logo search
Курс лекций по ГМУ(1)

Основные функции дореволюционной российской сельской общины

Перспективы развития самоуправления в сельской местности

Система местного самоуправления в сельской местности должна кардинальным образом измениться после вступления в силу Федерального закона 2003 года. Закон предусматривает осуществление во всех субъектах РФ двухуровневой системы муниципальных образований в сельской местности (поселения и муни­ципальные районы).

На базе сельских населенных пунктов с 1 января 2006 года функционирует 19 736 муниципальных образований — сельских поселений, объединенных в 1805 муниципальных районов. Их количество по федеральным округам и по субъек­там РФ приведено в приложении 2. В одном сельском поселении может быть от 1 до 10 и более населенных пунктов, а в одном муниципальном районе — от 3 до 10 и более сельских поселений. Требования к установлению границ поселе­ний и муниципальных районов были изложены в главе 1. Некоторое количество пригородных сельских населенных пунктов входит в состав городских округов. Кроме того, в состав муниципальных районов входит 2057 городских населен­ных пунктов (городов и поселков) со статусом городского поселения. Все это предопределяет достаточно сложную структуру муниципального управления на сельских территориях.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в РФ» 2003 года № 131-ФЗ разграничил вопросы местного значения меж­ду муниципальными районами и сельскими поселениями и закрепил за каждым уровнем соответствующее имущество и источники доходов (см. главу 1).

За поселениями законом закрепляются в основном вопросы текущего жизне­обеспечения населенных пунктов, например: организация инженерной инфра­структуры, дорожное хозяйство в границах населенных пунктов, содержание муниципального жилищного фонда, участие в предупреждении и ликвидации последствий локальных чрезвычайных ситуаций, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли, бытового, библиотечного обслужива­ния, организации досуга, обустройства мест для отдыха, развития массовой фи­зической культуры и спорта, охрана памятников истории и культуры местного значения, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, благоустрой­ство и озеленение территорий, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения и т. п. Из вопросов перспективного характера за поселениями закрепляются: утверждение генеральных планов, установление правил земле­пользования и застройки, планирование застройки территории поселений, обес­печение жилыми помещениями малоимущих граждан, организация строительст­ва муниципального жилищного фонда и др.

На уровне муниципальных районов сосредоточено решение в основном задач межмуниципального характера, для которых необходимы специализированные объекты инфраструктуры, требующие значительных затрат на содержание: охра­на общественного порядка, школьное образование (за исключением финансово­го обеспечения образовательного процесса, возложенного на субъекты РФ), до­школьное воспитание, организация основных видов медицинской помощи и т. п. На муниципальные районы возлагается также решение всех вопросов местного значения на межселенных территориях. Федеральными законами и законами субъектов РФ на муниципальные районы может быть возложено выполнение отдельных государственных полномочий.

Органы местного самоуправления поселений и муниципальных районов мо­гут заключать между собой соглашения о передаче друг другу части своих пол­номочий с соответствующим финансированием. Например, сельские поселения могут содержать расположенные на их территориях школьные здания, детские сады, фельдшерско-акушерские пункты, участковые пункты милиции и др. В свою очередь, муниципальные районы могут осуществлять централизованные закупки топлива для населения, содержать и ремонтировать силами районных организаций дороги в границах сельских населенных пунктов, сельские котель­ные, теплотрассы, электрические сети и т. д. Каждое такое соглашение должно заключаться на принципах добровольности и требует обоснования целесообраз­ности и эффективности.

Поселения и муниципальные районы должны самостоятельно распоряжаться за­крепленным за ними имуществом, самостоятельно формировать и исполнять мест­ные бюджеты, устанавливать в соответствии с законом местные налоги и сборы.

Многие субъекты РФ пришли к выводу о том, что большинство сельских по­селений к началу 2006 года будут не готовы принять на себя вышеперечислен­ный объем полномочий, самостоятельно формировать и исполнять свои бюдже­ты, эффективно распоряжаться муниципальным имуществом. В связи с этим Федеральным законом от 12 октября 2005 года № 129-ФЗ срок вступления в силу Федерального закона № 131-ФЗ в полную силу был перенесен на 1 янва­ря 2009 года, а до этого срока установлен переходный период. В переходный пе­риод законами субъектов РФ может быть предусмотрено решение вопросов ме­стного самоуправления вновь образованных поселений органами местного самоуправления муниципальных районов. Соответственно, последние в пере­ходный период могут распоряжаться имуществом и исполнять бюджетные пол­номочия вновь образованных поселений. На момент выхода в свет настоящего учебника процесс передачи сельским поселениям полномочий, имущества и фи­нансовых средств проходит в разных субъектах РФ с разной интенсивностью.

Основными задачами сельских поселений в переходном периоде должны быть:

♦ подготовка квалифицированных кадров для новых органов местного само­ управления, в особенности в сферах экономики, финансов, земельно- иму­щественных отношений, юриспруденции и информатизации;

♦ привлечение широких слоев сельских жителей к активному участию в решении вопросов местного значения, содействие созданию органов террито­риального общественного самоуправления в насе-ленных пунктах, не яв­ляющихся поселениями.