logo search
Курс лекций по ГМУ(1)

2.5. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов рф

В состав Российской Федерации входят 84 субъекта РФ. По сравнению с другими государствами, имеющими федера­тивную форму государственно-территориального устройства, Россия включает наибольшее число субъектов (США — 50, Индия — 25, ФРГ — 16, Канада - 10).

Федеративным договором установлены предметы ведения и полномочия федеральных и региональных органов власти. К пред­метам ведения Российской Федерации отнесены около 50 позиций; совместного ведения — 40; предметы ведения субъектов РФ не фиксированы, к ним отнесены все предметы ведения, за исключе­нием предметов ведения Российской Федерации и совместного ве­дения Российской Федерации и субъектов РФ. В своих норматив­ных актах субъекты РФ отражают до 50 полномочий собственного ведения.

Предметы ведения, установленные федеративным договором, подтверждены Конституцией РФ.

В ведении Российской Федерации находятся следующие вопро­сы общегосударственного значения:

Предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ являются:

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. По предме­там совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы (проекты согласовываются с субъек­тами РФ) и в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Законы и иные правовые акты субъектов РФ не могут противо­речить федеральным законам. В случае противоречия по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения действует федеральный закон.

При разграничении используется принцип делегирования пол­номочий, субсидиарности. Высшая инстанция берет на себя те функции, которые не может самостоятельно выполнять низшая. Исполнение решений передается на тот уровень, который ближе к заинтересованному населению. В свою очередь субъекты РФ делегируют на более высокий уровень те функции, которые не могут выполнять самостоятельно. Так обеспечивается взаимодополняе­мость управленческих функций.

Полномочия Центра в регионах выполняют полномочные пред­ставители Президента РФ в федеральных округах, а также федеральные ми­нистерства и ведомства, их территориальные органы на местах. Разграничение полномочий не должно приводить к ослаблению центральной власти. Наоборот, ее нужно укреплять.