logo
Курс лекций по ГМУ(1)

Система общественной безопасности

Особенность услуг общественной безопасности состоит в их преимуществен­но профилактическом характере. Лучше всего, когда потребность в обращении к службам, предоставляющим данные услуги, у граждан не возникает. В то же время без обеспечения общественной безопасности не может нормально функ­ционировать ни одно муниципальное образование. При этом, чем крупнее насе­ленный пункт, тем большее значение приобретают вопросы обеспечения общест­венной безопасности.

Ниже рассматривается роль органов местного самоуправления в решении от­дельных проблем общественной безопасности. Вопросы экологической безопас­ности территорий ввиду их специфики вынесены в раздел 4.8.

Обеспечение общественного порядка в муниципальном образовании

В соответствии со статьей 132 Конституции РФ на органы местного самоуправ­ления возложено обеспечение общественного порядка. Охрана общественного порядка на территории муниципального образования входит в обязанности ор­ганов милиции, которая находится в системе МВД и подразделяется на крими­нальную милицию и милицию общественной безопасности. Задачами последней являются обеспечение безопасности личности, охраны собственности, общест­венного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и ад­министративных правонарушений, раскрытие некоторых категорий преступле­ний и розыск отдельных категорий лиц. К милиции общественной безопасности относятся службы участковых уполномоченных, подразделения ГИБДД (Государственной инспекции безопасности дорожного движения), подразделения милиции вневедомственной охраны и некоторые другие.

Кроме органов МВД, милиция общественной безопасности подчиняется также соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ. Руководство милицией в муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые и освобождаемые от должности органами внутренних дел субъектов РФ. Начальники милиции общественной безопасности муниципальных образований назначаются и освобождаются от должности по согласованию с главами местных администраций и являются по должности заместителями начальников органов внутренних дел муниципальных образований.

Как уже отмечалось, Федеральный закон 2003 года возлагает на органы мест-го самоуправления муниципальных районов и городских округов ответственность за организацию охраны общественного порядка на соответствующих территориях силами муниципальной милиции, которая не будет входить в систему МВД. В ряде городов уже проводился эксперимент по созданию органов муни­ципальной милиции, не входящих в систему МВД. При этом возникли такие проблемы, как взаимодействие органов муниципальной и федеральной мили­ции, форма для муниципальной милиции, порядок присвоения воинских званий, пенсионное обеспечение и т. п. Поскольку приемлемые решения не были найде­ны, эксперимент фактически провалился. Для преодоления возникших проблем необходимо принятие специального федерального закона, в котором должны быть определены права и обязанности служащих муниципальной милиции, условия и порядок контроля со стороны государства за работой данных органов. В уставах муниципальных районов и городских округов может быть предусмотрена выборность руководителя органа муниципальной милиции. Для оказания помощи в охране общественного порядка, согласно Закону РФ «Об общественных объединениях», могут привлекаться местные общественные объединения, например добровольные народные дружины, а также граждане.

Важным компонентом общественного порядка является порядок движения улицах и дорогах, который обеспечивает ГИБДД, входящая в состав соответствующего органа МВД. Органы местного самоуправления совместно с органами ГИБДД участвуют в организации дорожного движения на территориях насе­янных пунктов. Они обеспечивают обустройство тротуаров, установку уличных указателей, переходов, ограждений, остановочных пунктов городского транспорта,. уличного освещения. Для крупных городов обеспечение безопасности дорожного движения является весьма сложной задачей. В связи с этим одной из задач муниципальной власти является оптимизация транспортных потоков на терри­тории города, строительство объездных дорог, путепроводных развязок, пешеходных тоннелей, установка светофоров и т. д.