logo
Курс лекций по ГМУ(1)

5.3. Управление агропромышленным комплексом

Сельское хозяйство и обслуживающие его отрасли в совокупности образуют агропромышленный комплекс.

В агропромышленном комплексе (АПК) производится около тре­ти валового общественного продукта и более 70% потребительских товаров, сосредоточены четверть основных фондов и 30% численно­сти работников, занятых в материальной сфере.

В результате экономических преобразований в последнее деся­тилетие на селе утвердилось многообразие форм собственности и хо­зяйствования. Основу составляют крупные предприятия в организаци­онно-правовой форме акционерных обществ и сельскохозяйствен­ных кооперативов. Государственные предприятия функционируют главным образом в семеноводстве, племенном животноводстве, на­учной сфере. Появилась прослойка фермерских хозяйств, основанных главным образом на личном труде, однако их доля в объеме сельско­хозяйственного производства незначительна. Стабильными остаются лишь личные подсобные хозяйства сельского населения.

Основное средство производства — земля — передано в частную собственность через механизм земельных и имущественных паев по уравнительному принципу. Пай получили все работники колхозов и совхозов, их пенсионеры, а также занятые в социальной сфере села. Каждый получил право выйти из коллективного предприятия с зе­мельным и имущественным паями, чтобы вести индивидуальное хо­зяйство. Земельный кодекс РФ узаконил свободную куплю-продажу земли.

Государство не ставит перед сельскохозяйственными производи­телями каких-либо задач по производству продукции и обеспече­нию потребностей населения. Земля и другие ресурсы используются исходя из интересов бизнеса. При этом продукция может свободно продаваться как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Иностран­ные фермеры также могут продавать свою продукцию на российском рынке. Одновременно государство сняло с себя обязанности по материально-техническому и финансовому обеспечению сельского хозяйства и его социальному развитию. Но сельского производителя больше интересуют не формы соб­ственности на землю, а реальные возможности работать на ней, иметь необходимые материальные и финансовые ресурсы, заказы на поставку продукции по взаимовыгодным ценам. Этого как раз он и не получил. Более того, реорганизация подорвала коллектив­ное производство, не заменив его индивидуальным. В результате производство сельхозпродукции по сравнению с 1990 г. резко со­кратилось.

Природная продуктивность 1 га пашни в России в среднем ниже, чем в США, в 2,8 раза, и ниже, чем в Западной Европе, в 2 раза. Это значительно снижает конкурентные возможности сельского хозяйства России. Разумная аграрная политика требует, прежде всего, государственной поддержки и защиты отечественного товаропроизво­дителя на внутреннем и внешнем рынках. В развитых странах госу­дарство регулирует и поддерживает все наиболее важные направле­ния аграрной деятельности.

Аграрная политика должна предусматривать комплексное решение проблем производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в рыночных условиях, наращивание ресурсного потенциала АПК, и в первую очередь плодородия почвы, племенного животноводства, прогрессивных технологий, развития инфраструктуры в сельской местности.

Государство может способствовать изменениям в агропромышленном производстве через государственные заказы, применяя аван­сирование товаропроизводителей, централизованные инвестиции, концентрируя закупки в зонах с наиболее благоприятными природ­ными условиями, создавая предпосылки для обеспечения потреб­ностей регионов, поставок в федеральный фонд и на мировые рынки.

Рычагами аграрной политики являются формирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, кредитование, страхование, налогообложение в интересах сельских това­ропроизводителей, развитие социальной сферы на селе.

В настоящее время особую актуальность приобретает формирование рынка зерна, являющегося основой всего сельского хозяйства. Даже в 2010 г. сбор зерна превысил 65 млн т, но это далеко до доли России в СССР, но больше, чем в предыдущие годы.

Россия — единственный в мире крупный производитель маслосемян, который ввозит готовый продукт. Из валового производства при­мерно половина экспортируется. Мощ­ность маслоэкстракционных заводов — около 3 млн т, а сырья посту­пает только 1,5 млн т.

Страна должна иметь систему защиты внутреннего рынка, адекватную США и ЕС. Она нужна не только для выравнивания условий конкуренции, но и для активизации инвестиций в сельское хозяйство, стимулирования животноводства, развития комбикормовой промыш­ленности. Правительство РФ предпринимает в этом направлении шаги. Вводятся импортные (количественные ограничения) и тарифные (количественные и таможенные ограничения) кво­ты на импорт птицы, свинины, говядины.

Импортные квоты помогают, например, при ввозе сахара. В СССР соотношение между собственным и импортным сахаром составляло 70 : 30, Россия производила 3 млн т, теперь производит около 1,5 млн т в год. Протекционизм позволяет сохранить производство сахара хотя бы в значительно меньшем объеме.

Одновременно следует отменить таможенную пошлину при им­порте кормового зерна (кукуруза, соевые бобы), недобор денег бюд­жет компенсирует, когда увеличится производство мяса.

АПК нуждается также в финансовой поддержке по линии:

В настоящее время выделяются бюджетные средства на безвозврат­ной основе на строительство, реконструкцию предприятий АПК, ус­тавный капитал которых сформирован полностью или частично за счет негосударственных форм собственности, в соответствии с реше­ниями этих предприятий и на условиях увеличения доли федераль­ной собственности через пакеты акций.

Предоставляются бюджетные ссуды на льготных условиях на се­зонную закупку сырья, продлеваются сроки возврата ссуд, полученных предприятиями на закупку сырья и материалов. Формируется льгот­ный фонд кредитования сезонных затрат в сельском хозяйстве. В него направляются средства федерального бюджета и средства, поступаю­щие от сельских товаропроизводителей в погашение задолженности.

При выделении инвестиционных кредитов срок окупаемости про­ектов устанавливается для предприятий пищевой и перерабаты­вающей промышленности до трех лет, производственных объектов сельского хозяйства — до пяти лет.

Сельхозпредприятия имеют право перейти на единый сельхозна­лог, призванный заменить различные налоговые платежи. Ставка налога установлена с 1 га. Применяется льготное кредитование по процентной ставке, 2/3 которой банку компенсирует государство, а заемщик выплачивает 1/3. Претендентов на льготы определяет спе­циальная комиссия. Учитываются объем производства, возможности осуществления текущих платежей. К не попавшим в перечень льгот­ников подход жесткий. Льготами не смогут воспользоваться хрониче­ски убыточные предприятия, которые не в состоянии вносить текущие платежи.

Однако этого, видимо, недостаточно, поскольку финансовое по­ложение сельского хозяйства сложное и отягощается огромной задол­женностью. В порядке ее реструктуризации установлены льготы для возврата долгов:

Многим сельхозпредприятиям стали недоступны тракторы, комбай­ны и другие сельскохозяйственные машины, минеральные удобрения, строительные материалы. Крупнейшие заводы сельскохозяйственного машиностроения страны остановились из-за отсутствия спроса.

Частично ситуация улучшается благодаря государственному лизингу сельскохозяйственной техники, который обеспечивает специальная орга­низация «Росагролизинг». Кроме того, сельским хозяйством заинтересо­вался крупный промышленный капитал. Некоторые отрасли АПК, осо­бенно в благоприятных зонах, могут приносить доходы не меньшие, чем традиционные сферы приложения капитала. Условия для этого на селе имеются. Ряд промышленных компаний, накопив резервы за счет основ­ного производства, начали вкладывать деньги в сельское хозяйство.

В Белгородской области крупные промышленные предприятия (например, Новооскольский металлургический комбинат) и банки вкладывают в сельское хозяйство деньги, контролируют их расход, распоряжаются полученным урожаем. При этом выкупаются кон­трольные пакеты акций сельскохозяйственных предприятий, меня­ется собственник, назначается новый менеджмент.

Эффективной является политика поддержки вертикальной инте­грации в АПК, что позволяет перераспределять доходы, получаемыех на самых выгодных стадиях агропромышленного производства — переработки сырья и реализации готовой продукции. Интеграция возможна в масштабе и крупных агрофирм, и отдельно взятого пред­приятия.

