logo search
Курс лекций по ГМУ(1)

Управление здравоохранением

Право на здоровье является важнейшим достижением цивилизации. Социальное государство не только проводит политику охраны здоровья, но и берет на себя ответственность за демографическую ситуацию в стране.

Систему здравоохранения образуют лечебно-профилактические, научно-исследовательские, аптечные, образовательные и другие уч­реждения, предприятия по производству медицинской техники, ле­карств и органы управления здравоохранением. Кроме государст­венного, развивается муниципальное и частное здравоохранение.

Задачей здравоохранения является более полное удовлетворе­ние потребностей населения в качественной доступной медицин­ской и лекарственной помощи, создание условий для здоровой, ак­тивной жизни людей, конкуренции лечебно-профилактических учре­ждений независимо от форм собственности, свободного выбора граж­данами медицинского учреждения.

Наиболее общим показателем развития здравоохранения служит доля ассигнований на медицинскую помощь по отношению к ВВП. В России они составляют 2%, что значительно меньше, чем во многих других странах (например, США — 14%, Германия — 10; Венгрия — 7; Польша — 6; в СССР этот показатель равнялся 5%).

Расходы на здравоохранение в расчете на душу населения состав­ляют: в США — 3900 долл., странах Западной Европы — 2000—2500, России — 300 долл. в год.

Объем финансирования медицинских учреждений зависит от ко­личества персонала и койкомест. Используются нормы финансирова­ния здравоохранения, отражающие размеры затрат по предоставле­нию бесплатной медицинской помощи в расчете на человека.

За счет бюджетных средств должна оплачиваться гарантирован­ная бесплатная медицинская помощь при условии сохранения ее доступности для всех граждан.

Большие надежды возлагаются на обязательное медицинское стра­хование (ОМС). Оно обеспечивает защиту интересов пациентов не только медицинскими учреждениями, но и страховыми компаниями. Средства обязательного и добровольного медицинского страхования расходуются на оплату услуг (использовать их на развитие матери­альной базы не разрешается). Их доля в общем объеме финансиро­вания составляет 1/3.

Платными могут быть услуги в виде профилактической, лечеб­но-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи, осуществляемые по договорам с гражданами или организациями. Деятельность по оказанию лечебно-профилак­тическими учреждениями платных медицинских услуг, являющихся дополнительными к гарантированному объему бесплатной медицин­ской помощи, регулируются государством независимо от ведомст­венной подчиненности и форм собственности данных учреждений. Контролируются их организация, качество оказания медицинских услуг, правильность взимания платы.

Федеральным органом исполнительной власти, проводящим госу­дарственную политику и осуществляющим управление в области охраны здоровья, является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России).

Предприятия и учреждения здравоохранения могут выполнять свои функции только при наличии лицензии на избранный вид деятельности.