logo search
Курс лекций по ГМУ(1)

Основные направления государственной политики по улучшению ситуации в сфере ресурсообеспечения поселений

Изменение тарифной политики предполагает создание единой методологиче­ской базы для регулирования тарифов на федеральном, региональном и муници­пальном уровнях, установление единых принципов государственного тарифного регулирования. В процессе такого регулирования должны быть увязаны изме­нения тарифов на газ (федеральный уровень) и электроэнергию (региональный уровень) с изменением тарифов на тепловую энергию, водоснабжение и водо-отведение (муниципальный уровень), а также с возможностью потребителей (населения и бюджетных организаций) оплачивать услуги по новым тарифам. Федеральными законами установлен новый порядок, при котором изменение та­рифов на природный газ и электроэнергию будет осуществляться, как правило, один раз в год, причем размер и сроки этого изменения должны быть известны на момент разработки и утверждения бюджетов всех уровней.

Переход от оплаты ресурсов по нормативам потребления к оплате по фактиче­скому потреблению на основе показаний приборов учета будет осуществляться по мере установления таких приборов. Это должно стимулировать поставщиков к снижению издержек на всех стадиях производства и транспортировки, прове­дению ресурсосберегающей политики.

Создать конкурентную среду в сфере ресурсообеспечения поселений доста­точно сложно в силу естественного монополизма производителей. В то же вре­мя начинается процесс формирования локальных рынков в системах теплоснаб­жения ряда городов при наличии нескольких источников тепла, подключенных к единым городским сетям, а также установки местных высокоэкономичных ис­точников теплоэнергии (на многоквартирный жилой дом или на группу домов). Последние успешно конкурируют с системами централизованного теплоснаб­жения за счет экономии затрат на транспортировку и сокращения неизбежных потерь.

Привлечение частных инвестиций в предприятия инженерной инфраструкту­ры поселений возможно при получении инвестором существенной экономии от сокращения потерь ресурсов в процессе их выработки и транспортировки до ко­нечных потребителей. Это делает сферу ресурсоснабжения инвестиционно при­влекательной. Предполагается развитие концессионных схем привлечения инве­стиций в модернизацию объектов коммунальной энергетики (подробнее об этом см. в главе 6), для чего требуется создание необходимой нормативно-правовой базы.

Функции органов местного самоуправления в сфере инженерного обеспечения поселений

Действуя в рамках рассмотренных основных направлений, органы местного са­моуправления ориентированы на выполнение задач, показанных на рисунке.

Разработка и утверждение перспективных схем развития систем ресурсоснаб­жения поселений в первую очередь затрагивают вопросы тепло- и водоснабжения. При разработке таких схем необходимо, в частности, сопоставление эффективно­сти использования теплоэнергии от централизованных (через распределительные сети) и автономных источников в каждом конкретном случае. Автономные источ­ники (котельные) оказываются, как правило, эффективнее на территориях с ма­лой плотностью застройки, при сложном рельефе местности, в местах, удаленных от крупных источников тепловой энергии, когда стоимость услуг по передаче энергии сопоставима со стоимостью ее производства.

Экономически обоснованные тарифы на услуги тепло-, водоснабжения и водоотведения должны быть увязаны с уровнем тарифов, устанавливаемых на фе­деральном и региональном уровнях. При принятии решений об установлении тарифов должны использоваться результаты комплексных обследований пред­приятий, включая независимые экспертизы и проверки за счет бюджетных средств. Процесс формирования тарифов должен заключаться в поиске компро­мисса между техническими задачами и финансовыми потребностями поставщи­ков услуг и платежеспособным спросом потребителей. Процедуры тарифного ре­гулирования должны обеспечивать публичность процесса, что повысит доверие потребителей ресурсов, а также установления баланса интересов в процессе регулирования тарифов. Публичность системы должна обеспечиваться процеду­рами мониторинга деятельности предприятий коммунальной энергетики, подго­товки и рассмотрения заявок на пересмотр тарифов, их утверждения и вступле­ния в силу. В условиях нестабильной экономики установление срока действия тарифа следует дополнять определением внешних факторов, изменение которых приведет к автоматическому перерасчету или изменению производственной про­граммы предприятия. В крупных городах органы местного самоуправления спо­собны сформировать профессиональные службы регулирования тарифов для предприятий коммунальной инфраструктуры. Для малых муниципальных обра­зований эти функции могут быть переданы организациям регионального уровня. На тепловую энергию и воду целесообразно устанавливать двухставочные тари­фы, позволяющие обеспечивать раздельный учет постоянных и переменных за­трат, что обеспечит снижение сезонных колебаний в платежах.

Приборы учета расходов теплоэнергии, холодной и горячей воды необходимо устанавливать поэтапно: в первую очередь для бюджетных организаций и много­квартирных домов в целом, а в дальнейшем — индивидуальных приборов учета в квартирах. Последняя задача технически сложна, поскольку предполагается пе­реустройство внутридомовых инженерных сетей, особенно сетей отопления. По мере установки таких приборов необходим переход от оплаты за ресурсы по нор­мативам потребления к оплате на основе показаний приборов учета.