logo
V_E_Chirkin_Sistema_gosudarstvennogo_i_munitsipa

§ 6. Особенности управления крупными городами

Классификация крупных городов и управление ими. Понятие «круп­ный (большой) город» может употребляться в различных значениях: крупный по численности жителей, по роли в экономике и т.д. С этой точки зрения крупными городами в России могут считаться не только центральные города субъектов РФ (некоторые из них города с мил­лионным населением, а другие (преимущественно в автономных окру­гах — небольшие поселения), но и некоторые города, не являющиеся центрами субъектов РФ (например, Нижний Тагил в Свердловской области или г. Тольятти, центр ВАЗа, в Самарской области). Числен­ность населения в таких городах иногда во много раз превышает число жителей некоторых центральных городов субъектов РФ пли их роль в жизни страны существенна.

С точки зрения организации управления можно выделить пять групп крупных городов: 1) города, являющиеся центрами субъектов Федерации, но не имеющие внутригородского деления, внутригород­ских муниципальных образований. Вопросами местного значения го­рода ведает городской представительный орган (дума, совет и др.), из­бираемый мэр (бывают и случаи назначения мэра, что не соответству­ет законодательству) и назначаемый исполнительный орган (админи­страция). Вместе с тем, в таком городе расположены и органы, как считается, государственного управления субъекта РФ (законодатель­ный орган, губернатор и др.), которые если не юридически, то фактиче­ски оказывают большое влияние на управление городскими делами;

  1. крупные города, не являющиеся центральными городами субъектов федерации и также не имеющие внутригородских муниципальных об­разований. Схема управления таким городом аналогична предыдущей, но в нем не расположены органы субъекта РФ, что фактически дает больше самостоятельности городским органам управления; 3) круп­ные города, являющиеся центральными городами субъектов РФ и имеющие внутригородские муниципальные образования (городские округа). В данном случае имеются органы муниципального управле­ния городом (совет, мэр и др.) и органы муниципального управления в каждом внутригородском округе (совет, мэр и др.). Органы управле­ния субъекта РФ, расположенные в таком городе, оказывают фактиче­ское влияние на управление городом, а иногда и внутригородскими округами; 4) крупные города, не являющиеся центральными городами субъектов РФ, но имеющие муниципальные внутригородские округа. Управление городом и внутригородскими округами аналогично ука­занной выше схеме. Высших органов субъекта РФ в таком городе нет;

  1. крупные города, являющиеся субъектами РФ. Их два — Москва и Санкт-Петербург. Система управления ими имеет существенные осо­бенности. Прежде чем перейти к их анализу, необходимо подчеркнуть, что во всех городах, включая города — субъекты РФ, наряду с той или иной формой муниципального управления существует и государст­венное отраслевое управление, представленное некоторыми террито­риальными органами исполнительной власти РФ, а иногда и террито­риальными органами исполнительной власти субъекта РФ — отделы, отделения министерств, ведомств, департаментов, которые занимают­ся вопросами государственного значения. О таких органах уже говори­лось выше.

Управление городами Москвой и Санкт-Петербургом имеет ряд различий. Юридические и фактические различия связаны, в частно­сти, с тем, что Москва имеет статус столицы государства Российской Федерации.

Считается, что как и иные субъекты РФ, города федерального зна­чения Москва и Санкт-Петербург обладают своей государственной властью. Она осуществляется в пределах их предметов ведения и пол­номочий, установленных Конституцией РФ, либо непосредственно их жителями — гражданами РФ (на выборах, референдумах и др.), либо общегородскими органами государственной власти (законодательны­ми, исполнительными, судебными). В отличие от других крупных го­родов общемосковские или общие для всего Сантк-Петербурга органы местного самоуправления не создаются, такие органы образуются только во внутригородских подразделениях (районах). В Москве таких районов более 120, в Санкт-Петербурге менее 100. Районы создаются с учетом исторических, географических, градостроительных особенно­стей, численности населения, расположения транспортных средств, инженерной инфраструктуры и др. Названия районов обычно связаны с историей, местными традициями (например, в Москве — Вешняки, Новогиреево, Перово, в Санкт-Петербурге они носят названия насе­ленных пунктов, прилежащих небольших городов, иногда обозначены номерами, например, 45,68 и т.д.). Кроме органов местного самоуправ­ления в районах Москвы есть и административные органы — управы (о них -- ниже).

Наряду с районами в Москве имеется 10 более крупных админист­ративных внутригородских округов. Они объединяют в среднем по 12 районов. Округа имеют географические названия (Северо-заадный ад­министративный округ, Восточный административный округ и др.). Округа не являются единицами местного самоуправления. Они созда­ются для административного управления соответствующими террито­риями. Образование, преобразование, упразднение административ­ных округов, присвоение им наименований, изменение границ осуще­ствляется высшим должностным лицом г. Москвы (субъекта РФ) - мэром г. Москвы.

Органами государственной власти г. Москвы являются Московская городская Дума, Правительство Москвы, Уставный суд г. Москвы и ми­ровые судьи. Московская городская Дума - законодательный (предста­вительный) орган г. Москвы, Правительство Москвы — высший испол­нительный орган государственной власти г. Москвы, возглавляемое м:>- ром г. Москвы, суды - органы судебной власти г. Москвы.

Органы государственной власти г. Москвы вправе решать следую­щие вопросы: принятие и изменение Устава г. Москвы и иных город­ских правовых актов; контроль за их соблюдением; территориальное устройство города; установление системы, организации и порядке дея­тельности органов государственной власти и должностных лиц г. Мо­сквы; регулирование организации местного самоуправления с учетом особенностей Москвы как города федерального значения; собствен­ность, бюджет, внебюджетные фонды г. Москвы; административные штрафы, платежи, налоги и сборы за исключением федеральных; охра­на общественного порядка, содержание органов по охране обществен­ного порядка и контроль за их деятельностью; обеспечение противопо­жарной безопасности; комплексное социально-экономическое и куль­турное развитие г. Москвы; городские вопросы обарзования, воспита­ния, науки, здравоохранения, социальной защиты и поддержки населения; развитие и поддержка предпринимательства; создание го­сударственных учреждений и предприятий г. Москвы и установление цен на их товары и услуги; содержание жилищного и нежилого фонда, систем коммунального обеспечения и энергетики; благоустройство; городской транспорт и связь; торговля и общественное питание; ути­лизация и переработка отходов производства и потребления, ритуаль­ные услуги; информационная служба; архитектура и другие вопросы, не отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Федерации и ее субъектов.

Каждый из органов государственной власти осуществляет эти полномочия, используя присущие ему формы организации и методы деятельности.

Московская городская Дума состоит из 35 депутатов, избираемых прямыми выборами жителями г. Москвы — гражданами РФ в соответ­ствии с основными принципами федерального избирательного права. Она вправе принимать законы г. Москвы и другие решения, если в ее состав избрано не менее 2/3 депутатов от установленной Уставом г. Москвы численности. Депутат Думы работает на постоянной основе (оплачивается из средств государственного бюджета) и не вправе за­ниматься другой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Он вправе сложить свои полномочия досрочно. Руководит работой Думы ее председатель и его заместители, избираемые тайным голосованием из числа депутатов. В Думе могут быть созданы депутатские фракции (объединения).

Московская городская Дума имеет исключительные оплномочия, т.е. по определенным вопросам решения принимает только она. К их числу относятся: принятие Устава города, законов, постановлений; принятие бюджета Москвы, внебюджетных фондов и отчета об их ис­полнении; установление региональных (общемосковских) и местных (для местного самоуправления) налогов и сборов; утвреждение гене­рального плана развития Москвы; установление и изменение структу­ры городской Думы, депутатских комиссий, рабочих групп, аппарата Думы; осуществление нрава законодательной инициативы в Государ­ственной Думе Федерального Собрания России; избрание представи­теля городской Думы в Совет Федерации и согласованные назначения другого представителя от исполнительной власти г. Москвы; толкова­ние законов г. Москвы (за исключением Устава г. Москвы, что делает Уставный суд г. Москвы); назначение председателя Контрольно-счет­ной палаты г. Москвы, его заместителей и аудиторов; назначение по представлению мэра г. Москвы судей Уставного суда; назначение ми­ровых судей г. Москвы; назначение даты выборов в городскую Думу; установление порядка и даты референдума г. Москвы; заключение со­глашений с органами государственной власти других субъектов РФ и иностранных государств (речь не идет о соглашениях политического характера); создание, объединение, упразднение муниципальных об­разований в г. Москве; установление порядка организации и деятель­ности органов территориального общественного самоуправления; ус­тановление административной ответственности по вопросам, отнесен­ным к полномочиям' субъекта РФ (в данном случае - г. Москвы) и другие вопросы.

