеспечиваться ресурсосберегающими и инновационными подходами, развитием конкуренции и формированием соци­ально-ориентированной политики, а также условиями, определяющими качест­во системы управления объектами ЖКК.

Управление муниципальным жилищно-коммунальным комплексом относит­ся в основном к компетенции поселений. На муниципальные районы возложены межпоселенческие функции: организация электро- и газоснабжения в границах муниципального района, содержание и строительство автомобильных дорог об­щего пользования между населенными пунктами муниципального района с со­ответствующими инженерными сооружениями, организация утилизации и пере­работки бытовых и промышленных отходов, содержание межпоселенческих мест захоронения и оказание ритуальных услуг.

На современном этапе развития с учетом потенциала отдельных подотраслей ЖКК, типологии предоставляемых частных и общественных услуг, степени кон­курентных отношений, наличия различных форм собственности на имущество, особенностей экономических механизмов функционирования предприятий, сле­дует рассматривать в качестве отдельных сфер жилищное хозяйство и комму­нальный комплекс, имеющие различные системы управления и принципы их ре­формирования.

В состав жилищного хозяйства входят жилые и нежилые здания с сетью экс­плуатирующих и обслуживающих их предприятий и организаций. Коммуналь­ный комплекс включает в себя системы инженерного обеспечения поселений (электроэнергия, тепло-, газо-, водоснабжение и водоотведение) и общегород­ское коммунальное хозяйство (дороги, благоустройство и озеленение террито­рии, вывоз и переработка бытовых отходов и ряд других хозяйств).

Реформирование и технологическая модернизация ЖКК, повышение конку­рентоспособности предоставляемых услуг, предприятий предполагают примене­ние новых, более совершенных организационно-экономических и информацион­ных методов управления, принципиально отличающихся от использовавшихся до недавнего времени в жилищно-коммунальной сфере.

Однако внедрение эффективных форм и методов управления осложняется специфическими особенностями трансформации собственности, экономических отношений и хозяйственного механизма функционирования предприятий ЖКК, усугубляемыми социально-экономической ситуацией в различных регионах.

Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса в большинстве му­ниципальных образований России стало проблемой общегосударственного зна­чения. Причинами кризиса явились многолетнее недофинансирование и неэф­фективная тарифная политика, предопределяющие дотационность отрасли, высокие затраты на оказание услуг, отсутствие у обслуживающих предприятий экономических стимулов снижения затрат, а у получателей ЖКУ — возможность на их количество и качество, неэффективная система управления, неразвитость конкурентной среды, высокая степень износа основных фондов, большие потери теплоэнергии, воды и других ресурсов.

Возникновение и нарастание технологических и финансовых проблем ЖКК связано также с тем, что до начала массовой приватизации в России основная часть объектов ЖКК находилась на балансе промышленных и других предприятий финансировалась по титулам соответствующих отраслевых министерств и ведомств. В ходе приватизации эти объекты были переданы в муниципальную собственность, как правило, в крайне запущенном техническом состоянии и без должной финансовой компенсации расходов на их содержание ремонт. Во избежание полного краха систем жизнеобеспечения поселений муниципалитеты были вынуждены взять на свой баланс ветхий и аварийный жи­лищный фонд, изношенные трубопроводы, устаревшие котельные и насосные станции и т. д. без проведения полной технической инвентаризации основных фондов ЖКК, вследствие чего муниципальные органы не имеют достоверной информации о фактическом уровне их износа. Недостаточность государственных централизованных финансовых средств на модернизацию и ремонт переданныx муниципалитетам изношенных основных фондов не позволила устранить аварийность в системах жизнеобеспечения, особенно в тепло- и водоснабжении. Финансовый кризис и банкротство градообразующих предприятий поставили многие города и поселения с моноструктурным характером экономики в сложные социально-экономические условия. В результате начал нарастать объем задолженности местных бюджетов и муниципальных жилищно-коммунальных предприятий перед ресурсоснабжающими организациями.

Наличие в ЖКК сложных взаимосвязей хозяйствующих субъектов и потребителей услуг, обусловленных как схемой технологического взаимодействия, так возникающими при этом противоречиями между экономической природой производства услуг и социальным характером их потребления, подчеркивает специфику управления ЖКК. С точки зрения социальной значимости, ЖКК призван создавать необходимые условия для комфортного и безопасного прожи­тия граждан, а с экономической, являясь сферой деятельности с постоянным потребительским спросом на рынке жилищно-коммунальных услуг, он обладает рачительным потенциалом для развития частного бизнеса.

При этом важно выделить три взаимосвязанных аспекта управления в сфере ЖКК, включающих доступность приобретения и эксплуатации жилья, повышения качества жилищно-коммунального обслуживания, а также преобразование жилищно-коммунального комплекса муниципальных образований на принципах самоокупаемости услуг и привлечения частного бизнеса, которые действуют условиях регулируемого органами управления рынка услуг ЖКК с учетом социально-экономических условий и регламентов, обеспечивающих стандарты условий проживания для населения, а также социальной ответственности бизнеса. Организационно-экономический механизм реформирования ЖКК предусмат­ривает совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих достиже­ние конечных целей управления, переход от нормативно-тарифного регулирования коммунальных услуг к оплате фактически потребленных, разработку схем взаимодействия органов власти, хозяйствующих субъектов и потребителей при предоставлении услуг, изменение системы финансирования с ориентацией на оплату потребителями услуг по их реальной стоимости, рациональное сочета­ние источников финансирования, создание условий для деятельности частных управляющих организаций.

Государственная политика реформирования ЖКК

Важнейшей тенденцией нынешнего этапа явилась нарастающая роль государст­ва в формировании жилищно-коммунальной политики и принятии пакета зако­нов о доступном жилье и модернизации коммунальной инфраструктуры. Про­блема обеспечения населения доступным жильем приобрела федеральное значение и привела к созданию национального проекта «Доступное и комфорт­ное жилье — гражданам России».

Вступление в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральных законов «О концессионных соглашениях» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» открывает перспективы для развития конкурентных отношений и привлечения в отрасль бизнес-струк­тур на основе государственно-частного партнерства; крупные управляющие ком­пании переходят от краткосрочных договоров к долгосрочным инвестициям и расширяют масштаб своей деятельности, охватывая все большее количество регионов и муниципальных образований. Привлечение частного бизнеса к управлению и инвестированию в коммунальный комплекс должно обеспечи­ваться при преимущественном сохранении региональной (муниципальной) соб­ственности на коммунальную инфраструктуру. Особенно это касается систем те­пло- и водоснабжения, где за счет ресурсосберегающих мероприятий может быть достигнут серьезный экономический эффект. Привлечение инвестиций преду­сматривает в основном переход с бюджетной на заемную и концессионную осно­ву инвестирования отраслей ЖКК с частичным бюджетным софинансированием. Комплекс основных задач по реформированию жилищно-коммунального комплекса включает:

♦ регулирование деятельности коммунального комплекса с целью консолида­ции теплоэнергетических активов в муниципальном образовании и прове­дения органами муниципального управления единой политики по обеспе­чению его устойчивого функционирования, надежности и безопасности предоставляемых услуг, модернизации сетей, сооружений и оборудования и повышение на этой основе ресурсной эффективности производства и ка­чества услуг. Основные направления реформирования ЖКК показаны на рис.