logo search
V_E_Chirkin_Sistema_gosudarstvennogo_i_munitsipa

§ 4. Государственное управление в административно­политической сфере

Государственное управление в сфере административно-политической деятельности распространяется на оборону, государственную безопас­ность, иностранные дела, внутренние дела, чрезвычайные ситуации, юс­тицию, надзор за законностью (деятельность прокуратуры). Многие из таких полномочий относятся к исключительному ведению Федерации. Поэтому непосредственное управление названными сферами жизни об­щества осуществляется преимущественно или исключительно феде­ральными органами (министерствами и ведомствами) через свои управ­ления и отделы в субъектах РФ, а также в семи федеральных округах. Большинство административно-политических министерств и ведомств подчинены непосредственно Президенту РФ, а Правительство РФ выполняет в их отношении лишь координирующую роль.

Некоторые полномочия в сфере административно-политической деятельности относятся к совместному ведению Федерации и ее субъ­ектов (защита, но не регулирование прав и свобод человека и граждани­на, защита прав национальных меньшинств, обеспечение правопорядка, общественной безопасности, координация международных и внешне­экономических связей субъектов РФ и др.), они осуществляются и го­сударственными органами РФ, и органами государственной власти субъектов РФ (в последнем случае, если эти отношения не урегулиро­ваны органами РФ или не включены ими в сферу своей деятельности). На уровне муниципальных образований (в городах, районах, но не в мелких селениях) государственное управление в административно-по­литической сфере осуществляется либо соответствующими отделения­ми федеральных министерств и ведомств, либо (если вопросы отнесены Конституцией РФ к сфере предметов совместного ведения) органами субъекта РФ при соблюдении указанного выше условия.

Государственное управление в области обороны включает меры по повседневному обеспечению защиты страны, использование воору­женных сил в случае агрессии против нее (или выполнения обяза­тельств по взаимной обороне от агрессин), выполнение задач, выте­кающих из Устава ООН.

Основа военной организации государства — Вооруженные Силы (Ракетные войска стратегического назначения, Военно-воздушные силы, Военно-морской флот, Сухопутные войска). К выполнению за­дач обороны привлекаются также внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, Железнодорожные войска, войска Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвида­ции последствий стихийных бедствий (МЧС), а также инженерно-тех­нические и дорожно-строителъные воинские формирования при дру­гих федеральных органах исполнительной власти.

Управление в области обороны осуществляется только федераль­ными государственными органами, это исключительная компетен­ция РФ. Наиболее широкими полномочиями в этой области наделен Президент РФ, являющийся по должности Верховным главнокоман­дующим. В соответствии с Конституцией РФ он определяет основные направления военной политики, утверждает планы строительства Вооруженных сил, осуществляет руководство Вооруженными силами и другими войсками, в случае возникновения вооруженных конфлик­тов объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит военное положение, издает указы о призыве граждан на военную службу и увольнении в запас, назначает и освобождает от должности высшее ко­мандование, присваивает высшие воинские звания, решает ряд других вопросов в области обороны.

Важные полномочия принадлежат Правительству РФ. Оно прово­дит необходимые меры по организации обороны и государственной безопасности, организует обеспечение войск вооружениями, матери­альными средствами, услугами, обеспечивает выполнение программ подготовки граждан по военным специальностям, руководит граждан­ской обороной и др. Непосредственное управление Вооруженными Силами осуществляют Министерство обороны, Генеральный штаб, командующие военными округами, другие военачальники.

Министерство обороны РФ отвечает за состояние и развитие Вооруженных Сил, их боеготовность, военно-техническое обеспече­ние, соблюдение воинской дисциплины. В состав Министерства входят федеральные службы по военно-техническому сотрудничест­ву, по техническому и экспортному контро.тю, Федеральное агентст­во специального строительства. Министр обороны является членом Правительства РФ, но непосредственно подчинен Президенту РФ.

Министерство обороны в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» 1996 г. разрабатывает предложения о концепции Воору­женных сил, программу вооружений, заказывает и финансирует про­изводство военной техники, продовольствия, другого имущества для армии, обеспечивает мобилизационную готовность Вооруженных сил. Оно координирует работы, выполняемые в целях обороны. В составе Министерства функционируют органы управления видами Воору­женных сил. Их возглавляют главнокомандующие видами войск (воен­но-воздушными. военно-морскими и др.). Главнокомандующим под­чинены главные штабы родов войск и другие службы.