Устав г. Москвы и поправки к нему принимаются не менее чем двумя третями голосов, законы — не менее чем половиной голосов от установленной численности Думы. Законопроекты о налогах, измене­нии финансовых обязательств города, другие законопроекты, касаю­щиеся бюджета города, рассматриваются Думой по представлению мэра города или при наличии его заключения.

Московская городская Дума работает на заседаниях посредством деятельности постоянных комиссий, работа депутатов и в других ор- мах. Она самостоятельно решает вопросы организационного, правово­го, информационного, материально-технического и финансового обес­печения своей деятльности.

Московская городская Дума может принять решение о своем само- роспуске. Она может быть распущена мэром г. Москвы, если суд при­знал ее нормативный акт противоречащим Конституции РФ, Уставу г. Москвы, федеральному закону и она в течение шести месяцев не от­менила и не исправила такой акт.

Высшим постоянно действующим коллегиальным органом испол­нительной власти г. Москвы является Правительство Москвы. Оно обладает общей компетенцией и обеспечивает согласованную деятель­ность других органов исполнительной власти г. Москвы. Правительст­во возглавляет мэр г. Москвы, являющийся главой субъекта РФ (Мо­сквы). Он занимает свою должность как и другие главы субъектов РФ, путем наделения его полномочиями Городской Думой по представле­нию Президента РФ. Мэр непосредственно или через другие органы исполнительной власти решает вопросы социально-экономического развития города, представляет Москву и выступает от ее имени, под­писывает и вправе отклонять законы, принятые городской Думой (вето мэра может быть преодолено голосами не менее 2/3 состава Думы); формирует Правительство Москвы: назначает представителя от исполнительной власти Москвы в Совет Федерации; назначает сво­их полномочных представителей в Московской городской Думе, иных органах; в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей г. Москвы, нормальному фу нкциониованию систем жизнеобесечения, правоворядку мэр вправе принимать необходимые меры по предупре­ждению экстремальных обстоятельств, ликвидации их последствий с немедленным уведомлением федеральных органов государственной власти. Он вправе отменять правовые акты органов исполнительной власти и должностных лиц г. Москвы (за исключением постановлений Правительства Москвы). Мэр издает указы (нормативные правовые акты) и распоряжения (по вопросам оперативно-исполнительного ха­рактера).

Московская городская Дума вправе выразить мэру недоверие в двух случаях: принятия им актов (акта), противоречащих Конститу­ции РФ, федеральным законам, Уставу г. Москвы, иным законам г. Москвы, противоречия установлены судом; при грубом нарушении названных выше правовых актов, а также указов Президента РФ и по­становлений Правительства РФ, если факт нарушения установлен су­дом, и оно повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граж­дан. Решение о недоверии мэру принимается двумя третями голосов Думы по инициативе не менее трети депутатов. Недоверие влечет за собой немедленную отставку мэра и Правительств Москвы (Прави­тельство Москвы продолжает исполнять свои обязанности до созда­ния нового Правительства, но некоторые важные полномочия оно не вправе осуществлять).

Кроме мэра в состав правительства Москвы входят: вице-мэр; за­местители мэра в Правительстве Москвы (в том числе первые замес­тители); руководитель Аппарата мэра и Правительства Москвы в ран­ге первого заместителя мэра в Правительстве Москвы; министры Пра­вительства Москвы; префекты административных округов в ранге ми­нистров Москвы. Правительство Москвы принимает постановления, если за них голосует более половины членов Правительства.

Правительство Москвы осуществляет свои полномочия также че­рез отраслевые и функциональные органы исполнительной власти г. Москвы (департаменты, управления, отделы и др.), которые осуще­ствляют исполнительно-распорядительную деятельность в опреде­ленных отраслях и сферах управления городом (городская собствен­ность, финансы, транспорт и т.д.). Руководители этих органов назнача­ются и освобождаются от должности Правительством Москвы. В Пра­вительстве Москвы партийные объединения не могут создаваться.

На местах — в административных округах и районах города обра­зуются территориальные органы исполнительной власти. Это префек­туры в округах и управы в районах. Префекты назначаются мэром, ру­ководители управ — Правительством Москвы. Префектуры и управы осуществляют в пределах, установленных правовыми актами г. Моск­вы, контрольную, координирующую и исполнительно-распорядитель­ную деятельность на соответствующих территориях. Префекты и ру­ководители управ являются представителями исполнительной власти г. Москвы. В префектурах и управах имеется свой управленческий ап­парат государственных служащих г. Москвы.

