logo
V_E_Chirkin_Sistema_gosudarstvennogo_i_munitsipa

§ 1. Территориальный публичный коллектив

Страна, общество, государство. Эти три явления существенно отли­чаются друг от друга. Страна — понятие географическое, общество - социологическое, государство — политическое. На территории одной страны могут существовать разные по своей природе общества. Так было после Второй мировой войны в Германии до ее объединения в 1990 г. На западе (в границах Федеративной Республики Германии) функционировало капиталистическое общество, на востоке (в рамках Германской Демократической Республики) - - общество тоталитарно­го социализма, строившееся в соответствии с принципами марксизма- ленинизма1. Два разных общества были после Второй мировой войны на территории Вьетнама, а на Корейском полуострове существуют и сейчас Северная и южная Корея (Корейская Народно-Демократиче­ская Республика и Республика Корея) неодинаковы по своему обще­ственному строю.

В разных по характеру обществах существуют неодинаковые по природе государства. О понятии государства говорится ниже. В дан­ном случае отметим лишь, что государство (республика Российская Федерация или Французская Республика, Соединнное Королевство Великобритании и Северной Ирландии или Хашимитское Королевст­во Иордания) существует и действует в обществе. Оно неотъемлемая часть современного общества и не может быть иным по своему харак­теру, чем общество. В Японии существует капиталистическое общест­во и капиталистическое государство, в северной Корее — общество то­талитарного социализма и тоталитарное социалистическое государст­во, в Саудовской Аравии — полуфеодально-теократическое общество и соответствующее ему государство и т.д.

В современных исследованиях иногда говорится о маркслзме-энгелизме (от имен немецких авторов К. Маркса и Ф. Энгельса), который отличают от ленинизма-больше­визма (от имени российского революционера В. И. Ленина и особого направления в со­циалистической теории и практике), хотя и отмечается их принципиальное сходство.

Природе общества и государства соответствует власть в обществе, характер управления его делами.

Коллектив и власть. В обществе каждой страны существует ог­ромное количество самых разных коллективов, добровольных и иных объединений. В России насчитывается несколько десятков тысяч зарегистрированных общественных объединений (государст­венная регистрация обычно в органах министерства юстиции, мини­стерства финансов и др. необходима для получения прав юридиче­ского лица)', а есть и множество других объединений (например, ре­лигиозных, в том числе незарегистрированных). В любом объедине­нии существуют какие-то общие дела, без этого коллектив не возник бы. Этими делами, совместной деятельностью нужно руководить, управлять, хотя и различными способами: от мягкого руководства, наподобие дирижера в оркестре, до применения государством жест­ких властных мер, вплоть до смертной казни за особо опасные пре­ступления.

В бригаде рабочих, в артели старателей в тайге есть руководи­тель, который регулирует совместную работу. Ему приходится ис­пользовать не только свой авторитет наиболее опытного человека, но и приказную манеру поведения. Даже на вечеринке друзей бывает ру­ководитель.... .тамада, который может дать или не дать слово очеред­ному оратору, употребляя своп «властные» полномочия. Эти полно­мочия важно отличать от отношений влияния или воздействия, когда говорят, что властвует чарующая красота, дивный голос артиста или ораторский талант. Ценностные качества явления, природные дан­ные (острый ум, талант, красота, особый род искусства) не определят властным, принудительным путем желаемое поведение объекта вла­ствования, а являются лишь частью побудительных мотивов поведе­ния или вовсе не играют такую роль (не всем может нравиться тот или иной вид искусства). Такие мотивы (если они есть) имеют сти­хийный, часто неосмысленный характер. Они не включают момент осознания их как власти, не воспринимаются объектом властвования как волевое принуждение. Напротив, для отношений власти, властво­вания важен волевой момент, присвоение чужой воли.

Статус юридического лица дает объединению право выступать вовне от собствен­ного имени (приобретать имущество на имя объединения, открыть счет в банке, предъяв­лять иски и отвечать на суде и др.). Зарегистрированная партия вправе выдвигать кандидатов на выборах, организовать политическую демонстрацию и тд. Для регистра­ции необходимы определенные условия. Например, политическая партия в России мо­жет быть зарегистрирована, если она имеет не менее 50 тыс. членов (предусмотрены и другие условия).