Генеральный штаб — основной орган оперативного управления Вооруженными силами. Он разрабатывает предложения по строитель­ству Вооруженных сил, мобилизационный план, программу оборудо­вания территории РФ в целях обороны, осуществляет перспективное и текущее планирование, разведывательную деятельность в целях обо­роны и государственной безопасности РФ.

Связующим звеном между Министерством обороны РФ и войска­ми, размещенными в различных частях страны, являются органы управления военных округов и флотов. Военный округ — оперативно­территориальная единица, создаваемая для командования Вооружен­ными силами на определенном стратегическом направлении. Во главе округа стоит командующий, который через штаб округа, другие служ­бы осуществляет управление войсками в границах округа, организует его оборону. Аналогичные задачи и организацию имеют флоты (Се­верный, Тихоокеанский, Черноморский). Объединениями (например, армией), соединениями (корпусом, дивизией), частями (полками) управляют органы строевого военного командования, подразделениям] г

(батальон, рота, взвод, отделение) управляют их командиры. В круп­ных образованиях есть штабы и другие службы.

Наместахсуществуют военные комиссариаты—территориальные органы военного управления, образуемые Министерством обороны РФ в субъектах РФ, городах, районах. Они, в частности, ведут учет во­еннообязанных, организуют прием на военную службу (в том числе путем заключения контрактов на добровольной основе).

Приказом командующего военным округом или флотом назначают­ся начальник воинских частей, расположенных в населенном пункте или вне его, гарнизона (старший морской начальник) и военный комен­дант гарнизона. Они отвечают за поддержание порядка, дисциплины (в том числе на улицах, в общественных местах, что составляет прежде всего обязанность коменданта), за создание условий, необходимых для подготовки войск и повседневной жизни.

В крупных воинских объединениях (армиях, видах войск), в воен­ных округах (флотах) при командующих созданы постоянно дейст­вующие совещательные органы -• военные советы.

В России в соответствии с Конституцией существует всеобщая во­инская обязанность. Ее формы: состояние на воинском учете; обяза­тельная подготовка к военной службе; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе: призыв на временные военные сборы. Призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» подлежат граждане мужского пола от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете, а также окончившие государственные и негосударственные (с государ­ственной аккредитацией) вузы и зачисленные в запас с присвоением во­инского звания (существуют альтернативная служба и ряд отсрочек от призыва). В настоящее время призванные граждане служат 24 месяца, а имеющие высшее образование - 12 месяцев. В добровольном порядке по контракту на военную службу сроком на три года, пять и десять лет могут поступать как мужчины, так и женщины в возрасте,от 18 до 40 лет (первый контракт). На военную службу России по контракту мо­гут быть приняты граждане СНГ, они не образуют «иностранного ле­гиона», а служат в общих воинских формированиях.

С вопросами обороны страны тесно связано обеспечение государ­ственной безопасности (употребляется в этом же значении, особенно в зарубежных странах, термин «национальная безопасность»). Это по­нятие имеет широкое значение. Под государственной (национальной) безопасностью подразумевается защищенность жизненных интересов личности, в том числе прав и свобод, общества (его материальных и ду­ховных ценностей), государства (суверенитета, территориальной це- лостностии др.). Задача государственной безопасности — обеспечение безопасности от внутренних и внешних угроз политического, военно­го, техногенного, экологического, информационного и иного характе­ра (например, продовольственная безопасность).

Управление в области безопасности в России прерогатива Феде­рации. Общее руководство органами и силами обеспечения государст­венной безопасности осуществляет Президент РФ. Он формирует, ре­организует, упраздняет такие органы и силы. При нем действует на­значаемый им совещательный орган - Совет Безопасности. В его со­став входят председатели палат парламента, председатель Правительст­ва РФ, некоторые руководители ведущих министерств и ведомств. Со­вет Безопасности определяет жизненно важные интересы, выявляет внутренние и внешние угрозы, разрабатывает основные направления обеспечения безопасности, готовит рекомендации и проекты опера­тивных решений Президента РФ по предотвращению чрезвычайных ситуаций и принятию необходимых мер, если они возникли. Предсе­дателем Совета Безопасности является Президент РФ, важнейшие ре­шения Совета Безопасности оформляются его указами, другие реше­ния — протоколами Совета Безопасности.

Повседневной работой по обеспечению государственной безопас­ности занимаются Федеральная служба безопасности, Служба внеш­ней разведки, Федеральная служба охраны. Все они подчинены непо­средственно Президенту РФ.