Судебная система в г. Москве является составной частью судебной системы Российской Федерации и включает Московский городской суд, районные суды, Арбитражный суд г. Москвы, Уставный суд г. Мо­сквы, мировых судей, другие суды, учреждаемые в соответствии с феде­ральным законом. Уставный суд и мировые судьи являются не феде­ральными судами, а судами субъекта Федерации (Москвы). Остальные суды — федеральные суды. Уставный суд рассматривает вопросы соот­ветствия законов и иных нормативных правовых актов: Уставу г. Мо­сквы, а также дает официальное толкование Уставу г. Москвы. Его члены назначаются городской Думой по представлению мэра. Миро­вые судьи рассматривают дела по вопросам, указанным федеральным законом. Каждый судья действует в судебном участке, объединяющем группу улиц, кварлалов города или крупных домов.

Прокуратура, действующая в г. Москве, является федеральным ор­ганом, организованным на основе единоначалия.

Местное самоуправление осуществляется в районах г. Москвы, ко­торые являются муниципальным образованиями. Система муници­пальных органов регулируется Уставом Москвы и специальным зако­ном. Организация и предметы ведения местного самоуправления в г. Москве соответствуют общим принципам местного самоуправления в РФ, которые установлены федеральным законом. Они рассматрива­ются ниже.

Представительным органом местного самоуправления в каждом районе г. Москвы является избираемое жителями района - граждана­ми РФ (независимо от срока проживания в Москве) муниципальное собрание. Его численность зависит от числа жителей района и колеб­лется от 10 до 20 депутатов. Депутат муниципального образования в Москве осуществляет свои депутатские полномочия без отрыва от ос­новной деятельности (т.е. его депутсткая работа не оплачивается из муниципального бюджета). В исключительном ведении муниципаль­ного собрания находятся: принятие Устава муниципального образона- ния и его применение; местный бюджет; установление порядка управ­ления и распоряжения муниципальной собственностью; принятие планов и программ муниципального образования; решения о проведе­нии местного референдума и другие вопросы, типичные для органов местного самоуправления (они детально рассматриваются ниже). Pv- ководит работой муниципального собрания его председатель, избирае­мый депутатами.

Исполнительно-распорядительный орган района - муниципали­тет. Возглавляетмуниципал тетруководительмуниципального обра­зования. Он избирается гражданами на срок полномочий муниципаль­ного собрания (не более пяти лет), одновременно с выборами собра­ния, но по отдельным кандидатурам. Руководитель района возглавля­ет деятельность по реализации местного самоуправления в районе, осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия. Он вправе решать все вопросы местного значения, кроме отнесенных к ис­ключительному ведению муниципального собрания, под его руково­дством находятся служащие муниципальной службы. Руководитель управы может издавать нормативные распоряжения, а по вопросам ор­ганизационного характера — приказы

.Для управления жизнью муниципального района используются формы прямого волеизъявления граждан (референдум, территориаль­ное общественное самоуправление и др.). Они присущи и другим му­ниципальным образованиям.

Санкт-Петербург, как и Москва, имеет свой законодательный ор­ган (законодательное собрание), главу администрации данного субъ­екта РФ -губернатора. Город разделен приблизительно на ПОмуни- ципальныхобразований — города Гатчина, Петергоф, пос. Белоостров, а также внутригородские округа, обозначенные номерами (17, 51, 63 и др.). В них создаются выборные гражданами муниципальные советы. Глава муниципального образования избирается депутатами муници­пального совета из своего состава. Он создает свою администрацию. Административных округов, аналогичных округам в Москве, в г. Санкт-Петербурге нет. Есть Уставной суд г, Санкт-Петербурга, ми­ровые судьи по участкам мировых судей

.Глава 7

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ § 1. Функции государства

Задачи и функции государства. Государственное управление являет­ся важнейшей стороной реализации функций государства, т.е. основ­ных Направлений его деятельности по решению главных задач. Функ­ции государства по-разному проявляются в экономике, в сфере соци­альных, политических отношений, в духовной сфере жизни общества.

По мере развития общества задачи меняются, что приводит к изме­нению прежних функций государства и возникновению новых. Функ­ции современного демократического государства, а следовательно, и способы государственного управления совершенно иные, чем в рабо­владельческом или феодальном государстве. Они неодинаковы на раз­ных этапах развития капиталистического государства. В условиях ли­берального капитализма XIX в. экономическая функция государства была иной, чем у современного капиталистического государства в ус­ловиях социально ориентированной рыночной экономики.

