logo search
Курс лекций по ГМУ(1)

Примерная схема организационной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на местном уровне

Основной целью муниципального органа поддержки и развития малого пред­принимательства является создание условий развития предпринимательской деятельности путем объединения усилий инфраструктуры муниципального об­разования (банки, страховые и лизинговые компании, муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства, учебные центры и др.).

Целью центра развития предпринимательства является получение предпри­нимателем комплекса услуг (информационных, правовых, консалтинговых) и консультаций (от регистрации малого предприятия до получения финансовой поддержки).

Главной функцией территориального агентства по развитию малого предпри­нимательства является содействие прямым контактам, инвестициям и совместным проектам при участии российских и зарубежных партнеров, заинтересован­ных в расширении экономических связей с предпринимателями муниципально­го образования.

Основными целями деятельности фонда поддержки малого предприниматель­ства являются:

Основной целью бизнес-инкубатора является создание благоприятных усло­вий для ведения эффективной деятельности малых предприятий, специализи­рующихся на инновационной деятельности.

Основной целью технопарка является поддержание малых предприятий в сфере внедрения научных разработок в производстве и продвижении наукоем­кой продукции на рынок.

Перед органами местного самоуправления стоит задача — научиться формули­ровать и осуществлять местную политику по отношению к малому предпринима­тельству. Муниципальные образования должны поддерживать и развивать приоритетные направления предпринимательской деятельности, например внедрение инноваций во всех сферах хозяйственной деятельности (промыш­ленность, жилищно-коммунальное хозяйство, торговля, наука, транспорт и др.).

Инновационное развитие современной мировой экономики происходит за счет небольших фирм, основанных на высоких технологиях. Поэтому малое пред­принимательство объективно является естественной средой для функциониро­вания и развития инновационных процессов, особенно в наиболее быстро раз­вивающихся отраслях — информатика, электроника, биомедицинская техника и др.

В настоящее время в рамках реализации муниципальных программ поддерж­ки инновационной деятельности происходит переориентация от поддержки отдельных малых предприятий на поддержку кластеров предприятий. Под клас­тером обычно понимается группа компаний среднего и малого размеров, объеди­ненных вокруг крупной (материнской) компании и размещенных на одной территории. Предприятия кластера имеют возможность минимизировать затра­ты на внедрение инноваций за счет внутренней специализации и стандарти­зации.

Успехи в развитии малого предпринимательства зависят от уровня квалифи­кации работников. В этой сфере появилась потребность в специалистах в облас­ти менеджмента, маркетинга, логистики, новых информационных технологий, инновационной деятельности. Органы местного самоуправления должны опре­делить пути и усилить работу по повышению квалификации и деловой компе­тентности работников малых предприятий.

Механизмы реализации муниципальной промышленной политики

Муниципальная власть может проводить эффективную промышленную полити­ку только совместно с самими промышленными и финансовыми структурами территории: союзами промышленников и предпринимателей, торгово-промыш­ленными палатами, организациями по поддержке бизнеса, банковскими союзами и т. п. Эти структуры являются местными сообществами, представляющими со­бой второй сектор общества (см. раздел 3.4) и заинтересованными в эффектив­ном взаимодействии с муниципальной властью. Во многих городах при главах муниципальных образований созданы постоянно действующие консультативные советы из представителей промышленного и финансового секторов. Они прини­мают согласованные решения по вопросам промышленной политики, оформля­ют взаимные обязательства власти и бизнеса. В ряде местных администраций созданы структурные подразделения, занимающиеся вопросами взаимодействия с промышленными предприятиями.