Федеральная служба безопасности РФ (Ф СБ Росс ни )и ее органы призваны осуществлять разведывательную и контрразведывательную деятельность (пресечение деятельности спецслужб иностранных госу­дарств), вести борьбу с преступлениями, особенно государственными преступлениями (пресечение шпионажа, террористической деятель­ности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборо­та оружия, наркотических средств, пресечение других преступлений, по которым эти органы ведут дознание и предварительное следствие). Они обеспечивают охрану государственной тайны, безопасность атом­ной промышленности, энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспе­чения крупных центров, космических исследований, других научных разработок.

Органы ФСБ России участвуют в решении вопросов гражданства, пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Они наделены специальными правами (тайное сотруд­ничество с лицами, давшими согласие на разведку, проникновение в преступные сообщества), вправе беспрепятственно входить в жилые помещения, учреждения, на предприятия, если полагают, что там со­вершено преступление, связанное с посягательством на государствен­ную безопасность, использовать в служебных целях транспорт и сред­ства связи любых лиц и т.д.

Директор ФСБ России, возглавляющий ее, непосредственно под­чинен Президенту РФ, назначается и увольняется им. При директоре имеется совещательный орган — коллегия. Президент РФ утверждает положение о Службе, ее структуру по представлению Председателя Правительства РФ. На местах (в субъектах РФ) создаются территори­альные органы (управления, отделы) службы безопасности. В войсках, в органах внутренних дел, таможенных органах ФСБ России создает свои отделы. В ее ведение в 2003 г. передана пограничная служба.

На Государственной границе РФ и в пограничной полосе установ­лен особый режим, предусматривающий порядок содержания грани­цы, перемещения лиц и товаров через нее, разрешения пограничных конфликтов, правила въезда в пограничную зону и пребывания в ней, ведение хозяйственной деятельности, проведения массовых общест­венно-политических и культурных мероприятий в пограничной зоне. Все эти действия подвергаются установленным ограничениям.

Военнослужащие, участвующие в охране Государственной грани­цы РФ, наделены особыми полномочиями. Они вправе проверять до­кументы любых лиц и транспортных средств вблизи границы, прово­дить досмотр транспортных средств и грузов, при подозрениях осуще­ствлять задержание и досмотр лиц, останавливать невоенные суда и доставлять их в ближайший российский порт. Пограничные наряды могут осуществлять административное задержание лиц, совершивших нарушения установленного порядка, вправе ограничивать и запрещать передвижение, применять оружие и специальные средства в случаях, определенных законом.

Пограничный контроль в отношении людей в пунктах пропуска через границу осуществляют пограничными службами, таможенный контроль, связанный с перемещением товаров, ценностей, отдельных предметов, осуществляют таможенные посты (они вправе проводить личный досмотр физических лиц), свои миграционные посты в пунк­тах пропуска через Государственную границу РФ создает Министер­ство внутренних дел РФ. В контроле за соблюдением пограничного режима участвует санитарная служба Министерства здравоохранения и социального развития РФ (предупреждение заноса определенных болезней из-за границы).

Служба внешнейразведки добывает и обрабатывает информацию о возможностях, действиях и намерениях иностранных государств, если это затрагивает жизненно важные интересы РФ. Она использует специ­альные, в том числе негласные, методы и средства, круг которых, одна­ко, ограничен Федеральным законом «О внешней разведке» (1996). Ос­новные задачи внешней разведки определяет Президент РФ, он назна­чает и освобождает от должности руководителя службы (он не входит в состав Правительства), других ее руководителей. Свои органы внешнем разведки, имеющие конкретные задачи, созданы также в Министерстве обороны РФ. Служба внешней разведки координирует свою деятель­ность с ними. Кадровый состав внешней разведки зашифрован.

Федеральная служба охраны РФ находится под руководством I [ре­зидента РФ. Она обеспечивает безопасность лиц, подлежащих госу­дарственной охране в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1996 г. «О государственной охране». К их числу относятся Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат парламен­та, высших судов, Генеральный прокурор. При необходимости госу­дарственная охрана распоряжениями Президента РФ может быть пре­доставлена членам парламента, другим лицам. Служба охраны обеспе­чивает также безопасность высших официальных лиц иностранных госу/[арств во время их пребывания на территории РФ.

