logo
V_E_Chirkin_Sistema_gosudarstvennogo_i_munitsipa

§ 2. Прокурорский надзор

Надзорная деятельность прокурора. Под прокурорским надзором понимается контрольная деятельность прокуратуры, имеющая це­лью обеспечение точного и единообразного исполнения Конститу­ции и законов, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также соблюдения законных обязанностей органами государства, должностными лицами, общественными объединениями, гражданами и негражданами, находящимися в РФ как стране пребывания. Про­верка исполнения законов проводится на основании поступив­шей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих проверки прокурора. Осуществляя проверку, прокурор может беспрепятственно входить на территории и в помещения про-

СЗРФ. 2000. № 16. Ст. 1774.

веряемых органов, требовать от руководителей и других проверяе­мых лиц представления необходимых документов и материалов, вы­зывать должностных лиц и граждан по поводу нарушения законов. На основании материалов проверки прокурор требует привлечения лиц, нарушивших закон, к ответственности или возбуждает дело об административном производстве, уголовное дело (принимает об этом мотивированное постановление).

Прокурор осуществляет надзор за местами лишения свободы. Он обязан немедленно освободить любого, задерживаемого без законных оснований. Требования прокурора относительно соблюдения закона, устанавливающего порядок и условия содержания задержанных, под­лежат исполнению администрацией.

Значительные полномочия принадлежат прокурору в судебном процессе. Он осуществляет уголовное преследование в суде, высту­пая в качестве государственного обвинителя, в соответствии с ГПК РФ он является стороной в гражданском процессе, если этого требу­ют защита прав граждан, интересов общества и государства. Если прокурор усматривает, что акт суда является незаконным или не­обоснованным, он приносит протест в порядке надзора или обраща­ется с представлением к вышестоящему прокурору, который, в свою очередь, может принести протест в порядке надзора.

В тех случаях, когда установлено нарушение прав человека и гра­жданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства (например, умаление чести и достоинства), и лицо по состоянию здо­ровья или иным причинам не может лично защищать себя в суде, либо такие нарушения касаются значительного числа граждан или приобрели особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает гражданский иск в интересах пострадавших в суде об­щей юрисдикции или в арбитражном суде.

Акты прокурорского надзора (прокурорского реагирования). Различаются четыре вида актов реагирования прокурора при осуще­ствлении надзора: постановление, протест, представление, предосте­режение.

Постановление это акт о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении в отношении должностного лица, нарушившего закон. Исходя из характера право­нарушения, прокурор самостоятельно принимает решение об уголов­ном или административном деле.

Протест приносится на противоречащий закону правовой акт в орган либо к должностному яйцу, который издал этот акт. Про­тест может быть принесен также в суд, если прокурор считает незакон­ным или необоснованным решение суда. Протест подлежит обязатель­ном}' рассмотрению, о результатах которого незамедлительно (не позднее чем в десятидневный срок) сообщается прокурору в письмен­ной форме.

Представление — это обращение прокурора к органу или долж­ностному лицу об устранении допущенных нарушений закона. Оно подлежит безотлагательному рассмотрению. При этом коллегиаль­ным органом прокурору сообщается о дне заседания. В течение ме­сяца со дня внесения представления должны быть приняты кон­кретные, меры по устранению допущенных нарушений, их причин. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокуро­ру в письменной форме. В случае принятия Правительством РФ по­становления, противоречащего Конституции РФ и законам, пред­ставление не вносится, но Генеральный прокурор информирует об этом Президента РФ.

Предостережение о недопустимости нарушения закона возможно при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. В этом случае прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение. При неисполнении требований, изложенных в указанном предостережении, должност­ное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности

.Глава 13

ДРУГИЕ ОРГАНЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА НА МЕСТАХ § 1. Центральные органы с особым статусом

Разделение властей и центральные органы государства. Выше уже говорилось о том, что вне классической триады разделения властей ос­таются некоторые органы государства (например прокуратура). Име­ются и другие органы, которые, занимая особое положение в государ­ственном аппарате или примыкая к другим органам государства, отли­чаются с точки зрения их организации и деятельности.

К числу таких органов относятся Центральная избирательная ко­миссия, Центральный банк РФ, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека и некоторые другие.

