logo search
Курс лекций по ГМУ(1)

Экономические функции местного самоуправления

Направления и методы реализации муниципальной экономической политики

Учитывая перечисленные функции, можно выделить следующие основные направления муниципальной экономической политики:

• управление муниципальным имуществом;

• финансовая политика — управление муниципальными финансами;

• промышленная политика — взаимодействие с немуниципальными хозяйствующими субъектами на территории муниципального образования;

• налоговая, тарифная, ценовая политика;

• инвестиционная политика;

• управление межмуниципальными и международными экономическими связями муниципальных образований и др.

Ниже рассматриваются отдельные аспекты муниципальной экономической политики.

Вопросы прогнозирования и планирования комплексного социально-экономического развития территории и связанные с ними аспекты инвестиционной

политики излагаются в главе 7.

Управление экономическими процессами на территории муниципального образования

требует использования различных методов прямого и косвенного воздействия

на объекты управления (рис.).

Методы регулирования экономических процессов на территории муниципального образования

Экономическая политика муниципального образования может изменяться в зависимости от многих факторов: географического положения, отраслевой структуры градообразующей сферы и соответствующего типа муниципального образования (административный центр, транспортный узел, промышленный или ресурсодобывающий центр, научный центр, культурный центр и т. д.), социально-демографического состава населения, уровня квалификации его трудоспособной части и т. п. Выбор наиболее эффективных в конкретной ситуации направлений и методов экономической политики муниципального образования

служит одним из важнейших условий его развития.

Тенденции современной экономической политики государства связаны с четким раграничением властных и хозяйственных функций и сокращением вмешательства всех уровней публичной власти, включая муниципальную, в сферу экономики. Федеральным законом 2003 года, в отличие от Федерального закона 1995 г., установлен исчерпывающий перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности. Из него исключаются объекты, не предназначенные для исполнения функций местного самоуправления как органа публичной власти. В связи с этим муниципальная экономическая политика должна будет претерпеть существенные изменения.