logo search
Курс лекций по ГМУ(1)

18.1. Организационная структура местной администрации

Факторы, влияющие на организационную структуру местной администрации

Общая структура органов муниципальной власти, разграничение полномочий и система взаимоотношений между тремя ее основными звеньями (представи­тельный орган, глава муниципального образования, местная администрация) рассматривались в главе 1, в основном с правовых позиций. Здесь речь идет о практической организации и технологическом процессе муниципального управ­ления. Важнейшую роль в этом процессе играет местная администрация как ис­полнительно-распорядительный орган муниципального образования. Поэтому изложение вопросов организации муниципального управления начинается с рассмотрения организационной структуры местной администрации.

Организационная структура — важнейший фактор деятельности органа мест­ного самоуправления, форма, в которой реализуется процесс муниципального управления.

Под организационной структурой понимается состав и соподчиненность взаи­мосвязанных организационных единиц (отдельных должностей), звеньев (управ­ленческих подразделений) и ступеней (уровней), наделенных определенными пра­вами и ответственностью для выполнения соответствующих целевых функций управления.

Звено управления представляет собой обособленную ячейку со строго ориен­тированными функциями, а ступень (уровень) управления — совокупность звеньев, расположенных на определенном иерархическом уровне.

Выше было показано, что муниципальные образования существенно различа­ются по размерам территории, численности и составу населения, положению в системе территориального разделения труда, экономическому потенциалу, со­ставу муниципального хозяйства, уровню развития инженерной и социальной инфраструктуры. Тип муниципального образования предопределяет состав предметов ведения местного самоуправления, что, в свою очередь, обусловлива­ет объем задач и функций всех органов муниципального управления, включая администрацию.

Цели, задачи и функции муниципального управления непосредственно влия­ют на структуру местной администрации и являются основой для выделения в ее структуре самостоятельных подразделений, отвечающих за достижение конкретных целей и решение отдельных конкретных задач. Чем сложнее хозяйст­венный комплекс в том или ином муниципальном образовании, тем более важна взаимосвязь всех его составляющих, комплексное решение вопросов социаль­но-экономического развития и охраны окружающей среды. Соответственно, для реализации этих целей в составе администрации организационно выделяются или усиливаются соответствующие структурные подразделения. Муниципаль­ные образования, различающиеся составом решаемых задач и функций управле­ния, необходимым объемом управленческой работы, отличаются численностью и внутренним построением исполнительных органов. Штат администрации крупного городского округа может насчитывать сотни работников и десятки структурных подразделений, тогда как штат администрации небольшого сель­ского поселения — лишь 5-7 сотрудников.

Состав основных факторов, влияющих на организационную структуру мест­ной администрации, представлен на рис.

Наряду с перечисленными внешними факторами, следует выделить внутрен­ние, воздействующие на структуру администрации: кадровый состав, техника, технология управления, организация труда. С одной стороны, они влияют на ор­ганизационную структуру управления, с другой — сами определяются ею. Так, управленческие кадры воздействуют на структуру управления с точки зрения перераспределения функций между подразделениями и отдельными работниками. Но в основном именно структура управления определяет состав должностей и требования к личностным качествам работников. Внедрение информационных технологий влияет на структуру администрации в плане как сокращения числа работников отдельных подразделений, так и появления новых подразделений (информационного обслуживания). При формировании организационной струк­туры администрации необходимо учитывать и внешние, и внутренние факторы.

Важнейшим фактором, влияющим на формирование организационной струк­туры, является норма управляемости (диапазон управления).

Нормой управляемости называется максимально допустимое число работни­ков, деятельностью которых может эффективно управлять один руководитель при определенных организационно-технических условиях.