Центральная избирательная комиссия федеральный государст­венный орган, на членов которого распространяются права и обязан­ности государственных служащих. Центральная избирательная комис­сия состоит из 15 человек, занимающих свои должности на определен­ный срок (четыре года), что отличает их от других государственных служащих, занимающих должности бессрочно (до достижения пенси­онного возраста, если они проходят периодическую аттестацию). Срочное исполнение государственной службы (на различное число лет и иногда без права переизбрания или переназначения через два-

Члены Центральной избирательной комиссии назначаются по тре­тям (по пять человек) Президентом РФ, Советом Федерации и Госу­дарственной Думой. Обычно сначала проводится рейтинговое голосо­вание в отношении всех выдвинутых депутатами, депутатскими объе­динениями и т.д. кандидатур, а затем осуществляется назначение.

Центральная избирательная комиссия организует подготовку и про­ведение выборов, референдумов Российской Федерации. Она осуществ­ляет руководство другими избирательными комиссиями, может назна­чать членов в их состав, реформировать комиссии (это имело место, на­пример, в 2003 г. по отношению к избирательной комиссии Краснояр­ского края). Другие избирательные комиссии обязаны выполнять ее указания, данные в пределах ее полномочий. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, их должностные лица обязаны оказывать содействие Цен­тральной избирательной комиссии (как и другим избирательным ко­миссиям), в частности, осуществлять охрану их помещений, предостав­лять на безвозмездной основе им транспортные средства, средства свя­зи, техническое оборудование. Эти же обязанности возлагаются на орга­низации, имеющие государственную или муниципальную долю в своем складочном (уставном) капитале, превышающую 30%.

Центральная избирательная комиссия осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан и права на участие в рефе­рендумах; организует разработку нормативов технологического обору­дования, необходимого для работы комиссий, и осуществляет кон­троль за их соблюдением; принимает меры по организации единого порядка распределения эфирного врмени и печатной площади для проведения предвыборной агитации; обеспечивает реализацию феде­ральных целевых программ, связанных с проведением выборов; прово­дит профессиональную подготовку членов избирательных комиссий и обучение избирателей; распределяет поступающие от государства фи­нансовые средства для проведения выборов; рассматривает жалобы на избирательные комиссии и др. Центральная избирательная комиссия издает разъяснения по вопросам применения федеральных законов о выборах и референдуме. Инструкции Центральной избирательной ко­миссии обязательны для всех избирательных комиссий в РФ. Она оп­ределяет результаты выборов и референдумов, выдает избранным на федеральных выборах лицам документы об избрании.

Свои функции Центральная избирательная комиссия осуществ­ляет независимо от других органов государственной власти.

Центральный банк РФ (Банк России) занимает особое место в сис­теме управления. Согласно ст. 75 Конституции РФ его основная функция — защита и обеспечение устойчивости рубля, эту функцию он осуществляет «независимо от других органов государственной вла­сти». Сопоставление Центрального банка РФ с другими органами го­сударственной власти и положение о его независимости (при осущест­влении его функций) означает, что ему присущи определенные (час­тичные) государственно-властные полномочия. В соответствии с Фе­деральным законом от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с множеством изменений) он во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и прово­дит единую государственную денежно-кредитную политику, не подчи­нен ему. По вопросам, отнесенным к его компетенции, Центральный банк РФ издает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций, обязательные для всех федеральных органов государст­венной власти, органов субъктов РФ, местного самоуправления, всех юридческих и физических лиц. Нормативные акты Центрального бан­ка РФ могут быть обжалованы в суд в том же порядке, как другие фе­деральные нормативные акты.

Кроме того, Центральный банк РФ занимается развитием и укре­плением банковской системы, обеспечением эффективного и беспе­ребойного функционирования платежной системы. Получение при­были не является целью деятельности Банка.

Центральный банк РФ имеет уставной капитал (3 млрд руб.), но он не вправе самостоятельно участвовать в капиталах кредитных ор­ганизаций. Такое разрешение может быть предоставлено только фе­деральным законом (оно существует). Он может участвовать в устав­ных капиталах определенных зарубежных банков (их перечень уста­новлен законом), но не в их коммерческих организациях. Это означа­ет, что Банк не является коммерческой организацией.

Действуя как управленческая структура, Центральный банк РФ монопольно осуществляет эмиссию наличных денег, организует де­нежное обращение, организует систему рефинансирования. Он также вправе распоряжаться своим имуществом включая золотовалютные резервы. Изъятие и обременение этого имущества без согласия Банка не допускаются. Центральный банк РФ дает указания другим бан­кам, не подчиненным ему непосредственно. В частности, своим ука­занием 2001 г. он установил предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами.

Центральный банк РФ выдает разрешения, приостанавливает и отменяет операции валютных бирж по покупке и продаже иностран­ной валюты; устанавливает правила осуществления расчетов в Рос­сийской Федерации с иностранными государствами, международны­ми организациями и правил проведения банковских операций; осу­ществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ (если иное не установлено федеральными законами); принимает решение о государственной регистрации кредитных орга­низаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществле­ние банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их; осуществляет банковский надзор за деятельностью кредитных ор­ганизаций и банковских групп; регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями; устанавливает и публикует официаль­ные курсы иностранных валют по отношению к рублю и др.

Банк России подоточетен Государственной Думе. Она назначает на должность и освобождает от должности Председателя России по представлению Президента РФ; назначает на должность и освобож­дает от должности членов Совета директоров Банка, по представле­нию Председателя Банка, согласованному с Президентом РФ; на­правляет и отзывает представителей Государственной Думы в На­циональном банковском совете в рамках своей квоты.

Центральный банк РФ представляет в Государственную Думу и Президенту РФ информацию в порядке, установленном федеральны­ми законами. Государственная Дума рассматривает годовой отчет Банка и принимает по нему решение.

Управление Банком осуществляют Национальный банковский совет, Председатель Банка и Совет директоров.

Национальный банковский совет является коллегиальным ор­ганом Центрального банка РФ. В состав Национального банковского совета входят 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации из числа членов Совета Федерации, трое — Государствен­ной Думой из числа ее депутатов, трое — Президентом Российской Федерации, трое — Правительством РФ. Членом Национального банковского совета является также Председатель Банка.

К компетенции Национального банковского совета относится: рассмотрение годового отчета Центрального банка РФ; утверждение на основе предложений Совета директоров общего объема расходов на содержание служащих Банка и общего объема капитальных вло­жений и прочих административно-хозяйственных расходов, допол­нительных расходов при необходимости; рассмотрение вопросов со­вершенствования банковской системы РФ; рассмотрение проекта ос­новных направлений единой государственной денежно-кредитной политики; решение вопросов, связанных с участием Банка в капита­лах кредитных организаций; назначение главного аудитора Банка и рассмотрение его докладов; ежеквартальное рассмотрение информа­ции Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка (кредитно-денежная система, банковский надзор, валютное регули­рование и др.); утверждение по предложению Совета директоров от­четов Банка, порядка распределения его прибыли, остающейся в рас­поряжении Банка, и др.

Председатель Центрального банка РФ назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голо­сов от общего числа депутатов Государственной Думы по предложе­нию Президента РФ. Одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка более трех сроков подряд.

Председатель Банка действует от имени Центрального банка РФ и представляет его интересы без доверенности; подписывает норма­тивные акты Банка, решения Совета директоров, протоколы его засе­даний, соглашения, заключаемые Банком России; назначает надолж- ность и освобождает от должности заместителей Председателя Бан­ка, распределяет между ними обязанности; обеспечивает реализацию функций Банка в соответствии с федеральными законами и несет всю полноту ответственности за деятельность Банка.

В Совет директоров входят Председатель Центрального банка РФ и 12 членов, которые работают на постоянной основе в Банке. Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой сро­ком на четыре года по представлению Председателя Банка, согласо­ванному с Президентом РФ. При этом они не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, депутатами за­конодательных (представительных) органов субъектов РФ, депутата­ми органов местного самоуправления, государственными служащи­ми, а также членами Правительства РФ, не могут состоять в полити­ческих партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях.

Председательствует на заседаниях Совета директоров Председа­тель Банка, а в случае его отсутствия — лицо, его замещающее, из числа членов Совета директоров.

Решения Совета директоров принимаются большинством голо­сов от числа присутствующих на заседании членов Совета директо­ров при кворуме в семь человек и обязательном присутствии Предсе­дателя Банка России или лица, его замещающего.

Совет директоров во взаимодействии с Правительством РФ раз­рабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и представляет документ для рассмот­рения в Национальный банковский совет, а также Президенту РФ, в Правительство РФ и Государственную Думу; готовит и пред­ставляет в Национальный банковский совет на утверждение различ­ные предложения и др.

