logo
V_E_Chirkin_Sistema_gosudarstvennogo_i_munitsipa

§ 2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства рф

Состав Правительства РФ. Правительство РФ состоит из Председа­теля, его-заместителя и федеральных министров. Министрами явля­ются не только лица, возглавляющие министерства. Главы некоторых федеральных ведомств (например, ФСБ России) тоже имеют ранг фе­дерального министра и входят в состав Правительства РФ с правом решающего голоса.

В соответствии с изменениями, внесенными в законодательст­во в 2004 г., министры могут состоять в партиях и быть их руководите­лями.

Правительство орган коллегиальный. Свои решения оно прини­мает на заседаниях (возможны и другие формы, о которых говорится ниже, но важные решения принимаются только на заседаниях). По­скольку Правительство РФ представляет собой коллектив, то воз­можно принятие им решений большинством голосов (это часто быва­ет за рубежом, особенно в коалиционных правительствах нескольких партий). Юридически Председатель Правительства РФ (премьер- министр) - первый среди равных, но на практике голосование про­водится очень редко. Мнение премьер-министра имеет решающее значение. Министры назначаются Президентом РФ после заслуши­вания мнения премьера и во многом зависят от него.

Структуру Правительства РФ, его персональный состав опреде­ляет Президент РФ после консультации с Председателем Правитель­ства. Однако решающее значение имеет слово Президента РФ.

Председатель Правительства РФ ведает организацией работы Правительства, представляет Правительство внутри и вне страны, ве­дет заседания, подписывает акты Правительства, представляет Пре­зиденту РФ предложения о структуре федерачьных органов испол­нительной власти, назначении и освобождении заместителя Предсе­дателя Правительства и федеральных министров, наложении на них дисциплинарных взысканий (взыскания налагает Президент РФ). Председатель Правительства обязан систематически информировать Президента РФ о работе Правительства.

Заместитель Председателя Правительства РФ участвует в выра­ботке и реализации политики Правительства, подготовке и исполне­нии его решений, координирует и контролирует работу групп мини­стерств. Он замещает Председателя Правительства в его отсутствие.

Федеральные министры участвуют в подготовке решений Пра­вительства РФ, их принятии, исполняют их, руководят соответст­вующими федеральными органами исполнительной власти. В неко­торых составах Правительства РФ были «министры без портфеля» (как правило, один), имевшие решающий голос на его заседаниях. Иногда были министры, не имевшие звания «федеральный ми­нистр» (по вопросам социально-экономического развития Чечни, национальных отношений). Они не входили в состав Правительст­ва, и присутствовали на заседаниях по приглашению с правом сове­щательного голоса. Министры такого рода не руководили какими- либо органами исполнительной власти, а в основном оказывали по­мощь Председателю Правительства, выполняли его поручения и за­нимались координационной работой в сфере своей деятельности.

В современном составе Правительства РФ имеются две группы федеральных министров. Одна из них подчинена непосредственно Президенту РФ («силовые» и некоторые другие министры). В их отношении Правительство РФ выполняет только координационную роль (прежде всего на заседаниях состава Правительства). Другая группа подчинена Правительству, которое в их отношении прини­мает обязывающие решения (министры здравоохранения и социаль­ного развития, культуры и массовых коммуникаций и др.).

Наряду с федеральными министерствами есть также другие цен­тральные органы государственного управления. Их обобщенно назы­вают ведомствами. Ведомства имеют разные названия (службы, агентства и др.). Это «автономные» ведомства, не входящие в состав министерств, но есть ведомства с такими же названиями, которые входят в состав министерств. Часть «автономных» ведомств и их ру­ководителей подчинены Президенту РФ, другая часть «автономных» федеральных ведомств (они имеют названия служб и агентств: анти­монопольная, по тарифам, государственной статистики, по финансо­вым рынкам и др., космическое агентство) подчинена Правительству РФ. Руководители таких ведомств не имеют ранга федеральных ми­нистров. Среди ведомств и служб, действующих в составе мини­стерств, в ходе реформы выделены надзорные ведомства (они обычно называются службами) и непосредственно управляющие (они имеют названия и служб, и агентств). Министерство определяет государст­венную политику в сфере своей деятельности. Конкретно задачи и функции министерств и автономных ведомств определяются положе­ниями о них. Положения о министерствах и ведомствах, подчинен­ных непосредственно Президенту РФ, утверждаются его указами, по­ложения о других ведомствах — подписываются Председателем Пра­вительства РФ. Положение о Министерстве сельского хозяйства включает 32 вопроса его ведения, о Министерстве финансов — 28, о Министерстве здравоохранения и социального развития — 100 и т.д.

