logo search
Курс лекций по ГМУ(1)

7.1. Основы взаимодействия власти и бизнеса

В глобальном измерении интересы государства и бизнеса имеют одну и ту же направленность. Бизнес невозможен без платежеспособного населения. В повышении доходов населения заинтересована и власть, так как ей легче управлять социально благополучным обществом. А социальное благополучие предопределяется состоянием экономики.

В экономической сфере бизнесу принадлежит ведущая роль, так как в его распоряжении находятся материальные, финансовые и трудовые ресурсы. Правильно организованный, национально ориентированный бизнес — основа благополучия государства (рабочие места, наполнение бюджета и т.д.).

Заинтересованность власти и бизнеса друг в друге является основой их взаимодействия в рамках негласного договора. Только совместными усилиями можно обеспечить единое экономическое пространство, благоприятный деловой климат, сформировать средний класс как политическую опору государства и основу платежеспособного спроса, повысить авторитет страны на международной apeне. Социальное партнерство и социальный мир не обрести без совместных усилий власти и бизнеса.

Содержание взаимодействия власти и бизнеса весьма многообразно: оно охватывает круг вопросов, начиная со стратегии развития страны, реализации общественно полезных программ и заканчивая распределением доходов. Особой актуальностью отличаются такие направления взаимоотношений, как роль государства в управлении экономикой, налоговая нагрузка на бизнес, социальная ответственность бизнеса. В той мере, в какой бизнес действует в интересах общества, государство его поддерживает, идет навстречу в вопросах либерализации экономики, стимулирования малого и среднего бизнеса, оптимизации налоговой нагрузки, не вторгается в сферу рынка. Доверие власти к бизнесу может проявиться и в передаче ему некоторых саморегулируемых управленческих функций. Все это возможно при усло­вии, если бизнес поддерживает государственные приоритеты, выгоду ищет не только для себя, но и для общества, готов делить с властью ответственность за реформы. В такой ситуации дилеммы, кто кого должен контролировать: власть бизнес или бизнес власть, не существует.

Однако реальность может быть иной. Основной интерес бизнеса заключаются в максимизации прибыли, обеспечивае­мой не только законными способами. С одной стороны, для крупного капитала характерна тенденция давления на власть, а с другой — у власти всегда не хватает денег и требования к бизнесу могут повышаться с целью выкачивания из него как можно больше средств.

Власть устанавливает правила поведения для бизнеса, контролирует их выполнение с точки зрения соблюдения социальной ответственности бизнеса перед обществом, государством, наемными работниками.

Бизнес не безропотно воспринимает любое ущем­ление своих интересов со стороны власти, не сидит, сложа руки, он активно стремится влиять на власть, чтобы обеспечить достижение своих целей. При ослаблении власти бизнес набирает силу и старается навязать свои принципы; при усилении власти бизнес ведет себя незаметно. В интересах самосохранения одна или другая сторона идет на уступки, и баланс сил, таким образом, восстанавливается.

Взаимоотношения власти и бизнеса подразделяются на формальные и неформальные, коллективные и индивидуальные, гласные и непрозрачные (скрытые), общественно значимые и частные.

Формальные взаимоотношения проявляются в участии бизнеса в генеральном соглашении, заключаемом Правительством РФ, объединениями работодателей и профсоюзами; в диалоге с властью специальных организаций, создаваемых бизнес-сообществами, и в некоторых других структурах.

Взаимоотношения между властью и бизнесом являются многоуровневыми. Формируется бизнес-иерархия, в которой каждому отводится определенное место, зависящее от экономического веса бизнесмена и наличия у него автономных политических ресурсом. Высшее звено — бизнес-элита, решает вопросы в контакте с представителями высших эшелонов власти. Для этого используются следующие формы:

В бизнес-элиту входят члены Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации, члены бюро Российского союза промышленников и предпринимателей, собственники крупного бизнеса. Бизнесмены второго и более низкого уровней, представляющие отрасль, компанию, предприятия, практикуют письма-обращения к Президенту, Правительству, парламенту, министрам, публикуемые в открытых СМИ. В них обычно ставится какая-то конкретная проблема и содержится просьба помочь в ее решении. Например, директора ряда крупных мясокомбинатов просят Президента увеличить объемы ввоза мясосырья из-за рубежа, чтобы расширить собственное производство.

Результатом взаимоотношений обычно является соответствую­щим документ, нормативный акт, открывающий или закрывающий дорогу к каким-то действиям сторон в целях удовлетворения (неудовлетворения) интересов другой стороны.

До 2000 г. характерным был прямой контакт Президента РФ, Председателя Правительства РФ, чиновников высокого ранга с представителями бизнеса. В настоящее время реализуется принцип равноудаленности бизнесме­нов от власти. Он проявляется в том, что встречи Президента происходят с представителями как крупного, так и малого бизне­са, у бизнес-элиты сокращаются политические ресурсы и автоно­мии, она интегрируется в реформируемую систему власти. Инициатива переходит к власти, которая предпринимает шаги по восстанов­лению общегосударственных приоритетов.

Наиболее опасным для общества порождением неформальных от­ношений представителей власти и бизнеса является коррупция. За 2005 г. Россия по уровню коррупции переместилась с 95-го на 126-е место в мире, сейчас на 154 месте. Россия подписала Конвенцию ООН против коррупции. Тем не менее, коррупция среди чиновничества переходит в новую стадию, новое качество. В непосредственном виде она становится опасной (взятка уголовно наказуема, возможна в условиях непрозрачности отношений, это все же отклонение от нормы). Безопаснее и надежнее паразитировать на самом крупном бизнесе, т.е. «делать бизнес» на административном ресурсе. В этом случае безвозмездное предоставление административных услуг становится исключением, а возмездное — нормой отношений власти и бизнеса. В этом качестве чиновники — все те же бизнесмены, но не предприниматели, а рантье, они не развивают эко­номику, а паразитируют на ней.

Доходность административного бизнеса весьма высока. Еще в 1990-е гг. государственные служащие выглядели обделенными, обойденными вни­манием. За первое пятилетие нового века многие из них стали вторыми после бизнесменов по масштабам обладания крупной собственностью.

Чем больше раундов по переделу собственности, тем шире круг пре­тендентов на административную ренту. Ее масштабы начинают тяготить бизнес, он пытается найти противоядие, но без ущерба для своих инте­ресов. Естественно, что, прежде всего, надежды возлагаются на совер­шенствование уголовного законодательства, принятие закона о проти­водействии коррупции (попытки предпринимаются в течение 10 лет).

Радикальными мерами борьбы с коррупцией во всех ее проявле­ниях были бы возврат государственной монополии на ТЭК, алко­голь, табак; введение статьи о конфискации имущества в уголовное право; запрет чиновникам на владение собственностью и открытие счетов за рубежом. Однако на такие меры не готовы пойти ни власть, ни бизнес. Поэтому появляются проекты, имитирующую борьбу с коррупцией.