Большой объем задач в сфере государственного управления вы­полняет Министерство внутренних дел РФ (МВД России)'. Оно руко­водит милицией, Государственной инспекцией по безопасности до­рожного движения, противопожарной службой, имеет в своем подчи­нении внутренние войска и другие отряды специального назначения. МВД России подчинено Президенту РФ; Правительство координиру­ет его деятельность с другими министерствами и ведомствами. Мини­стерство осуществляет государственное управление в области внут­ренних дел в форме централизованного руководства, но действует, как правило, через министерства внутренних дел республик, управления и отделы в других субъектах РФ. Вместе с тем у МВД России имеются организации, находящиеся в его исключительном подчинении (регио­нальный управления по борьбе с организованной преступностью, орга­ны внутренних дел на транспорте, внутренние войска).

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел РФ оно разрабатывает и осуществляет меры по защите прав и свобод лич­ности, имущества (независимо от формы собственности), обеспечива­ет общественный порядок, принимает меры по предупреждению, пре­сечению преступлений и административных право нарушений, раскры­тию и расследованию преступлений, совершенствует правовую основу деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечи­вает законность в их деятельности. Министерство определяет приори­тетные направления работы его органов и войск, участвует в разработ-

В состав МВД России входит Миграционная служба.

ке целевых программ в своей сфере, организует оперативно-розыск­ную и экспертно-криминалистическую работу своих органов, органи­зует розыск лиц, уклоняющихся от суда и наказания, призыва на военную службу, без вести пропавших лиц, принимает меры по обес­печению режима чрезвычайного или военного положения, по ликви­дации последствий чрезвычайных ситуаций. Как отмечалось, оно за­нимается вопросами безопасности дорожного движения, ведет учет транспортных средств и регистрацию граждан по месту жительства, выдает лицензии на деятельность, относящуюся по закону к его веде­нию (например, частная охрана), дает разрешение на приобретение до­пустимых видов оружия, ведает вопросами, связанными с гражданст­вом, выдачей паспортов (в том числе заграничных). Большой объем работы связан с миграцией населения, въездом и выездом иностран­ных граждан, их учетом, регистрацией, свободой передвижения, пра­вовым положением иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации. Важная сфера деятельности — обеспечение массовых пуб­личных мероприятий (демонстраций, митингов), спортивных сорев­нований с большой концентрацией людей.

Структурные подразделения МВД России создаются на основе от­раслевой специализации. Существует криминальная милиция, мили­ция общественной безопасности, другие отраслевые службы, в ряде го­родов создана милиция нравов. Милиция призвана, в частности, обес­печивать защищенность личности. Она осуществляет административ­ную (например, учет граждан), оперативно-розыскную (розыск преступников), уголовно-процессуальную (дознание и расследова­ние), профилактическую деятельность (предупреждение правонару­шений). Сотрудники милиции вправе применять непосредственное принуждение (вплоть до оружия). Они также вправе задерживать лиц, подозреваемых в совершении преступлений, производить обыск, вы­емку (например, документов), входить в жилые помещения, осуществ­лять привод, личный досмотр, досмотр товаров и их изъятие и т.д. Ус­ловия и границы применения специальных мер принуждения, техни­ческих средств определены Законом РФ «О милиции» с последующи­ми изменениями. Поступление граждан на службу в милицию осуществляется в добровольном порядке.

В систему МВД России входят также внутренние войска. Они не­посредственно подчиняются Главнокомандующему внутренними вой­сками, действуют в соответствии с Федеральным законом от 6 февра­ля 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Рос­сийской Федерации» и имеют целью обеспечение безопасности лич­ности, общества и государства от противоправных посягательств. Внутренние войска участвуют в охране общественного порядка, охра­няют важные государственные объекты и специальные грузы, конвои­руют лиц, находящихся под стражей; обеспечивают режим чрезвычай­ного положения.

Функции, выполняемые внутренними войсками, зависят от их специализации. Части оперативного назначения участвуют в наведе­нии порядка в районах чрезвычайного положения и вооруженных кон­фликтов (например, в Чечне), в изъятии неразрешенного оружия у на­селения, разоружении незаконных воинских формирований, а при со­противлении в их ликвидации. Моторизованные части несут пат­рульную службу, участвуют в охране общественного порядка, воинские части специального назначения участвуют в ликвидации не­законных вооруженных формирований, организованных преступных групп, в пресечении массовых беспорядков, сопровождающихся воору­женным насилием. Комплектование внутренних войск осуществляется путем добровольного поступления граждан на службу или по их жела­нию после призыва на военную службу.