В заседаниях Правительства по приглашению его Председателя могут участвовать руководители других центральных органов и иные лица. Однако они имеют лишь совещательный голос и не участву­ют в принятии решений.

В составе Правительства может действовать более узкий ор­ган — его президиум (в настоящее время не создан).

Из состава членов Правительства образуются комиссии и советы, объединяющие группу министров, близких по профилю работы (ко­миссии по внешней политике, по экономике, по координации соглаше­ний о разделе продукции, по вопросам СНГ и др.). Часто создаются межведомственные комиссии (например, по финансовому оздоровле­нию сельскохозяйственных производителей), реже — временные ко­миссии (например, Комиссия по оперативным вопросам; в кризис­ных условиях создавался оперативный штаб Правительства РФ для стабилизации экономического положения). Председателем некото­рых наиболее важных комиссий может быть Председатель Прави­тельства, другими руководят его заместитель, министры.

Порядок формирования Правительства РФ. Процедура форми­рования Правительства РФ начинается с того, что Президент РФ вы­бирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правитель­ства и вност эту кандидатуру на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Ее согласие выража­ется тайным или открытым голосованием (необходимо получить большинство голосов от общего (конституционного) состава Думы). После трехкратного отклонения (на практике еще ни разу не имело место) представленных кандидатур (кандидатуры) Президент назна­чает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

После получения согласия Думы Президент РФ назначает Пред­седателя Правительства, который в течение недельного срока пред­ставляет ему предложения о структуре Правительства (перечень ми­нистерств, ведомств) и кандидатуры конкретных лиц. Хотя кандида­туру на должность заместителя Председателя Правительства РФ и федеральных министров предлагает премьер-министр, решающее слово принадлежит Президенту РФ. Назначения производит он, из­давая указ о составе Правительства РФ.

Прекращение полномочий Правительства РФ. Существуют раз­личные основания прекращения полномочий Правительства РФ, в том числе:

  1. оно слагает полномочия перед вновь избранным Президен­том РФ в день вступления его в должность. Президент может сохра­нить прежний состав Правительства, но юридически создается новое Правительство с применением указанных выше процедур;

  2. Правительство подает в отставку, о чем объявляет его Предсе­датель. Инициатива отставки исходит от самого Правительства;

  3. решение об отставке Правительства может принять Прези­дент РФ по своей инициативе (ч. 2 ст. 117 Конституции РФ), что оз­начает увольнение Правительства в отставку. Президент РФ отирав- ляет в отставку премьер-министра, но это означает увольнение всего Правительства;

  4. Правительство может быть уволено Президентом РФ в ре­зультате двойного вотума недоверия или однократного отказа в до­верии, что происходит путем голосования в Государственной Думе (необходимо большинство голосов от общего состава). Прези­дент РФ обязан объявить об отставке Правительства либо распус­тить Государственную Думу с назначением новых выборов. Если Дума отказывает в доверии Правительству по его инициативе, Пре­зидент в течение семи дней принимает решение об отставке Прави­тельства либо распускает Думу с назначением новых выборов. Рас­пускать Государственную Думу без назначения даты выборов нельзя;

  5. Правительство может прекратить свои полномочия по инициа­тиве его Председателя. Он может подать Президенту РФ заявление о невозможности исполнения своих полномочий (основания могут быть самыми разными: болезнь, ситуация, сложившаяся в Правительстве, и др.). Прекращение полномочий Председателем Правительства оз­начает отставку Правительства.

Во всех случаях прекращения полномочий Правительства оно продолжает действовать до формирования нового состава.

Заместитель Председателя Правительства РФ и министры также могут подать в отставку. Она принимается Президентом РФ, уведом­лять Государственную Думу не требуется. Президент РФ назначает на место ушедших в отставку новых членов Правительства.

Функции Правительства РФ. Правительство РФ, управляя страной, осуществляет следующие функции. Во-первых, оно действу­ет как высший орган исполнительной власти, ему подчинены другие центральные федеральные исполнительные органы государственной власти (за исключением подчиненных непосредственно Президен­ту РФ) и в конечном счете — все другие федеральные исполнитель­ные органы. Правительству РФ подчинены также исполнительные органы субъектов РФ по вопросам исключительных предметов ведения Федерации и по вопросам совместного ведения Федерации и ее субъ­ектов. Во-вторых, Правительство РФ обеспечивает координацию и единство деятельности органов исполнительной власти, в том числе координирует деятельность министерств и ведомств, непосредствен­но подчиненных Президенту РФ. В-третьих, Правительство РФ осу­ществляет управленческую деятельность на территории всей страны. Оно вправе принимать постановления и распоряжения, которые обя­зательны к исполнению в Российской Федерации (ч. 2 ст. 115 Кон­ституции РФ).