В основу государственного управления агропромышленным ком­плексом заложены:

Минсельхоз России является головным органом в управлении аг­ропромышленным комплексом и продовольственном обеспечении. Оно осуществляет государственное регулирование, обеспечивает един­ство системы органов государственного управления агропромышленным комплексом, взаимодействие и координацию их деятельности.

Государственное управление агропромышленным комплексом в республиках, краях, областях и автономных образованиях осуществляет­ся министерствами, управлениями (департаментами) сельского хозяйст­ва, комитетами (департаментами) продовольствия городов Москвы и Санкт-Петербурга, управлениями (отделами) сельского хозяйства рай­онов, входящими в структуру соответствующих администраций.

Органы государственного управления АПК субъектов РФ подот­четны Минсельхозу России по вопросам реализации федеральных про­грамм и использования федеральных бюджетных средств. Назначе­ние и освобождение от должности руководителей министерств (де­партаментов, управлений) сельского хозяйства субъектов РФ осуще­ствляется органами исполнительной власти субъектов РФ по согла­сованию с Минсельхозом России.

В соответствии с Законом «О племенном животноводстве» в со­ставе Минсельхоза России образован департамент, который выпол­няет функции специально уполномоченного органа по управлению племенным животноводством. Органы исполнительной власти субъ­ектов РФ создают государственные органы по управлению племен­ным животноводством на соответствующей территории.

С сельским хозяйством тесно связано лесное хозяйство. В России сосредоточено 22% мировых площадей леса (1-е место в мире), леси­стость территории составляет 50% (в Англии, например, — 10%). Лес России — это легкие планеты. Потенциал российского леса огромен, это один из немногих возобновляемых ресурсов.

Леса находятся под наблюдением Всемирного фонда дикой при­роды . С 1995 г. крупные покупатели древесины в Европе требу­ют от поставщиков сертификаты Лесного попечительского совета. Сертификат как бы подтверждает, что лес вырублен не в ущерб экологической среде.

Россия подписала декларацию «Лесные принципы», которая тре­бует соблюдения определенного порядка в лесопользовании. Ос­новными принципами лесопользования являются:

• добровольная сертификация по международным нормам. Лесное хозяйство страны делится на три части.

  1. лесоустроительные предприятия — разрабатывают долгосрочные проекты развития и использования лесов;

  2. лесные хозяйства — выполняют планы по охране, восстановлению лесов;

  3. леспромхозы, частные фирмы — занимаются рубкой леса по планам, устанавливаемым лесхозами.

В лесном хозяйстве России занято 220 тыс. чел., в лесозаготовках и лесопереработке — около 2 млн чел.

К сожалению эффективность лесо­пользования весьма низкая. С 1 га леса выход древесины составляет 0,18 м3 (в Финляндии, например, — 2,7м3). На глубокую переработку идет лишь 20% добываемой древесины (в развитых лесопромышленных странах — 80%). По данным Всемирного фонда дикой природы, до 30% вырубки лесов осуществляется нелегально.

В мире лесное хозяйство организуется таким образом, что цены на древесину покрывают затраты на выращивание леса и расходы по его содержанию, т.е. оно приносит доход территориям.

Рациональное использование, охрану, защиту лесного фонда и вос­производство лесов должно обеспечивать Федеральное агентство лес­ного хозяйства (Рослесхоз). Основными его задачами являются реали­зация государственной политики в области развития лесного хозяй­ства, обеспечение соблюдения всеми владельцами лесного фонда и лесопользователями правил ведения лесного хозяйства, федеральных интересов при лесопользовании. Действуют также вертикально интег­рированные структуры (холдинги), осуществляющие все стадии про­мышленной переработки древесины от лесозаготовок до сбыта конеч­ной продукции.

В стране функционирует 165 целлюлозно-бумажных комбинатов, которые могут выпускать более 8,0 млн т лесопродукции в год (в пять раз больше фактического выпуска). Потенциальная выручка лесного ком­плекса может достигнуть около 100 млрд долл. в год, т.е. больше, чем приносят нефтяная и газовая отрасли.