Центральный банк РФ взаимодействует с кредитными организа­циями, их ассоциациями и союзами, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, представляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности. Банк России обязан давать ответ в письменной форме кредитной организации п

овопросам, отнесенным к его компетенции, не позднее чем в месячный срок со дня получения письменного запроса кредитной организации.

Счетная палата РФ — постоянно действующий орган государст­венного финансового контроля, образуемый Федеральным Собрани­ем РФ и подотчетный ему.

В рамках своей компетенции она обладает организационной и функциональной независимостью.

В состав Счетной палаты входит ее Председатель, заместитель Председателя, аудиторы и аппарат Счетной палаты. Председатель Счетной палаты, осуществляющий руководство ее деятельностью, а также его заместитель назначаются на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ сроком на шесть лет. Они могут быть переназначены.

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, воз­главляющие определенные направления деятельности Счетной пала­ты. Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане РФ, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельно­сти в области государственного контроля, экономики, финансов.

При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государ­ственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет.

Аудиторы Счетной палаты имеют право присутствовать на засе­даниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, коллегий федеральный органов исполнительной власти и иных государственных органов. Они не вправе заниматься другой оп­лачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельно­сти, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, образуется Коллегия Счетной палаты, в состав которой входят Председатель Счетной палаты, его заместитель и аудиторы Счетной палаты.

Проверки и ревизии проводят инспекторы Счетной палаты. При выполнении своих служебных обязанностей по проведению бюджет­но-финансового контроля они имеют право: беспрепятственно посе­щать государственные органы, предприятия, учреждения и организа­ции, банки и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, воинские части и подразделения, входить в лю­бые производственные, складские, торговые и канцелярские помеще­ния, если иное не предусмотрено законодательством РФ; опечаты­вать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотребле­ний — изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъя­тия и копии или опись изъятых документов.

Инспекторы Счетной палаты наделены определенными властны­ми полномочиями. Требования инспекторов Счетной палаты, связан­ные с исполнением ими своих служебных обязанностей, являются обязательными для государственных органов, а также для предпри­ятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности и форм собственности.

Задачами Счетной палаты являются: организация и осуществле­ние контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет­ных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; опреде­ление эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обосно­ванности доходных и расходных статей проектов федерального бюд­жета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, пре­дусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерально­го бюджета, или влияющих на формирование и исполнение феде­рального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; контроль за управлением и обслуживанием государственного внут­реннего и внешнего долга РФ; анализ выявленных отклонений. Кон­троль осуществляется на основе принципов законности, объективно­сти, независимости и гласности.

Контрольные полномочия Счетной пататы распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учрежде­ния РФ, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компа­нии и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциа­ции и иные объединения вне зависимости от видов и форм собствен­ности, если они получают, перечисляют, используют средства из феде­рального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законо­дательством или федеральными органами государственной власти на­логовые, таможенные и иные льготы и преимущества. На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных него­сударственных некоммерческих организаций контрольные полномо­чия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получени­ем, перечислением или использованием ими средств федерат ьного бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, та­моженных и иных льгот и преимуществ.

Все органы государственной власти РФ, органы местного само­управления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, орга­низации, независимо от форм собственности, и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности. При проведении ре­визий и проверок Счетная палата получает от проверяемых предпри­ятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-финансо­вых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию. По требованию Счетной па­латы Центральный банк РФ, коммерческие банки и иные кредитно­финансовые учреждения обязаны представлять ей необходимые до­кументальные подтверждения операций и состояния счетов прове­ряемых объектов. Остальные предприятия, учреждения и организа­ции обязаны представлять по требованию Счетной палаты справки и копии документов по операциям и расчетам с ними.

Осуществляя контрольные полномочия, Счетная палата проводит экспертизу и дает заключения. По результатам проведенных контроль­ных мероприятий Счетная палата направляет органам государственной власти РФ, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявлен­ных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и при­влечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства РФ и бесхозяйственности. Представление Счетной палаты должно быть рассмотрено в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 20 дней со дня его получения. В слу­чаях выявления при проведении проверки или ревизии хищения госу­дарственных денежных или материальных средств, а также иных зло­употреблений Счетная палата незамедлительно передает материалы проверки или ревизии в правоохранительные органы.

При выявлении на проверяемых объектах нарушений в хозяйст­венной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведе­ния контрольных мероприятий Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организа­ций обязательные для исполнения предписания.

