logo
Курс лекций по ГМУ(1)

Основные различия между городскими и сельскими поселениями

Сельские поселения

Городские поселения

1

Правовой статус сельского поселения

Правовой статус городского поселения или городского округа

2

Инженерная инфраструктура частично децентрализована и поддерживается самими жителями

Инженерная инфраструктура централизована и обслуживается специализированными службами

3

Преобладание сельскохозяйственных видов занятости

Преобладание несельскохозяйственных видов занятости

4

Наличие личного подворья у жителей

Отсутствие личного подворья ограничивающее трудовую деятельность жителей местом работы

5

Характер застройки: преобладает низкоэтажная малоквартирная

Характер застройки: преобладает многоэтажная многоквартирная

6

Заключаемые сделки носят, как правило, личностный характер и характеризуются низким уровнем транзакционных издержек

Заключаемые сделки осуществляются как правило между малознакомыми людьми и характеризуются высоким уровнем транзакционных издержек

К промежуточной форме между сельскими поселениями и городами относят­ся поселки городского типа (рабочие поселки). Многие из них по мере расшире­ния преобразовались в города. Однако наблюдается и обратная тенденция — преобразование поселков городского типа и некоторых малых городов в сель­ские поселения, что позволяет их жителям получать ряд социальных льгот. По данным «Российской газеты» (11 июня 2003 года), за период между переписями населения 1989 и 2002 года таких поселений было около 300.

Предусматриваемая Федеральным законом 2003 года № 131-ФЗ возможность объединения в границах одного муниципального образования нескольких насе­ленных пунктов позволяет говорить о сложном муниципальном образовании, тогда как закрепление соответствующего статуса за одним из населенных пунк­тов есть характерная черта его простой разновидности.

В работе А. Г. Воронина и др. выделяется 3 группы муниципальных образований.

  1. Поселенческие муниципальные образования (города, поселки, сельские на­селенные пункты). Для этой группы характерна полная завершенность про­изводственного цикла на территории, складывающаяся на базе взаимосвя­занной системы производства и жизнеобеспечения.

  2. Территориально-поселенческие образования — представляют собой группу достаточно независимых друг от друга территорий, округов, связанных общностью хозяйственных интересов.

  3. Территориально-муниципальные образования (хутора, поселки в условиях Крайнего Севера).

Можно выделить еще два основания классификации муниципальных образова­ний; по выполняемым функциям и вытекающему из них преобладающему виду деятельности трудоспособного населения и по различиям природных, историче­ских, социально-демографических и других факторов, обусловливающих обособ­ленность и структуру территорий. Так, одна группа муниципальных образований, несмотря на тенденцию к размыванию границ между смежными территориями, стремится сохранить свои границы с целью недопущения утраты социокультур­ной и исторической самобытности. Другая обособлена по национальному принци­пу, что способствует сегрегации на данной территории представителей определен­ной национальности или культуры. Такое обособление позволяет жителям не только сохранять традиции и культуру, но и эффективнее защищать свои эконо­мические и социальные интересы. Особенностями отдельных муниципальных об­разований являются их принадлежность к экстремальной климатической зоне, рельеф местности, наличие природных достопримечательностей, уникальных ме­сторождений полезных ископаемых и т. п. Не меньшее значение имеет возраст по­селения, влияющий на особенности его социально-демографической структуры. В частности, в новых городах средний возраст проживающих значительно ниже, чем в старых, различны соотношения между мужчинами и женщинами. Учет этих факторов важен для организации муниципального управления.

Каждое из выделенных выше оснований деления является самостоятельным системообразующим признаком, вокруг которого концентрируются различные аспекты жизнедеятельности муниципального образования. Такой признак опре­деляет вектор целеполагания субъекта муниципальной политики, особенности поведения, а также характер взаимодействия с внешней средой.

Возникновение и развитие городов

Городом принято называть крупное поселение, население которого занято пре­имущественно несельскохозяйственным трудом. По данным переписи 2002 года («Российская газета», 31 марта 2004 года), в России было 1098 городов и 1842 поселка городского типа, всего 2940 городских населенных пунктов (табл. 2.2.1). В ходе реформы местного самоуправления статус городского округа получили 532 города (менее половины их общего количества, см. приложение 2) и статус городского поселения — 2057 городов и поселков. Остальные поселки (в основ­ном пригородные) входят в состав городских округов.