logo search
Курс лекций по ГМУ(1)

Формы межмуниципальной кооперации в зарубежных странах

Способ коопера­ции

Типичные сферы кооперации

Способ финансирования

Кооперация не­больших муници­палитетов с крупным

• Пожарная команда;

• служба школьной психологической помощи;

• лечебные учреждения;

• дом престарелых

Покупка услуг на до­говорных началах

Совместное реше­ние общих вопро­сов

• Общественный транспорт;

• свалки и отстойники для сбора отходов неф­тепродуктов;

• устройства контроля пищевых продуктов

Долевое финансиро­вание

Строительство и эксплуатация совместных объек­тов

• Службы спасения, пожарные службы;

• газоснабжающие компании;

• тепло- и электростанции;

• водохозяйственные объекты; j

• водоочистные сооружения;

• аэропорты;

• полигоны для хранения и утилизации быто­вых отходов;

• различные объекты социального назначения

Создание совместных компаний на принци­пах самофинансиро­вания с частичным бюджетным финанси­рованием

При кооперации небольших муниципалитетов с крупным для координации сотрудничества создается единый орган, в который входят представители всех заинтересованных муниципалитетов. Государство не контролирует такую коопе­рацию. При совместном решении общих вопросов создается руководящий орган с участием всех муниципалитетов. В некоторых случаях он обладает полномо­чиями по утверждению бюджета, тогда как в других случаях это делают местные органы участвующих в соглашении муниципалитетов. Совместное строительст во и эксплуатация хозяйственных объектов и создание управляющих компаний особенно эффективно в сферах, требующих крупных инвестиций.

Практика использования межмуниципальной кооперации за рубежом имеет как достоинства, так и недостатки. С одной стороны, она позволяет эффективно и гибко решать определенные договором задачи. Услуга, приобретенная с помо­щью кооперации, обходится муниципалитету дешевле, чем ее самостоятельное производство. С другой стороны, возникают проблемы компетенции и ответ­ственности. Так, принимающие участие в кооперации местные советы имеют меньшие возможности управления совместным предприятием, чем в случае, если бы этим предприятием руководил сам муниципалитет. Общественности также труднее вникнуть в суть дела. Решение многих задач независимыми меж­муниципальными компаниями может ограничить свободу действий участвую­щих в кооперации муниципалитетов. Возникают сложности, которые не всегда можно разрешить силами двух муниципалитетов, участвующих в соглашении. Муниципалитет, приобретающий услугу у другого, не в состоянии влиять на ее качество (например, на выбор интерьера и порядок эксплуатации лечебницы). Поэтому многие из соглашений по межмуниципальной кооперации должны ут­верждаться государственными инстанциями.

Во многих странах основным направлением межмуниципальной коопера­ции является совместное строительство и содержание объектов, обслуживаю­щих несколько соседних муниципалитетов. В этом случае создаются специ­альные округа по содержанию соответствующих объектов, границы которых могут не совпадать с границами муниципалитетов. Широко известны школь­ные, а также водохозяйственные и иные специализированные межмуници­пальные округа.

В России правовая база для межмуниципальной хозяйственной кооперации отсутствует и почти нет практического опыта. Такие возможности предоставля­ет Федеральный закон № 131 от 2003 года. Им предусмотрено, что представи­тельные органы муниципальных образований для совместного решения вопро­сов местного значения могут учреждать межмуниципальные хозяйственные общества в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной от­ветственностью. Для совместного решения социальных задач представительные органы муниципальных образований могут учреждать межмуниципальные не­коммерческие организации в различных формах.

Все перечисленные общества и организации подлежат государственной реги­страции в соответствии с действующим законодательством и функционируют в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ.

Внешние экономические связи муниципальных образований

Многие города активно участвуют в международных экономических связях, как с целью закупок ряда товаров (подвижной состав транспорта, медикаменты, ме­дицинское оборудование и многое другое), так и для привлечения инвестиций. Для реализации внешних экономических связей в администрациях городов могут создаваться особые структурные подразделения. Основные этапы деятельности местной администрации при проведении закупок по импорту показаны на рис.

Для содействия внешнеэкономической деятельности предприятий и организа­ций, расположенных на территории муниципального образования, местная ад­министрация может организовать таможенный (консигнационный) склад и эф­фективно использовать его совместно с таможенными органами. Она может также оказывать помощь предпринимательским структурам муниципального образова­ния в области внешнеэкономической деятельности.

В ряде городов разработаны целевые комплексные программы развития внеш­неэкономических связей и созданы соответствующие структурные подразделе­ния в местных администрациях. Примерные функции такого подразделения: