logo
V_E_Chirkin_Sistema_gosudarstvennogo_i_munitsipa

§ 1. Роль судебной власти в государственном управлении

Понятие судебной власти. В различных странах, в том числе в России, действует множество юридических органов: органы расследования, прокуратура, адвокатура, нотариат и др. Некоторые из них могут быть только государственными (например прокуратура), другие имеют и государственный, и частный характер (государственные и частные но­тариусы). Адвокатура представляет собой самоуправляющуюся орга­низацию. Особое место среди юридических органов занимает суд.

Судебная власть является ветвью государственной власти. Об­щественные суды (товарищеские, третейские и др., церковные суды в России — архиерейские суды митрополичьих округов, Священный Синод) такой власти не имеют Решения общественных судов для принудительного исполнения требуют подтверждения со стороны го­сударственного суда (решения церковных судов к рассмотрению го­сударственными судами не принимаются). Другие юридические уч­реждения (в том числе государственные), должностные лица, находя­щиеся на юридической службе (включая аппарат судов), судебной властью не обладают. Они либо в той или иной форме сотрудничают с судами, либо обслуживают деятельность судов. В федерациях (в том числе в России) существует целостная система судов, у субъ­ектов федераций своей судебной системы, как правило, нет, сущест­вуют только отдельные суды по определенным вопросам (исключе­ние — США, где каждый штат имеет свою судебную систему, хотя и в США суды штатов применяют федеральное законодательство, а решающую роль играют федеральные суды, окончательные решения принимает Верховный суд США).

Муниципальные образования (в отличие от нормотворческих и ис­полнительных органов) своих судов не имеют (действующие в лих суды являются судами государства или субъектов РФ (мировые судьи).

Судебная власть существенно отличается от законодательной и ис­полнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), как это делает парламент (исключением являются лишь прецеден­ты в странах англосаксонского права), он не занимается исполнитель­ной деятельностью. Власть суда имеет конкретный характер. Дейст­вуя в особой процессуальной форме (ее значение подчеркивается тем, что нарушение формы процесса может повлечь за собой отмену реше­ния суда, которое правильно по существу), суд рассматривает и реша­ет конкретные дела: уголовные, в которых он оценивает доказательст­ва совершения преступления и выносит приговор; гражданские, в ко­торых решает имущественный или иной спор между сторонами (физи­ческими и юридическими лицами); административные (как правило, споры между гражданами и органами управления); трудовые (споры между работодателями и работниками) и др. Принимая решения по таким делам, суд разрешает конфликты в обществе, используя госу­дарственную власть. Решение конфликтов в обществе — особый при­знак судебной власти. Суд осуществляет правосудие, обеспечивает гос­подство права, защиту прав граждан. Он устанавливает также наибо­лее значимые юридические факты. Суд принимает решения в соответ­ствии с законом и внутренним убеждением, сложившимся у судьи, судебной коллегии в процессе рассмотрения дела.

Государственная судебная власть принадлежит не судебному уч­реждению как таковому, включающему штатный персонал судей, секретарей, работников канцелярии (в некоторых зарубежных стра­нах — судебных следователей (следственных судей) и прокуроров), а судебной коллегии, судебному составу (иногда это один судья), когда заседание суда официально открыто и формализовано для рассмот­рения дела. Судебная власть осуществляется в судебном процес­се, в форме особой процедуры. Заседание суда может состоять из профессиональных судей (не менее трех) либо одного или несколь­ких судей и определенного числа народных заседателей (обычно — двух) в сохранившихся странах тоталитарного социализма1, заседате­лей (ассизы, шеффены) или присяжных заседателей (обычно 12, но в США бывает и больше, и меньше). Гражданские иски рассмат­риваются обычно коллегией профессиональных судей (мелкие иски — одним судьей), хотя в некоторых штатах США и в граждан­ских делах участвуют присяжные заседатели. Народные или присяж­ные заседатели всегда входят в состав суда при рассмотрении сущест­венных уголовных дел, а при рассмотрении дел, влекущих суровое наказание, участвует более широкий состав присяжных (во Фран­ции — три судьи и девять заседателей, в США — один судья и в неко-

В России народных заседателей не существует. Исключение составляет Чечен­ская Республика, где этот институт временно сохраняется.

торых штатах до 24 присяжных). Народные заседатели (в ряде стран - заседатели) имеют одинаковые права с судьей, участвуя в постановлении решения, определении наказания. Присяжные прини­мают лишь решение по вопросам: имело ли место деяние, совершил ли его ответчик (обвиняемый) и, главное, виновен ли он, а также о смягчающих вину обстоятельствах (в некоторых странах). Наказание назначает судья. Он же принимает решение и по гражданскому иску, если дело рассматривается с участием присяжных заседателей (США, Швеция и др.).

Положение и роль суда в обществе. Положение суда в общест­ве противоречиво. С одной стороны, суд, участвуя в управлении об­ществом и государством, обладает широкими полномочиями, кото­рых лишена и законодательная, и исполнительная власть. Прини­мая решение, суд может на основе закона лишить человека свободы и даже жизни, отобрать у физического или юридического лица иму­щество (конфискация), закрыть газету, распустить политическую партию, заставить государственный орган отменить принятое реше­ние и возместить лицу или организации ущерб, причиненный неза­конными действиями должностных лиц, лишить родителей роди­тельских прав и т.д. С другой стороны, это сравнительно слабая власть. Она не опирается непосредственно на поддержку граждан- избирателей, как законодательная власть, не имеет таких силовых механизмов, как исполнительная власть (роль судебных приставов не так велика, к тому же последние — это аппарат не судов, а Мини­стерства юстиции). Сила судебной власти коренится в уважении суда гражданами и должностными лица ми, в непререкаемости су­дебных решений, их неуклонном исполнении.

Противоречиво положение суда и в политическом аспекте. В от­личие от законодательной и исполнительной власти, непосредствен­но участвующих в политике (партийные фракции в парламенте, пар­тийное правительство), при осуществлении судебной власти полити­ческое давление должно быть исключено. Суд не должен руково­дствоваться политическими или иными мотивами при рассмотрении конкретного дела. В то же время суд часть общества, и государст­венная политика не может не оказывать на него влияние. Особенно это относится к высшим и конституционным судам. Некоторые ре­шения Конституционного Суда РФ (например, о компартии, об отно­шениях Федерации и ее субъектов и др.) приняты не без влияния по­литических мотивов. С учетом политических мотивов принимались некоторые решения Верховного Суда РФ в избирательных кампани­ях (о регистрации, отказе от регистрации кандидатов, избирательных объединений), Высшего арбитражного суда (по делам некоторых осо­бенно крупных акционерных обществ).

Противоречиво положение суда и с точки зрения его роли в об­ществе. С одной стороны, суд, выполняя прежде всего охранитель­ную функцию, по своим качествам, кадровому составу и положе­нию в государственном механизме имеет консервативную природу, характеризуется высокой степенью бюрократизма. С другой стороны, суд защищает права индивида от произвола государства и давления «большинства», отстаивает законные интересы «меньшинства», обе­регая тем самым свободу личности.

Своими решениями суд поддерживает и укрепляет существую­щий порядок, легитимность государственного управления, содейст­вуя тем самым его большему контролю над обществом. Будучи же органом государства, он может противопоставить себя ему и его уч­реждениям, когда они выходят за пределы законов, норм, созданных ими же. Тем самым суд ограничивает государство, содействуя разви­тию демократических начал.

Решая споры, поддерживая позитивные социальные нормы в об­ществе, заставляя добросовестно выполнять контракты, взыскивая долги и налоги, запрещая недобросовестную конкуренцию, пресекая монополистическую практику, наказывая разного рода мошенниче­ство, суды укрепляют экономическую стабильность в обществе. Они поддерживают политическую стабильность, наказывая участ­ников путчей и заговоров, объявляя незаконными террористические организации, партии, цели которых противоречат конституционно­му строю.

Суд играет значительную идеологическую роль, воспитывает у граждан уважение к закону, принятым в обществе стандартам пове­дения.

Все эти задачи суд может выполнять только в условиях его пра­вильной ориентации, соответствия принципов его деятельности об­щечеловеческим ценностям. Напротив, извращенные формы суда (например чрезвычайные суды, действующие как органы прямого по­давления), неправосудные решения оказывают деструктивное влия­ние на общество.

Судебная ветвь власти имеет свои органы судейского самоуправ­ления. Во многих зарубежных странах это Советы магистратуры (в число магистратов входят судьи, судебные следователи (следст­венные судьи) и прокуроры, в России — съезды судей, советы судей, избранные квалификационные коллегии судей. Только по решениям квалификационных коллегий назначаются судьи (кроме высших су­дов, назначаемых в соответствии с Конституцией РФ Советом Феде­рации), судьи освобождаются от должности, перемещаются в другие суды, могут быть преданы суду по обвинению в преступлении (такие процессы имели место, в том числе в 2004 г. в отношении трех мос­ковских судей). -