logo
V_E_Chirkin_Sistema_gosudarstvennogo_i_munitsipa

§ 6. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления

Органы государства осуществляют контроль в отношении мест­ного самоуправления. Так, контроль за соблюдением законности воз­ложен на прокуратуру, соответствие актов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта РФ контролируют конституционные (уставные) суды субъектов РФ, действует судебный контроль. Акты органов муниципальных образований, не соответствующие законода­тельству, могут быть приостановлены или признаны судом недейст­вующими. При определенных условиях представительный орган му­ниципального образования, как указывалось выше, может быть рас­пущен законом субъекта РФ, а глава муниципального образования отрешен от должности главой администрации субъекта РФ. Возмож­но также временное осуществление органами государственной вла­сти отдельных полномочий органов местного самоуправления, о чем тоже уже говорилось.

Органы местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физически­ми и юридическими лицами в соответствии с законами. Ответствен­ность депутатов перед избирателями выражается в праве последних досрочно отзывать депутатов. Ответственность органов и должност­ных лиц муниципального образования перед государством наступает только на основании решения суда. Органы государства не вправе смещать должностных лиц или распускать представительные органы местного самоуправления по своему усмотрению. Решение об этом принимает суд в случае нарушения ими Конституции РФ, федераль­ных законов, конституций (уставов) и законов субъектов РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего ис­полнения муниципальными органами и должностными лицами пе­реданных им государственных полномочий.

Ответственность представительного органа муниципального об­разования наступает после решения суда, установившего противо­правность его акта. Если такой акт не отменен в течение срока, уста­новленного судом, или не приняты меры по его исправлению, суд ус­танавливает факт неисполнения его решения. В течение одного меся­ца после решения суда, установившего факт неисполнения его решения, высшее должностное лицо субъекта РФ вносит в законода­тельный орган субъекта РФ проект закона о роспуске представитель­ного органа муниципального образования (его может распустить так­же Президент РФ). Закон о роспуске может быть обжало­ван в суд в течение 10 дней.

Глава муниципального образования, как уже говорилось, может быть досрочно отозван избирателями. Он может быть также отрешен от должности правовым актом высшего должностного лица субъек­та РФ в случае издания главой муниципального образования проти­воправного правового акта, если эти противоречия не исправлены, что опять-таки установлено судом; а также правового акта (в том числе ненормативного), который нарушает права и свободы граждан, представляет собой угрозу единству и территориальной целостности Федерации, ее безопасности, обороноспособности, единству правово­го и экономического пространства. Отрешение возможно и в том случае, если судом установлено нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, и должностное лицо не приняло в течение указанного судом срока мер для исправ­ления положения. Акт об отрешении во всех случаях не может быть издан главой субъекта РФ в срок, составляющий менее месяца со дня последнего решения суда. Отрешение от должности может быть об­жаловано в суд.

В таком же порядке осуществляется отрешение от должности главы администрации муниципального образования, его исполни­тельного органа, если он работает по контракту.

Ответственность органов муниципального самоуправления перед государством может выражаться во временном изъятии у них некото­рых полномочий и временном осуществлении их государственными органами (органами государственной власти субъекта РФ). Изъятие полномочий возможно, если муниципальные органы не созданы или не могут быть созданы в связи со стихийными бедствиями (в этих случаях указанные последствия не являются формой ответственно­сти). Временное осуществление государственными органами отдель­ных полномочий органов муниципальных образований в качестве от­ветственности возможно в случаях, если; 1) если вследствие реше­ний, действий (бездействия) органов- местного самоуправления воз­никает просроченная задолженность муниципального образования по исполнению его долговых и (или) бюджетных обязательств, пре­вышающая 30% собственных доходов муниципального образования за финансовый год или 40% всех бюджетных ассигнований (при ус­ловии. что бюджетные обязательства Федерации и соответствующего субъекта РФ перед муниципальным образованием выполнены); 2) при осуществлении государственных полномочий, переданных муни­ципальному образованию, допущено нецелевое расходование бюд­жетных средств или нарушение законов.

В случаях отсутствия органов муниципального образования по причине стихийных бедствий высшее должностное лицо субъек­та РФ на основании решения представительного органа муниципаль­ного образования, принятого не менее 2/3 голосов от установленной уставом численности, принимает постановление (указ и др.) о вре­менном осуществленнии государственными органами отдельных полномочий муниципального образования. Такое постановление должно содержать: перечень осуществляемых полномочий; указание на исполнительные органы или должностных лиц субъекта РФ, кото­рые должны осуществлять полномочия; срок, который не может пре­вышать периода, необходимого для устранения препятствий, порож­денных стихийным бедствием; источники и порядок финансирова­ния для временного осуществления передаваемых полномо­чий. В этот период органами субъекта РФ не могут осуществляться полномочия органов местного самоуправления по принятию устава муниципального образования, внесению в него изменений, установ­лению структуры органов, преобразованию и изменению границ му­ниципального образования.

Если речь идет о задолженности муниципального бюджета, то прежде всего этот факт должен быть установлен решением арбитраж­ного суда. Затем по ходатайству представительного органа муници­пального образования или его главы высшее должностное лицо субъ­екта РФ вводит на срок до одного года временное финансовое управ­ление в муниципальном образовании. Проводится восстановление платежеспособности, предпринимаются меры по реструктуризации просроченной задолженности, разрабатывается проект бюджета му­ниципального образования на следующий финансовый год. Если при этом имело место нецелевое использование субвенций, то проводит­ся их изъятие.

Решения высшего должностного лица субъекта РФ о введении временного финансового управления (равно как и в случае передачи полномочий в условиях стихийных бедствий) могут быть обжалова­ны в суд.

Ответственность органов местного самоуправления перед населе­нием, физическими и юридическими лицами может иметь разные фор­мы. Она может быть политической (досрочный отзыв депутатов представительного органа, главы муниципального образования), а может иметь юридический характер. За ущерб, причиненный физи­ческим и юридическим лицам незаконными действиями органов и должностных лиц муниципального образования, они несут от­ветственность в соответствии с нормами гражданского права (в дан­ном случае речь идет об ответственности в связи с должностным по­ложением). Кроме того, лица, входящие в состав муниципальных ор­ганов, за свои действия несут ответственность и как обычные гражда­не в уголовном, административном, гражданско-правовом порядке

.Глава 20

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