Права служащих внутренних войск аналогичны правам работни­ков милиции, но при несении боевой службы им предоставлены до­полнительные полномочия (ограничивать движение транспортных средств и пешеходов, обязывать граждан остаться на определенном месте или покинуть его, задерживать граждан и т.д.). Они могут при­менять не только оружие и специальные средства, но также боевую и специальную технику.

В систему правоохранительных органов входит Министерство юс­тиции РФ. Оно также подчинено Президенту РФ. В составе Мини­стерства юстиции действуют службы исполнения наказаний (теперь эти полномочия переданы ему от МВД России); регистрационная (она принимает решения о регистрации политических партий и некоторых других видов добровольных объединений, в том числе религиозных); судебных приставов. Министерство юстиции теперь не занимается ор­ганизационным и материальным обеспечением судов, эти вопросы на­ходятся в ведении Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Министерство юстиции обеспечивает реализацию государственной политики в области юстиции, участвует в обеспечении правовой базы для деятельности органов государства, по поручениям Президента РФ участвует в экспертизе законов, направленных ему для подписания, координирует работу федеральных органов, участвует в разработке за­конопроектов, вносимых в парламент Правительством РФ, проводит юридическую экспертизу правовых актов, вносимых федеральными органами государственной власти, а также актов, принятых субъекта­ми РФ (в случае несоответствия их Конституции РФ и федеральным законам дает мотивированное заключение), ведет учет и регистрирует

нормативные правовые акты, издаваемые отраслевыми органами ис­полнительной власти РФ (министерствами, ведомствами). Последние должны направлять в Министерство юстиции свои акты в течение 10 дней после их принятия. Без регистрации и последующего опубли­кования они не вступают в силу. Особое значение имеет обязательная регистрация правовых актов министерств и ведомств, касающихся прав граждан (правила проезда на железнодорожном транспорте, пе­речень должностных лиц различных министерств и ведомств, имею­щих право составлять протоколы об административных правонару­шениях и т.д.). Министерство юстиции РФ осуществляет системати­зацию законодательства, разрабатывает предложения о приведении законодательства в соответствие с Конституцией РФ, контролирует правильность и своевременность публикации правовых актов. Оно может обращаться с представлением к Президенту и Правительству РФ о привлечении к ответственности должностных лиц за неисполне­ние Конституции, законов, указов Президента, актов Правительства. Министерство осуществляет контроль за использованием законода­тельства, регистрирует некоторые общественные объединения (в от­ношении других оно принимает решения о их регистрации другими регистрирующими органами, ведущими реестр юридических лиц, на­пример, органами Министерства финансов РФ), контролирует соот­ветствие деятельности общественных объединений их уставным це­лям, вправе делать им предупреждения и обращаться в суд с требова­нием о'роспуске нарушителей. Его органы регистрируют акты граж­данского состояния (браки, рождения и др.), разрабатывают программы и реализуют правовую информатизацию государственных органов, ведут правовую пропаганду среди населения.

Министерство юстиции РФ осуществляет руководство нотариа­том (в частности, нотариусы удостоверяют документы), Службой су­дебных приставов (в их ведение входит охрана судов, соблюдение по­рядка в судебных заседаниях, опись имущества по гражданским делам и др.). Судебные приставы имеют право применять силу и оружие.

В ведении Министерства находятся места заключения осужденных (тюрьмы, лагеря и др.).

Для обеспечения гражданской обороны страны и в условиях чрез­вычайных ситуаций (особенно техногенных, природных катаклизмов, катастроф и т.д.) важнейшее значение имеет деятельность Министер­ства РФпо делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациямили- квидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Органы Министерства осуществляют руководство необходимой подготовкой населения и различных объектов к гражданской обороне на случай осо­бых ситуаций, вместе со специальными отрядами Министерства здра-

воохранения и социального развития РФ спасатели МЧС России нер- выми приходят на помощь людям, пострадавшим от природных анома­лий (наводнений, землетрясений, ураганов и т.д.), они восстанавливают средства жизнеобеспечения, расчищают завалы, восстанавливают для первоначального использования разрушенные объекты, восстанавлива­ют пути сообщения при катастрофах и т.д. Отряды МЧС России оказы­вают помощь народам других стран, пострадавшим от стихии. Спасате­ли МЧС России всегда находятся в готовности и нередко первыми при­бывают на место стихийных бедствий для спасения людей и первона­чального восстановления объектов жизнедеятельности на рубежом. МЧС России имеет своп вооруженные подразделения.

