logo search
Курс лекций по ГМУ(1)

5.6. Управление государственным имуществом

Государственный сектор служит естественной основой развития все­го национального хозяйства. Он включает комплекс хозяйственных и социальных объектов, полностью или частично принадлежащих фе­деральным, региональным или местным органам власти и контроли­руемых ими. Его размеры отражают экономическую и социальную роль государства как организатора производства, инвестора, потреби­теля конечной продукции. Государственный сектор образуют прежде всего отрасли, жизненно необходимые для страны, с высокой капи­талоемкостью, оказывающие населению дешевые услуги.

В государственной собственности находятся природные ресурсы (леса, водоемы, недра), являющиеся базовыми для функционирова­ния национального хозяйства (недра фиксируются или в государст­венном фонде, или переданы по лицензиям для изучения и разработки), железные дороги, трубопроводы, порты, недвижимость и некоторые другие объекты.

Государственными являются более 45 тыс. предприятий и учреж­дений, в том числе около 7,5 тыс. унитарных предприятий; государст­во участвует в 3900 акционерных обществах, в 2500 из которых ему принадлежат более 25% акций; в 580 АО используется право «золотой акции». Россия как правопреемник СССР имеет права на интеллекту­альную собственность в советских разработках оружия и боевой тех­ники, его модернизация без участия России неправомерна.

Для организации управления государственная собственность разграничена на федеральную, собственность субъектов РФ и муни­ципальную.

Базовый перечень объектов федеральной собственности опреде­лен Конституцией РФ. Федеральная собственность и управление ею находятся в ведении Российской Федерации. Управление федераль­ной собственностью осуществляет Правительство РФ.

Разграничение государственной собственности, владение, пользо­вание и распоряжение землей, недрами, водными и другими природ­ными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Феде­рации и субъектов РФ.

Имущество России за рубежом Счетная палата Федерального Соб­рания оценивает в 400 млрд долл.: недвижимость, земельные участки, пакеты ценных бумаг, драгоценные металлы и другие виды. В течение нескольких лет заграничным имуществом никто не управлял. В настоящее время вся недвижимость поставлена на ба­ланс ГУЛ «Госзагрансобственностъ» при Управлении делами Прези­дента РФ и МИД России.

Целью управления государственным имуществом является удов­летворение общественных потребностей, выполнение внутренних и внешних обязательств Правительства РФ и мобилизация доходов в бюджетную систему. Оно осуществляется на основе законодательст­ва, указов Президента РФ (по вопросам, по которым не приняты законы) и включает пользование, сдачу в аренду, отчуждение, пере­дачу в доверительное управление, в залог и другие операции.

Имущество закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение, а также передается в аренду другим организациям.

Заключение договоров аренды объектов недвижимого имущест­ва осуществляется, как правило, на конкурсной основе; 10% аренд­ной платы направляется на финансирование деятельности, связан­ной с управлением имуществом.

К государственному сектору относят следующие хозяйствующие субъекты:

Минэкономразвития России разрабатывает систему показателей функционирования государственного сектора.

Правительство РФ утверждает план поступления в федеральный бюд­жет доходов от использования федерального имущества. Минэконом­развития России осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по выполнению плана. Основными планируемыми источниками доходов являются средства от аренды федерального имущества, использования имущества, находящегося за рубежом, дивиденды по акциям в федеральной собственности.

Государственные предприятия создаются только в унитарной фор­ме. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собст­венности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Права собственника осуществляют органы государст­венной власти. Имущество унитарного предприятия является недели­мым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между его работниками.

Федеральные государственные предприятия создаются и ликвидируются по решению Правительства РФ на основании совмест­ного представления Минэкономразвития России и федерального органа исполнительной власти, на который возложены функции координа­ции и регулирования деятельности в соответствующей отрасли (сфе­ре управления). Решение подлежит согласованию с органами испол­нительной власти субъекта РФ, на территории которого размещается предприятие. Если создание предприятия финансируется из федераль­ного бюджета, то решение о создании принимается на основании представления Минэкономразвития России, Минфина России и со­ответствующего федерального органа исполнительной власти.

Уставы федеральных государственных и казенных предприятий утверждаются федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в со­ответствующих отраслях (сферах управления). Уставы после их утверж­дения представляются в Минэкономразвития России для внесения сведений в реестр федерального имущества.

Федеральные органы исполнительной власти, координирующие и регулирующие деятельность в соответствующих отраслях с привлече­нием при необходимости Минфина России в отношении государствен­ных предприятий и АО, более 50% акций которых находится в феде­ральной собственности, осуществляют также следующие действия:

• заключают, изменяют и расторгают контракты с руководителями предприятий.

Контракты с руководителями предприятий заключаются в соответствии с нормами гражданского права и не должны ухудшать усло­вий социального обеспечения по сравнению с трудовым договором. Обязательными условиями контракта являются:

Руководитель предприятия представляет ежеквартальный отчет по утвержденной форме в федеральный орган исполнительной власти, заключивший с ним контракт, и ежегодный доклад о финансово-хозяйственной деятельности с предложениями по ее улучшению.

Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. № 228 утверждены «Правила разработки и утверждения программ деятель­ности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий». Программы ежегодно утверждают федеральные орга­ны исполнительной власти, на которые возложены функции коорди­нации и регулирования деятельности в соответствующих органах (сферах) управления. Для анализа эффективности деятельности под­ведомственных предприятий образуется комиссия федерального ор­гана исполнительной власти.

Федеральные унитарные предприятия реорганизу­ются, на базе других создаются казенные предприятия, третьи переда­ются в собственность субъектов РФ, в том числе в счет причитаю­щихся им трансфертов. В ведении отраслевых министерств и ве­домств остается небольшое количество государственных предпри­ятий, необходимых для решения стратегических задач.