logo search
Курс лекций по ГМУ(1)

Способы размещения муниципального заказа

Открытый конкурс — самый предпочтительный способ размещения заказа. Объявления о проведении конкурса публикуются в средствах массовой инфор­мации. Приглашаются любые предприятия и организации, действующие на рын­ке данных услуг и удовлетворяющие квалификационным требованиям, преду­смотренным положением по размещению муниципального заказа. Недостатки открытого конкурса выражаются в том, что процесс рассмотрения заявок может быть весьма продолжительным, а кроме того, необходимо проделать большой объем работы по учету и оценке заявок, обеспечить объективность оценки зая­вок.

Двухэтапный конкурс проводится в случаях, когда у заказчика (местной адми­нистрации) нет возможности составлять подробные характеристики заказывае­мых товаров, работ, услуг, либо в случаях, когда поставщики не представили за­явки на участие в торгах или же все указанные заявки отклонены заказчиком в соответствии с требованиями по выполнению муниципального заказа.

Закрытый конкурс проводится в следующих случаях:

Бесконкурсное размещение муниципального заказа используется в основном при выполнении работ местными монополистами или в условиях неразвитости конкурентной среды.

Администрация муниципального образования должна подготовить методиче­ское обеспечение муниципального заказа, т. е. выбрать и обосновать форму про­ведения мероприятий по отдельным контрактам, установить критерии отбора исполнителей.

К потенциальным исполнителям муниципальных контрактов в зависимости от их характера могут быть предъявлены следующие требования. Исполнитель должен иметь необходимые профессиональные знания и квалификацию, финан­совые средства, оборудование и другие материальные возможности, опыт и по­ложительную репутацию, быть надежным, обладать необходимыми трудовыми ресурсами для выполнения муниципального контракта, исполнять обязательст­ва по уплате налогов в бюджеты всех уровней, не должен быть неплатежеспособ­ным, находиться в процессе ликвидации (для юридического лица), быть признан несостоятельным (банкротом). Поставщиком не может являться организация, на имущество которой наложен арест и (или) экономическая деятельность кото­рой приостановлена.

Особенности организации муниципального заказа в социальной сфере

Методы муниципального заказа стали распространяться и на отдельные соци­альные услуги, в первую очередь в сферах медицинского обслуживания и обра­зования. Исходя из наличия бюджетных средств органы местного самоуправле­ния определяют объем медицинских, образовательных и других социальных услуг, которые они в состоянии профинансировать, и на этот объем заключают договоры (контракты) с соответствующими муниципальными, государственны­ми или частными учреждениями. Так появился термин «муниципальный соци­альный заказ». В некоторых городах он стал основной формой управления му­ниципальными учреждениями со стороны местной администрации.

Так, в Новосибирске действует положение о муниципальном социальном за­казе. С его помощью решается несколько задач:

Технология выдачи муниципального социального заказа состоит в следую­щем. Органы местного самоуправления, осведомленные об актуальных вопросах социальной сферы, объявляют в прессе конкурс проектов, решающих ту или иную проблему. Заказчиком выступает местная администрация. Исполнителем (подрядчиком) могут выступать организации всех форм собственности.

Критерии отбора наиболее эффективного социального проекта определяет за­казчик. Среди них могут быть:

В случае неисполнения (некачественного исполнения) контракта социального заказа муниципальные органы вправе требовать возмещения ущерба от испол­нителя.

Организация управления муниципальным заказом

В большинстве муниципальных образований размещение муниципального зака­за производится децентрализованно, т. е. каждое структурное подразделение ад­министрации самостоятельно изыскивает поставщиков необходимой продукции (в пределах выделенных бюджетных средств) и заключает муниципальные кон­тракты. Однако в администрациях ряда городов для организации работ по муни­ципальному заказу созданы специальные структурные подразделения. Создание такой службы позволяет экономически грамотно рассматривать и сопоставлять предложения, поступающие от потенциальных исполнителей и отраслевых структурных подразделений администрации, проводить единую политику в сфе­ре муниципального заказа, организовывать конкурсы, подписывать контракты на весь объем муниципального заказа, осуществлять контроль их выполнения.

В последнее время активно развивается система организации муниципальных закупок через Интернет, что позволяет расширять географию поставщиков и экономить бюджетные средства.