logo search
Курс лекций по ГМУ(1)

Уполномоченный рф при Европейском суде по правам человека

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. В Европейском суде по правам человека возможно рассмотрение исков к Российской Федерации в случае нарушения прав человека. В целях обеспечения эффектив­ной защиты интересов России при рассмотрении дел в Европей­ском суде Указом Президента от 2 марта 1998 г. № 310 учреждена должность Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека.

Уполномоченный Российской Федерации при Европейском суде по правам человека назначается Президентом Российской Федерации по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации из числа федеральных государственных служащих, имеющих высшее юридическое образование и владеющих как минимум одним из официальных языков Совета Европы.

Основными функциями Уполномоченного являются:

- защита интересов Российской Федерации при рассмотрении в Европейском суде по правам человека дел, возбужденных против Российской Федерации на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

- в период до прекращения деятельности Европейской комиссии по правам человека Уполномоченный обеспечивает защиту интересов Российской Федерации при рассмотрении указанной Комиссией дел, возбужденных против Российской Федерации на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

- изучение правовых последствий решений Европейской комиссии по правам человека и Суда для государств - членов Совета Европы и подготовка рекомендаций по совершенствованию законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики;

- обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при исполнении решений Комитета министров Совета Европы и Суда в связи с исками о нарушении Российской Федерацией своих обязательств по Конвенции о защите прав человека и основных свобод, включая восстановление нарушенного права и выплату истцам денежной компенсации.

В федеральном бюджете отдельной строкой предусматриваются расходы на защиту интересов России в Европейском суде и выплату денежных компенсаций истцам в случае вынесения соответствующих решений судом.

Вступление России в Совет Европы стало побудительным моти­вом ускорения судебной реформы. Приняты законы об адвокатуре, судейском сообществе, введен институт судебных приставов, об­новлены процессуальные кодексы. Однако коренные вопросы укре­пления судебной власти, повышения качества правосудия, его доступности решаются медленно, половинчато или формально под­страиваются под западные стандарты.

В посланиях Президента парламенту отмечается неэффектив­ность деятельности судебной системы. В стране сложилось теневое правосудие, теневая юстиция, судьи нередко принимают решения не по закону, а под давлением заинтересованных сторон. Наруша­ются сроки рассмотрения дел, низка квалификация судей, не хватает кадров.

Многие считают, что психологически судьи еще не готовы к об­ладанию пожизненным статусом. Пожизненное назначение снижает стимулы к совершенствованию, карьерному росту. Ротация руково­дящих кадров является азбукой управления. Мир идет по пути профессионализма и специализации судейского корпуса, а в России многие в судах института присяжных видят разрешение всех проблем.