logo
Курс лекций по ГМУ(1)

Современные требования к муниципальному менеджеру

К числу ключевых интеллектуальных способностей муниципального служа­щего относятся:

Хотя перечисленные способности оказываются в разной мере востребованны­ми у различных категорий муниципальных служащих, их наличие желательно для всех занятых в сфере муниципального управления.

Среди личностных качеств, необходимых муниципальным служащим, можно выделить следующие.

1. Способность понимать людей и работать с ними:

♦ уважение к мнению других людей

2. Интеллектуальная и эмоциональная зрелость:

Этические нормы муниципальной службы

Наряду с профессиональными требованиями, большое значение для муници­пального служащего имеют этические нормы поведения. Они особенно важны в силу того, что именно в этой сфере управленческой деятельности предоставля­ются жизненно важные услуги гражданам. Количество и интенсивность контак­тов муниципального служащего с внешней средой (населением, предпринимате­лями, учреждениями, общественными организациями и т. д.) особенно велики, причем в них оказываются вовлеченными не только руководители, но и рядовые сотрудники органов муниципального управления.

В самом общем виде муниципальный управленец — это сотрудник, занимаю­щийся оказанием услуг клиентам: гражданам и юридическим лицам, удовлетво­рением их спроса и потребностей.

Некоторые из норм поведения муниципального служащего закреплены зако­нодательно (см. главу 1). В частности, муниципальный служащий не вправе за­ниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме педагогической, научной и иной творческой), предпринимательской деятельностью, получать от физиче­ских и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением служебных обязанностей, принимать участие в забастовках и др.

Наряду с законодательным регулированием, необходима выработка для муни­ципальных служащих специального «этического кодекса». Зарубежный опыт создания подобных «моральных» документов рекомендательного характера име­ется. Так, в США Ассоциацией городских управляющих разработан «Этический кодекс городского управляющего». Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы в 1999 году принята «Рекомендация о политической добросове­стности местных и региональных выборных представителей».

В России опыт создания этических норм поведения муниципальных служа­щих пока невелик: известен, в частности, опыт Красноярска [6]. Между тем ор­ган местного самоуправления в целом и каждый его работник должны быть при­мером для населения, предпринимательских кругов и общественности. В связи с этим необходимо формировать корпоративную культуру муниципального управления и закрепить ее в письменной форме в качестве неформальных требо­ваний (этических норм, корпоративных кодексов) муниципальной службы. При­мерный состав таких этических норм может быть следующим.

1. Этические стандарты, основной функцией которых является разграничение «допустимого» и «недозволенного» с моральной точки зрения:

2. Постулаты веры, провозглашенные официально или исторически сложившиеся и принимаемые на веру утверждения, касающиеся стиля поведения муни­ципальных служащих. Вот некоторые из них:

В 2002 году был издан Указ Президента РФ «Об утверждении общих принци­пов служебного поведения государственных служащих». Многие его положения могут быть использованы и в муниципальной службе.

Ключевое значение в процессах кадрового обеспечения и развития кадрового потенциала муниципальной службы с учетом перечисленных профессиональных требований и этических норм имеет деятельность, связанная с формированием и эффективным использованием кадров муниципального управления. Ее глав­ные компоненты представлены на рис.