Функции государства следует отличать от функций его органов, ко­торый имеют более конкретный характер, зависят от задач, назначения этих органов. Суд выполняет иные функции в обществе, чем, скажем, правительство, а министерство иностранных дел осуществляет другие задачи и, следовательно, функции, чем министерство внутренних дел.

Классификация функций государства. В научной литературе предложено много классификаций функций государства. Во-первых, различают основные и неосновные функции государства. Первые связа­ны с его главными задачами (например, функция обороны страны, для чего создаются государственные и только государственные вооружен­ные силы), вторые — с задачами, хотя и имеющими существенный ха­рактер, но не основными (например, преодоление последствий сти­хийных бедствий).

Во-вторых, различают функции внутренние, которые государство осуществляет внутри страны (например, экологическая функция, свя­занная с защитой среды обитания, природного равновесия), и внешние (участие в поддержании миропорядка).

В-третьих, функции подразделяют на постоянные, осуществляе­мые государством на всех этапах его развития (например, правоохра­нительная и правообеспечительная функция, хотя сам характер права на разных этапах развития государства может быть неодинаковым), и временные, преходящие (например, создание ракетно-ядерной про­мышленности, «ядерного щита» в СССР во время острого противо­борства («холодной войны») с западными государствами). Основные функции чаше всего имеют постоянный характер, неосновные могут быть временными.

В-четвертых, различают функции общего характера, социально нейтральные, вытекающие из «общих дел» и не зависящие от социаль­ной природы, типа того или иного государства (та же функция обороны), и социально определенные, зависящие, в частности, от исторического типа того или иного государства. Функция охраны социалистической собственности, как она формулировалась в документах стран тотали­тарного социализма, не существует в государствах другого типа (на­пример в феодальном).

Разделение функций по названным четырем группам имеет в из­вестной мере условный характер. Одна и та же функция может быть основной, постоянной, социально нейтральной и т.д. (например функ­ция обороны страны), другая может быть временной, осуществляться внутри страны, но иметь внешнеполитические цели (создание ракет­но-ядерного «щита»),

В научной литературе обычно выделяют четыре основные внут­ренние функции государства: экономическую, социальную, политиче­скую и идеологическую, а иногда добавляют еще две: экологическую и правоохранительную. Все эти функции должны осуществляться госу­дарством в тех пределах и формах, которые не разрушают естествен­ное саморегулирование общества. Попытки создать огосударствлен­ную экономику, тотальную политическую систему, особые социаль­ные отношения («эксплуататоры», «эксплуатируемые» и др.), устано­вить «сверху» единственную идеологию привели к краху таких государств.

Экономическая функция состоит в установлении государством ус­ловий и порядка экономической деятельности, в регулировании эко­номики. Эта функция осуществляется по-разному в тоталитарных го­сударствах, где экономика огосударствлена, и в государствах с рыноч­ной экономикой. В современных условиях суть этой функции состоит в том, чтобы исправлять недостатки рыночной стихии, не нарушая ес­тественного саморегулирования общества. Этой цели в настоящее вре­мя соответствует концепция социально ориентированной рыночной экономик]!. На практике экономическая функция государства выра­жается в том, что оно определяет разрешаемые и запрещаемые законом формы экономической деятельности (например, недобросовестную конкуренцию или производство атомного оружия частными предпри­нимателями). Государство предпринимает меры против незаконных монополий (например, созданных с целью взвинчивания цен), но од­новременно может создавать государственные монополии в жизненно важных для общества сферах (например, электроэнергетическая сис­тема в России). Оно устанавливает цены на некоторые товары, занима­ется прогнозированием и планированием экономического развития, осуществляет национализацию определенных объектов собственно­сти и др. Таким образом, экономическая деятельность современного государства, в том числе в России, имеет весьма разносторонний ха­рактер.

Социальная функция в современном демократическом государстве имеет не классовые, а общесоциальные цели. Во-первых, это регулиро­вание отношений между различными социальными, этническими, воз­растными и другими общностями населения. Такая деятельность госу­дарства осуществляется в соответствии с принципами социальной со­лидарности и социальной справедливости. Во-вторых, это оказание социальных услуг населению: создание сети образовательных учреж­дений, медицинского обслуживания, систем транспорта и связи, путей сообщения и т.д. Оба эти аспекта присущи социальной функции рос­сийского государства.

