logo search
Курс лекций по ГМУ(1)

4.6. Валютное регулирование

Необходимость государственного валютного регулирования обу­словлена многогранностью валютных отношений в открытом обще­стве, противоречивостью и разноплановостью интересов участников валютного рынка. Ва­лютное регулирование и валютный контроль осуществляются, в конечном счете, государством в целях обеспечения развития экономики и национальной безопасности.

Посредством государственного регулирования устанавливаются и поддерживаются определенный валютный режим в стране, правила экспорта и импорта, покупки и продажи иностранной валюты, ее выво­за и ввоза из-за рубежа, механизм хождения внутри страны, формирует­ся обменный курс национальной валюты, обеспечивается накопление золотовалютных резервов.

Валютное регулирование и контроль сосредоточиваются на обеспече­нии гарантий конвертируемости рубля, расширении использования его во внешнеторговом обороте, дедолларизации экономики, пресечении спеку­ляций на рубле, сглаживании резких краткосрочных колебаний спроса на иностранную валюту. Бизнесу нужны предсказуемая политика валютного режима и обменного курса, конвертируемая устойчивая валюта. Крепкая валюта — благо для всех, кроме спекулянтов, которым выгодна неопреде­ленность, кризисность ситуации, скачки обменного курса, поскольку они не могут зарабатывать при стабильности валютного рынка.

Валютное регулирование осуществляется как экономическими, так и административными методами. Экономические методы (ставки рефинансирования, интервенции на бирже и т.д.) непосредственно не затрагивают интересы конкретных участников рынка и ориенти­руют на добровольный выбор. Административные методы предпола­гают волевое управление рынком с целью удаления с него нежелательных игроков и включают прямые запреты на проведение тех или иных операций.

Государство осуществляет также валютный контроль, который призван обеспечивать соблюдение законов о валютном регулировании, т.е. опре­деляет соответствие валютных операций нормативным актам, проверяет выполнение обязательств в иностранной валюте перед государством, обоснованность валютных платежей, полноту и объективность учета и отчетности по валютным операциям.

Для государственного регулирования валютные операции подраз­деляются на текущие и капитальные. Текущие операции составляют внешнеторговые сделки по товарам и услугам, открытие счетов, по­купка валюты. Капитальные операции включают долгосрочные инве­стиции за рубеж или в Россию, предоставление и получение креди­тов, операции с ценными бумагами между резидентами и нерезидентами, списание долгов и т.д.

Получаемая резидентами иностранная валюта зачисляется на их счета в уполномоченных банках, покупка и продажа ее, минуя уполномоченные банки, не допускается.

Экспортная выручка фиксируется уполномоченными банками и поступает на транзитные счета предприятий-экспортеров, которые обязаны в течение трех месяцев возвратить ее в Россию.

Во многих странах установлена обязательная продажа валютной выручки экспортерами как мера административного регулирования. При этом в 30 странах норма обязательной продажи составляет 100%. С ее помощью решаются макроэкономические задачи, предотвраща­ется как отток валюты, так и рост долларизации. Особенно она важна для стран, выплачивающих большие долги. В России обязательная продажа экспортерами иностранной валюты за рубли отменена.

Для целей импорта валюта переводится за рубеж при предостав­лении контракта, заключаемого с иностранным партнером.

Вывоз капитала из страны может быть легальным и нелегальным. Легальный отражается в статьях «Портфельные инвестиции», «Капиталь­ные трансферты эмигрантов» платежного баланса, а нелегальный — в статьях «Непоступление экспортной выручки», «Непоступление товаров и счет погашения импортных авансов», «Чистые пропуски и ошибки».