logo
V_E_Chirkin_Sistema_gosudarstvennogo_i_munitsipa

§ 3. Территориальное общественное самоуправление

Территориальное общественное самоуправление — специфическая форма участия граждан в местном самоуправлении, существую­щее в различных странах (США, Китай и др.). При использовании этой формы не принимаются решения, касающиеся всего муниципального образования, они могут относиться только к его отдельным частям.

В одних субъектах РФ (Алтайский край, г. Москва и др.) приня­ты законы о территориальном общественном самоуправлении, в дру­гих эти вопросы регулируются общими законами о местном само­управлении.

Территориальное общественное самоуправление — это самоор­ганизация граждан по месту жительства на части территории муни­ципального образования (микрорайоны городов, улицы, поселки, дома, подъезд многоквартирного жилого дома, небольшой сельский населенный пункт и др.), территориальная община жителей. Она не создает отдельного муниципального образования. Органы террито­риального общественного самоуправления не пользуются правами органов муниципальных образований. Такая самоорганизация соз­дается для самостоятельного и под свою ответственность осуществ­ления инициатив населения по вопросам местного значения (напри­мер, для благоустройства) непосредственно жителями. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общест­венное самоуправление, определяются жителями деревни, поселка, квартала и т.д. на своих собраниях, но устанавливаются представи­тельным органом муниципального образования. В уставе террито­риального общественного самоуправления (территориальной общи­ны) должны быть указаны: территория, на которой оно осуществля­ется; цели, задачи, направления деятельности; формы территори­ального общественного самоуправления; порядок формирования, прекрещения полномочий; права и обязанности его органов; поря­док принятия решений; порядок приобретения имущества (включая финансовые средства), распоряжения ими; порядок прекращения территориального общественного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется путем проведения собраний и конференций граждан, а также посред­ством создания органов территориального общественного самоуправ­ления. Оно может являться юридическим лицом. Устав территориаль­ного общественного самоуправления подлежит регистрации по про­цедуре и форме, установленным дня некоммерческой организаций.

Органами территориального общественного самоуправления яв­ляются собрания и конференции граждан. Эти органы правомочны, если в собрании участвует не менее половины жителей территории, а в конференции — не менее 2/3избранных делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории (участни­ками собраний и конференций могут быть лица, достигшие 16 лет).

К исключительным полномочиям собраний и конференций отно­сятся: установление структуры органов территориального общест­венного самоуправления; принятие устава, изменений и дополнений к нему; избрание других органов общественного самоуправления; оп­ределение основных направлений деятельности территориального общественного самоупрвления; утверждение сметы доходов и расхо­дов общественного самоуправления и отчета о ее исполнении; рас­смотрение и утверждение отчетов о деятельности избранных органов общественного самоуправления

Избираемые собраниями, конференциями другие органы терри­ториального общественного самоправления (это могут быть комите­ты, группы уполномоченных, старшие по подъездам и другие органы, предусмотренные уставом) представляют интересы его населения, выполняют решения собраний и конференций, могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, бла­гоустройству территории и другую хозяйственную деятельность в це­лях удовлетворения социально-бытовых потребностей граждан дан­ной территории. Эта деятельность может осуществляться как за счет граждан, так и на основании договора между органами территориаль­ного общественного самоуправления и органами местного само­управления за счет средств местного бюджета. Органы общественно­го самоуправления вправе вносить в органы местного самоуправле­ния проекты нормативных актов (не только по своим вопросам), ко­торые подлежат обязательному рассмотрению органами или должно­стными лицами муниципальных образований.

Органы терригориатьного общественного самоуправления созда­ются путем выборов, которые могут проводиться на общих собраниях (конференциях) жителей или путем голосования бюллетенями на из­бирательном участке. Способ выборов устанавливается законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований. Органы тер­риториального общественного самоуправления занимаются организа­цией окружающей среды (зеленых насаждений в городах и др.), следят за сохранностью жилищного и нежилого фонда, объектов социальной сферы, занимаются организацией досуга населения, особенно детей (создают детские площадки и др.), содействуют охране правопорядка, соблюдению прав потребителей, воспитанию детей и молодежи, осуще­ствляют контроль за обслуживанием населения и т.д. Представитель­ные органы местного самоуправления и местная администрация могут устанавливать сферы совместной компетенции с органами территори­ального общественного самоуправления. Они также наделены правом устанавливать перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с территориальными органами обществен­ного самоуправления. Вместе с тем органы местного самоуправления не могут передавать территориальным органам решение вопросов, вхо­дящих в компетенцию органов местного самоуправления.

Если территориальные общины являются юридическими лицами, они обладают своими финансами, складывающимися из собственных ресурсов, из средств, выделяемых им из бюджета местного само­управления. (не в административном порядке, а по договору). На эти средства, которые создаются за счет доходов от своей экономической деятельности, добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий, организаций (какие-то обязательные сборы эти органы устанавливать не вправе), может быть приобретено имущество, кото­рое является собственностью территориальной общины. Такие общи­ны вправе осуществлять собственную хозяйственную деятельность, заключать хозяйственные договоры с другими юридическими лица­ми (например, по благоустройству дворов), принимать на свой ба­ланс различное имущество, получать кредиты и ссуды, приобретать акции и облигации и т.д.

Органы территориального общественного самоуправления не реже одного раза в год должны отчитываться о своей деятельности перед собранием (сходом, конференцией) жителей территориальной общины. Жители могут потребовать отчета и во внеочередном поряд­ке. Решения органов территориального общественного самоуправле­ния не должны противоречить законам, актам муниципального обра­зования. Для предприятий, учреждений, должностных лиц, граждан на данной территории такие решения имеют только рекомендатель­ный характер. Публичной власти территориального коллектива эти органы не имеют.