При проведении ревизий и проверок должностные лица Счетной палаты не должны вмешиваться в оперативную деятельность прове­ряемых объектов, а также предавать гласности свои выводы до завер­шения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта (заключения).

Счетная палата ежеквартально представляет Федеральному Соб­ранию оперативный отчет о ходе исполнения государственного бюд­жета и регулярно информирует Государственную Думу и Совет Фе­дерации о результатах проводимых контрольных мероприятий.

Уполномоченного поправпм человека в Российской Федерации на­значает на должность и освобождает от должности Государственная Дума большинством голосов, В выдвижении кандидатов на эту долж­ность могут участвовать Президент РФ, Совет Федерации, Государ­ственная Дума, депутаты индивидуально или в виде депутатских объединений. Уполномоченным по правам человека может быть гра­жданин РФ, достигший 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на пять лет и может занимать эту должность, не более чем два срока (в 1995 г. Государственная Дума сместила Уполномоченного по пра­вам человека досрочно).

Уполномоченный по правам человека способствует с помощью конституционных средств восстановлению нарушенных прав, совер­шенствованию законодательства о правах человека и приведению его в соответствие с международными стандартами, правовому про­свещению в области прав человека и способов их защиты. Он впра­ве беспрепятственно посещать все органы власти, опрашивать долж­ностных лиц и получать от них необходимые документы, касающие­ся прав человека и гражданина. При выполнении своих функций Уполномоченный независим от каких-либо органов государствен­ной власти, не подчинен им. Он не может участвовать в политиче­ской деятельности, заниматься другой оплачиваемой или неоплачи­ваемой деятельностью кроме научной, педагогической, творческой, не может быть депутатом (хотя обладает неприкосновенностью, аналогичной депутатской). Уполномоченный не наделен властными полномочиями, он не принимает нормативные правовые акты, не вправе давать указания, обязывающие государственные органы или должностных лиц. Основным содержанием его деятельности явля­ется рассмотрение жалоб о нарушениях основных прав человека и гражданина (жаловаться могут и находящиеся на территории РФ неграждане), анализ состояния прав человека и гражданина в стране и подготовка об этом ежегодного доклада (он публикуется в перио­дической печати), проверка соблюдения конституционных прав. Уполномоченный рассмотривает жалобы на действия (бездействие) органов государства, субъектов РФ, местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, но при условии, если ранее заявитель уже обжаловал эти действия в административ­ные или судебные органы, но не согласен с их решениями. Впрочем, имели место случаи, когда с жалобами обращались непосредственно к Уполномоченному (минуя ее предварительное рассмотрение в дру­гих органах), и он реагировал на них.

Уполномоченный вправе отклонить жалобу, если она не относит­ся к предметам его ведения (большинство поступающих жалоб имен­но такого рода). В случае отклонения жалобы Уполномоченный ука­зывает причины этого и разъясняет, какие средства можно использо­вать, если права (хотя и не конституционного характера) подлежат защите. Отказ обжалованию не подлежит.

Если Уполномоченный принял жалобу, он может ограничиться разъяснением о методах защиты прав, но может предпринять другие действия. Он вправе: 1) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления, должностному лицу, к компетен­ции которых относится разрешение жалобы по существу; 2) обра­титься в суд с заявлением о нарушении прав и свобод и участво­вать в судебном процессе; 3) обратиться с ходатайством к компетент­ным органам о возбуждении административного, дисциплинарного производства (и соответствующего наказания виновных), о возбуж­дении уголовного дела в отношении должностного лица; 4) обратить­ся в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения (приговора, определения) суда; 5) обратиться к долж­ностному лицу, имеющему право приносить протест на решения, из­ложив свои доводы.

Уполномоченный наделен правом принимать меры по защите прав и свобод и по своей инициативе в случаях, имеющих особое об­щественное значение, для защиты интересов лиц, не способных само­стоятельно использовать правовые средства защиты. Он вправе пред- дожить Государственной Думе создать специальную комиссию для парламентского расследования фактов грубого или массового нару­шения прав и свобод, выступать в Думе по этим вопросам.

В некоторых субъектах РФ (Татарстан, Свердловская область, г. Москва и др.) действуют свои уполномоченные по правам челове­ка, есть уполномоченные по правам детей. Однако их деятельность недостаточно эффективна.