Политическая функция связана прежде всего с регулированием политических отношений в обществе, установлением определенных правил «политической игры» (недопущение насильственных дейст­вий, запрет создания тайных и вооруженных объединений, правила проведения политических демонстраций, установление порядка про­ведения выборов государственных органов и референдума, реализа­ции политических прав граждан). Эта функция в конечном счете пре­следует закрепленные в конституциях некоторых стран цели состяза­тельности для участия в государственной власти, давлении на нее со стороны различных социально-политических сил и объединений гра­ждан. В России действует обширное законодательство (о выборах, ре­ферендуме, политических партиях, общественных объединениях, соб­раниях и демонстрациях, предотвращении экстремистской деятельно­сти, терроризма и др.). В соответствия с ним осуществляется управ­ленческая деятельность государства. В тоталитарных странах основное содержание политической функции государства состоит в подавлении всякой оппозиции существующему режиму.

Идеологическая функция по своему содержанию гоже неодинако­ва В тоталитарных странах конституцией, законом устанавливается единственно допустимая или государственная идеология. Современ­ные демократические государства конституционно провозглашают и обеспечивают идеологический плюрализм. Однако это не означает, что государство безразлично относится к любой идеологии. Оно под­держивает (в том числе материально) передовые идеологические тече­ния, основанные на признании общечеловеческих ценностей.

Экологическая (природоохранительная) функция стала выделять­ся в качестве особой в последние десятилетия, что связано с прогрес­сирующим ухудшением природного состояния планеты. Деятельность человека оказывает вредное воздействие на экосистему, имеет необра­тимые последствия. Поэтому государство все активней занимается природоохранительной деятельностью и восстановлением нарушен­ного равновесия. Эта функция по необходимости (планета едина) вы­ходит за пределы государства, становится общей для всех государств. В настоящее время заключен ряд международных соглашений о защи­те природной среды (растительного мира, атмосферного воздуха и др.), в которых участвует Россия.

Правоохранительная функция изначально присуща государству. Сохраняя старые нормы, равно как и устанавливая новые правила, го­сударство охраняет их от нарушений, проводит их в жизнь. Поэтому данная функция на деле является более широкой: она и правотворче­ская, и правоохранительная, и правореализующая (обобщающего на­звания для нее в научной литературе пока не найдено; может быть, правильнее говорить о правовой функции государства в ее различных сторонах).

Наряду с внутренними государство осуществляет и внешние функ­ции на международной арене. Внутренние функции могут иметь меж­дународный элемент (например, экономическая функция в виде внеш­ней торговли), а внешние находят свое продолжение во внутренних (функция обороны требует создания соответствующей оборонной тех­ники внутри страны). Тем не менее, имея в виду целевое назначение, а также главное содержание деятельности (доминанту), можно выде­лить следующие внешние функции: обороны, интеграции в мировое сообщество, поддержание миропорядка, международное сотрудниче­ство в решении глобальных проблем современности.

Функция обороны страны может осуществляться индивидуально (каждое государство, в том числе Россия, вправе защищать свою тер­риторию от нападения) и коллективно — при участии других госу­дарств (например, на основе договоров о взаимной обороне от агрес­сии или при участии всего международного сообщества по решениям Совета Безопасности ООН).

Функция интеграции в мировое' сообщество осуществляется на ос­нове применения экономических, политических и иных методов (на­пример, соглашения о торговле, заключение договоров о союзе, член­ство в международных организациях).

Функция поддержания миропорядка имеет в основном политиче­ский характер. Она связана с деятельностью универсальной междуна­родной организации ООН, членами которой являются почти все госу­дарства планеты. Эта функция, как и функция обороны, также осущест­вляется государствами коллективно и индивидуально. Каждое государ­ство вправе и обязано поддерживать сложившийся миропорядок, выступать против агрессии. Россия вносит свой вклад в поддержание миропорядка, в частности, направляя воинские контингенты «миро­творцев» в соответствии (-решениями ООН в «горячие точки» планеты.

Функция международного сотрудничества в решении глобальных проблем человечества связана с охраной мировой экосистемы, освое­нием космоса, защитой прав человека (для этого созданы различные международные органы), Россия участвует в соответствующих между­народных конвенциях.

Поскольку функции государства неодинаковы по своему характе­ру, они предполагают создание разных управленческих органов и при­менение неодинаковых способов управления в различных сферах.