logo search
Курс лекций по ГМУ(1)

10.3. Управление в природных и техногенных чрезвычайных ситуациях

Россия входит в первую пятерку стран с высоким природным риском, т.е. природные явления, вызывающие чрезвычайные ситуа­ции, повторяются в России чаще, чем в других странах. Около 20% территории страны занимают зоны повышенной сейсмической опасности. Площадь наводнений достигает 400 тыс.км2, создавая угрозу для 750 городов и нескольких тысяч населенных пунктов.

В условиях низкой технологической дисциплины, хронической нехватки средств для поддержания в нормальном состоянии основ­ных фондов возрастает вероятность массовых аварий, техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций, особенно на транспорте и в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Все это обусловливает значительное превышение уровня риска для человека по сравнению с допустимым. В опасных зонах прожи­вает 30% населения, в чрезвычайно опасных — 10%.

Структура чрезвычайных ситуаций, % к итогу:

В каждом стихийном бедствии, тем не менее, можно обнаружить закономерности, что позволяет намечать меры, направленные на предотвращение повторения последствий.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на природные, техно­генные и экологические.

Под предупреждением чрезвычайных ситуаций понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска их возникновения, а так же на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Наблюдение за загрязнением окружающей среды всей территории Российской Федерации в режиме повседневной деятельности осуществляет Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Основными структурными эле­ментами системы являются территориальные и региональные управ­ления и центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Россия подписала также Конвенцию ООН об изменении клима­та. Цель Конвенции заключается в том, чтобы добиться стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, кото­рый не допускал бы опасного антропогенного воздействия на клима­тическую систему.

Заблаговременно формируются необходимые резервы. Система резервов включает в себя запасы материальных ценностей для обеспечения первоочередных работ при ликвидации ЧС, формируемых в составе госрезерва (федеральный резерв), запасы материальных ре­сурсов федеральных органов исполнительной власти (ведомственные резервы), органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления (местные резервы), предприятий, учрежде­ний и организаций (объектовые резервы). Они создаются соответственно решениями правительств, органов исполнительной власти федеральных и субъектов РФ, местного самоуправления и админист­рации предприятий.

Потребность в резервах определяется с учетом видов и масштабов прогнозируемых чрезвычайных ситуаций, размеров потенциального ущерба от них, природных, экономических и иных особенностей тер­риторий, характера и предполагаемого объема работ по ликвидации ЧС, необходимой достаточности и максимально возможного исполь­зования имеющихся сил и средств, величины ассигнований, выде­ленных на создание соответствующего вида резервов.

Резервы размещаются как на объектах, специально предназна­ченных для их хранения и обслуживания, так и (на договорной осно­ве) на базах и складах промышленных, транспортных, сельскохозяй­ственных, снабженческо-сбытовых, торгово-посреднических и иных предприятий и организаций, где гарантирована их безусловная со­хранность и откуда возможна их оперативная доставка в зоны ЧС.

Обязательным должно быть страхование рисков потенциально опасных объектов с системой перестрахования отраслевого финансового резервного фонда. Государство может выступать гарантом по регулированию отноше­ний в области страхования рисков и ответственности организаций, экс­плуатирующих опасные объекты, по обязательствам, возникающим вслед­ствие причиненного ими вреда жизни, здоровью и имуществу.