logo search
Курс лекций по ГМУ(1)

Структура концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования

Для этих разделов характерно следующее содержание.

При анализе стартовых условий и оценке исходной социально-экономической ситуации прежде всего рассматривается имеющаяся информация о социаль­но-экономической ситуации и концепции развития страны и региона, без чего разработка реального стратегического плана развития отдельного муниципаль­ного образования невозможна. Затем рассматривается роль и место данного му­ниципального образования в стране и регионе, особенности его социально-эко­номического положения, предпосылки и условия развития. Объем и задачи анализа были рассмотрены выше.

При разработке стратегических целей и приоритетов социально-экономиче­ского развития рассматривается вопрос стратегического выбора пути развития муниципального образования. Две крайних позиции в этом вопросе могут быть следующими:

На самом деле, скорее всего, потребуется сочетание обеих этих стратегий в разных пропорциях, в зависимости от конкретных условий. С учетом этого должны быть определены основные цели и задачи перспективного развития. Они должны носить вариантный характер и учитывать возможные сценарии развития государства в целом, его экономической политики и политики субъек­та РФ. Чаще всего рассматриваются три сценария: оптимистический, пессими­стический и наиболее реалистический (средний).

Стратегический выбор — самый ответственный момент в разработке концеп­ции и стратегического плана, поскольку он предопределяет все остальные реше­ния.

Раздел «Основные направления реализации стратегических целей» включает следующие подразделы:

♦ совершенствование организации и деятельности муниципальной власти.

Подпрограммы. В составе концепции или стратегического плана могут быть выделены подпрограммы (целевые программы) по отдельным проблемам, на­пример «Жилище», «Социальная защита», «Здравоохранение» и т. п. Вопросы разработки муниципальных целевых программ рассматриваются в следующем разделе настоящей главы.

На основе общей концепции развития органы местного самоуправления при­нимают ряд других программных документов: программы приватизации, гене­ральные планы, планы планировки и застройки населенных пунктов и др.

Механизм реализации концепции социально-экономического развития. В этом разделе должны быть рассмотрены:

Порядок разработки концепции и стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования

Разработка концепции и стратегического плана социально-экономического раз­вития муниципального образования — сложная задача, требующая привлечения высококвалифицированных специалистов и использования соответствующей технологии. Основные ее этапы показаны на рис.

Основные этапы разработки концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования

Этапы разработки концепции

1 этап

Организационно-подготовительный

2 этап

Формирование и анализ информационной базы

3 этап

Разработка концепции

4 этап

Экспертиза проекта концепции

5 этап

Доработка, согласование и утверждение концепции

Организационно-подготовительный этап включает: разработку и утверждение структуры документа; подготовку необходимых методических материалов; опре­деление состава исполнителей и распределение обязанностей по разработке про­екта концепции, формирование соответствующей рабочей группы; проведение обучения работников (при необходимости); формирование информационной базы, Необходимой для разработки концепции; выделение денежных ресурсов для привлечения специалистов к разработке и экспертизе проектных материа­лов; составление графика разработки концепции, который должен содержать все этапы ее формирования, состав группы и руководителей.

Этап формирования и анализа информационной базы включает сбор, система­тизацию и анализ данных, составляющих информационную базу для формиро­вания концепции: статистические данные; предложения населения; прогнозные и программные документы по развитию муниципального образования; наличие утвержденных и намеченных к реализации проектов, затрагивающих интересы города, и т. п.

Этап разработки проекта концепции предполагает собственно формирование проекта концепции в соответствии с принятой структурой на основе имеющейся методической и информационной базы с учетом выделенных приоритетов соци­ально-экономического развития.

Этап экспертизы обеспечивает высокое качество и научную обоснованность концепции. Основные задачи экспертизы: проверка обоснованности выбранных приоритетов и целей социально-экономического развития муниципального об­разования; анализ соответствия задач социально-экономического развития му­ниципального образования, определенных концепцией, роли муниципального образования в региональной системе разделения труда с учетом особенностей ее развития; оценка принятых направлений социально-экономической политики; уточнение потребности в ресурсах, необходимых для реализации намеченных целей, и источников их покрытия. Как правило, проводится юридическая, эконо­мическая, экологическая и социальная экспертиза концепции, а также ее общест­венное обсуждение (общественная экспертиза).

Этап согласования и утверждения концепции. На этом этапе производится до­работка проекта концепции по результатам экспертизы и общественного обсуж­дения, увязка принимаемых решений с возможными объемами финансовых и других ресурсов, согласование концепции с органами государственной власти субъекта РФ, природоохранными органами, в отдельных случаях — с заинтере­сованными министерствами и федеральными агентствами и утверждение кон­цепции представительным органом муниципального образования.

При принятии решения о разработке концепции перспективного развития му­ниципального образования необходимо обращать особое внимание на следую­щие моменты.

♦ Формирование в составе администрации структурного подразделения (или временной рабочей группы), занятого разработкой концепции и непосред­ственно подчиненного главе администрации или (как минимум) его первому заместителю. Возложение этой работы в качестве «дополнительной» на структурные подразделения, занятые текущими задачами, как правило, ведет к неудаче.