logo
V_E_Chirkin_Sistema_gosudarstvennogo_i_munitsipa

§ 4. Институты непосредственной демократии в управлении государством

Выше уже упоминалось о значении институтов непосредственной де­мократии в государственном и муниципальном управлении, названы некоторые институты непосредственной демократии. В данном пара­графе более подробно рассматривается роль непосредственной демо­кратии в управлении государством.

Непосредственная демократия может находить выражение в орга­низованных (институциональных) формах и как стихийное, неоргани­зованное проявление настроений граждан. Последнее не всегда пред­ставляет собой антиправительственное выступление, оно может сти­хийно начаться и в поддержку тех или иных мер правительства, в про­тивовес оппозиции. Чаще всего, однако, стихийная демонстрация является выражением недовольства населения, его определенной час­ти политикой органов государства.

Некоторые проявления непосредственной демократии имеют фор­му только коллективных действий (один человек, вышедший с плака­том, еще не демонстрация), другие представляют собой индивидуаль­ное действие (например, каждый на выборах голосует лично, и только при суммировании голосов каждого достигается общий результат).

К коллективным формам проявления непосредственной демокра­тии относятся собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетиро­вания. Они составляют особый институт коллективных публичных мероприятий.

Один из важнейших институтов непосредственной демократии в масштабах государства - выборы в парламент (Государственную Думу) и выборы Президента РФ. Такие выборы являются всеобщими, прямыми, равными, свободными и альтернативными и осуществляют­ся путем тайного голосования. Всеобщность выборов означает, что в них могут участвовать как избиратели (активное избирательное пра­во) все граждане, достигшие 18 лет, не признанные судом недееспособ­ными и не лишенные свободы по вступившему в законную силу приго­вору суда. Иностранцы, лица без гражданства в общегосударственных выборах действовать не могут. Для права быть избранными (пассив­ное избирательное право) установлены дополнительные условия, пре­жде всего повышенный возраст (минимум 21 год для депутатов Госу­дарственной Думы, 35 лет для кандидата на должность Президента РФ) и некоторые другие условия (например, кандидат на должность Президента РФ не менее 10 лет должен проживать в России). Прямые выборы означают, что избиратели голосуют непосредственно за кан­дидатов (не за выборщиков, как, например, на выборах Президента США). Все голосуют и могут быть избраны на равных основаниях (при прочих равных условиях). Свободные выборы исключают иска­жение волн избирателей (например, путем подкупа или угроз). Аль­тернативность предполагает выбор избирателем кандидатов из числа, превышающего число избираемых. Тайные выборы — голосование осуществляется без ведома других лиц, избиратель не обязан отвечать, как он голосовал.

Подробнее о выборах Государственной Думы и Президента РФ го­ворится в соответствующих частях учебника.

Досрочный отзыв депутата представительного органа избирателя­ми также является инструментом непосредственной демократии. На федеральном уровне в России такой институт не предусмотрен: депу­тата Государственной Думы отозвать нельзя, однако в некоторых субъектах Федерации, во многих муниципальных образованиях отзыв депутатов их представительных органов возможен. Необходимо со­брать определенное число подписей избирателей и провести голосова­ние, вопрос решается абсолютным большинством голосов участвовав­ших в голосовании при условии, что в голосовании участвовал требуе­мый законом (уставом муниципального образования) процент зарегист­рированных избирателей. Граждане отзывают досрочно депутатов, плохо выполняющих свои обязанности, и тем самым отзыв депутата содейству­ет совершенствованию работы государственного аппарата. В муници­пальных образованиях возможен досрочный отзыв избирателями де­путата представительного органа и главы муниципального образова­ния. Досрочный отзыв избирателями главы субъекта РФ, избираемого законодательным собранием и назначаемого Президентом РФ, с 2005 г. невозможен.

Важнейшим институтом непосредственной демократии является референдум — голосование избирателей за или против какого-либо проекта решения (в том числе проекта закона). Общегосударственный референдум РФ имеет решающий характер (консультативный рефе­рендум не предусматривается). Он регулируется Федеральным кон­ституционным законом 2004 г. Инициатива референдума принадле­жит: 1) не менее чем 2 млн граждан РФ, подписавшихся под обраще­нием инициативной группы (на территории одного субъекта или за

  1. - 7977 пределами РФ не должно быть собрано более 50 тысяч подписей);

  1. Конституционному Собранию РФ, если оно решает вынести на ре­ферендум проект новой Конституции РФ; 3) федеральным органам государственной власти, если референдум по данному вопросу преду­смотрен международным договором.

Любой гражданин может выступить инициатором по созданию инициативной группы, которая регистрируется в Центральной изби­рательной комиссии, формулирует вопрос (вопросы) референдума и собирает подписи. В ее составе должно быть не менее 100 человек от каждого субъекта РФ в более чем половине субъектов РФ (т.е. при со­временном числе субъектов - 100 х 45 = 4500 человек). Центральная избирательная комиссия представляет эти документы Президен­ту РФ, а он направляет их в Конституционный Суд РФ. Лишь после этого Президент РФ может назначить референдум (его дату). Закон запрещает выносить на референдум вопросы об изменении статуса субъекта РФ, о досрочном прекращении или продлении срока полно­мочий Президента РФ, Государственной Думы, о принятии пли изме­нений федерального бюджета, о введении или изменении налогов и сборов, о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здо­ровья и безопасности населения, об амнистии и помиловании, о персо­нальном составе федеральных органов государственной власти и др.

Центральная избирательная комиссия признает референдум со­стоявшимся. если в голосовании приняли участие более половины за­регистрированных избирателей (учестников референдума), решение считается принятым, если за него проголосовало более половины го­лосовавших.

Референдум на территории России проводился в 1991 г., когда она была еще в составе СССР (по вопросу о сохранении СССР), затем вес­ной 1993 г. (но вопросу о доверии Президенту РФ) и в декабре 1993 г. (принятие Конституции РФ).

Обращения граждан в органы государства со своими предложе­ниями — тоже институт непосредственной демократии, помогающий совершенствовать работу государственного аппарата.

В некоторых субъектах РФ, муниципальных образованиях преду­смотрены и действуют другие институты непосредственной демокра-

данская инициатива группы граждане др. Они рассматриваются в по­следующих главах.