Президент РФ осуществляет непосредственное руководство Фе­деральной службой РФ по обороту наркотиков. В современных усло­виях в связи с распространением наркотических средств в мире и Рос­сии, причиняющих массовые беды людям, деятельность этой Службы приобретает важное, по существу, политическое значение. Служба ак­тивно борется с наркобизнесом, наркодельцами, с проникновением наркотиков из-за границы

Специфической частью государственного управления в админист­ративно-политической сфере является управление иностранными де­лами данного государства. Внешнеполитическая деятельность имеет своей целью защиту государственных интересов, выход на мировые рынки, создание различных форм интеграции с другими государства­ми и международными организациями в деле защиты миропорядка, защиту прав и законных интересов граждан государства, находящихся за границей, поддержание соотечественников (российской диаспоры), проживающих в других странах.

Согласно Конституции РФ основные направления внешней поли тики государства определяет Президент РФ. Он представляет госу­дарство в международных отношениях, ведет переговоры и подписы­вает международные договоры (их ратифицирует парламент), при нем аккредитируются иностранные дипломатические представители (они ему вручают свои верительные грамоты от глав других государств). Президент РФ назначает министра иностранных дел, дипломатиче­ских представителей в другие государства и международные организа­ции (после консультаций с комитетами парламента). Организацией текущих внешнеполитических мероприятий, связанных с деятельно­стью Президента РФ, занимаются Администрация Президента РФ, помощники Президента РФ, ведомство Протокола Президента РФ.

Меры по осуществлению внешней политики РФ обеспечивает Правительство РФ. Оно организует представительства РФ в ино­странных государствах и международных организациях, заключает межправительственные соглашения, исполняет международные дого­воры, руководит внешней торговлей и другими видами деятельности государства на международной арене.

Государственное управление в области международных отноше­ний осуществляет Министерство иностранных дел РФ. Его возглав­ляет министр, непосредственно подчиняющийся Президенту РФ. 'Он ведет переговоры с официальными представителями иностранных государств, международных организаций от имени Президента и Правительства РФ, подписывает международные документы без спе­циальных на то полномочий, в силу своей должности. Министерство разрабатывает общую стратегию внешней политики и представляет ее Президенту РФ, реализует внешнеполитический курс государства, ко­ординирует международные связи субъектов РФ (последние могут учреждать свои представительства за рубежом, являющиеся частью представительств МИД России, могут заключать международные со­глашения, но не по политическим вопросам). Министерство диплома­тическими средствами обеспечивает защиту суверенитета Российской Федерации, интересов государства, прав и интересов российских гра­ждан и юридических лиц за рубежом, сотрудничество с другими госу­дарствами и международными организациями. Деятельность Мини­стерства иностранных дел РФ охватывает все стороны отношений России с иностранными государствами и международными организа­циями: политические, экономические, культурные. МИД России яв­ляется главным координатором внешней политики государства, все другие органы обязаны согласовывать с ним свои мероприятия на ме­ждународной арене.

В стране пребывания Российскую Федерацию представляет по­сольство, которое является государственным органом внешних сноше­ний. Посольство возглавляет Чрезвычайный и Полномочный посол, назначаемый Президентом РФ, но работающий под руководством МИД России. Посольство информирует органы власти о внешней и внутренней политике страны пребывания, участвует в подготовке про­ектов международных договоров РФ с этой страной, поддерживает по­стоянные контакты с органами власти страны пребывания, осуществ­ляет координацию деятельности и контроль за работой находящихся в стране пребывания посольства российских делегаций, государствен­ных учреждений и предприятий, групп специалистов. При посольст­вах действуют представители других министерств, органов по руководству экономикой, представители некоторых субъектов РФ.

При посольствах существуют консульские отделы. Консульские учреждения могут открываться также в крупных городах, морских портах. Основные задачи консульства — защита интересов РФ, ее гра­ждан, учреждений в стране пребывания. Консульские учреждения не занимаются внешнеполитической деятельностью. Они содействуют развитию экономических, научных, культурных связей РФ с государ­ством пребывания, оказывают содействие учреждениям, морским и воздушным судам, ведут учет российских граждан, постоянно или вре­менно находящихся в стране, выполняют нотариальные действия, со­вершают акты гражданского состояния.

Есть и другие органы, занимающиеся внешними связями, напри­мер межведомственная комиссия РФ по взаимодействию с НАТО.