Хотя применение термина «власть» к отношениям во многих кол­лективах вызывает возражения (часто справедливые), все же в самом широком смысле слова власть связана с существованием какого-то коллектива людей. Конечно, можно властвовать над самим собой, сдерживая гнев или раздражение, но обычно, говоря о власти, имеют в виду отношения в группе людей. Власть — это способность и возмож­ность осуществлять свою волю даже вопреки сопротивлению объекта властвования. Такие отношения проходят через сознание людей. По­этому термин «власть» в научном смысле этого слова неприменим там, где нет объекта, обладающего сознанием и волей, например, к отноше­ниям дрессировщика и зверя, к порядкам, существующим в колониях пчел и муравьев, в стаде животных, где действуют инстинкты и реф­лексы.

Власть имманентно (внутренне) присуща человеческому коллек­тиву, причем под коллективом следует понимать особый род объеди­нения. Толпа людей, бегущих в панике, где каждый руководствуется чувством самосохранения, или очередь в магазине - не коллектив. Коллектив возникает там, где есть какие-то, пусть минимальные, об­щие интересы. Власть, в конечном счете, возникает на базе этих инте­ресов, из необходимости управлять общими делами. Такие интересы должны соответствовать общечеловеческим ценностям, быть закон­ными. Преступная группировка во главе с «авторитетом» — не кол­лектив.

Коллективы различны по своей природе, неодинаковы и вла­стные отношения и власть, возникающие в них. Родительская власть в семье — это личная власть, основанная на персональ­ных, родственных связях. В религиозных объединениях сущест­вует духовная власть, обусловленная единством веры и соответ­ствующего подчинения (в том числе священнослужителям, ибо существуют религиозные наказания для мирян, как самое суро­вое — отлучение от церкви). В политической партии, ином обще­ственном объединении существует корпоративная власть. Чле­ны организации, добровольно вступившие в нее, должны следо­вать решениям, указаниям ее руководства. Правда, они могут свободно выйти из объединения, а санкции за непослушание не­велики: выговор, самое суровое наказание — исключение из ор­ганизации. В определенного рода объединениях (общественных объединениях) корпоративная власть может содержать некото­рые элементы публичной власти (в ее основе не персональные, а иные связи общественного характера), но речь в данном случае идет только об элементах.

Иное дело — коллективы, складывающиеся как объединения лю­дей по месту жительства1. Конечно, человек может изменить место жительства, переехать из г. Вязники в село Петино другой области или даже в Бразилию и жить там в муниципии Жанейро, но нахо­диться вне территории Земли он пока что не может. Лица, путешест­вующие на корабле в открытом море, связаны с территорией государ­ства (корабль — подвижная государственная территория, то же отно­сится к самолету в полете). Специалисты, работающие на междуна­родных космических станциях, тоже граждане какого-либо государ­ства, они постоянно проживают в каком-либо городе, области, муни­ципальном образовании. Выбрав место жительства, человек, даже если он лицо без гражданства или иностранец, объективно становит­ся членом определенного коллектива. Таким образом, коллективы, складывющиеся по месту жительства людей, лишь отчасти связаны с субъективным фактором (свобода выбора места жительства), по своей природе они объективны: невозможно быть вне территории или по крайней мере не принадлежать к какой-либо государственно» терри­тории.

Территориальные коллективы имеют «общий», публичный ха­рактер. Их существование связано не с какими-то идейными убе­ждениями их членов (как в партии), не с родом деятельности (как в профсоюзе), не с определенными склонностями (объединение шах­матистов) и т.д., а с теми или иными сторонами жизнеобеспечения данного коллектива, людей, живущих в нем. Это территориаль­ные публичные коллективы. Конечно, уровень жизнеобеспечения, его стороны в разных коллективах такого рода неодинаковы (орга­ны государства занимаются иными вопросами, чем вопросы мест ного значения в сельском муниципальном образовании), но такая деятельность территориальному публичному коллективу присуща всегда.

Наиболее крупный территориальный коллектив (если отвлечься от международного сообщества) - это государственно организован­ное общество в той или иной стране. В нем решаются вопросы, жиз­ненно важные для людей, существует государственное управление, для чего создаются особые органы (парламент, правительство и т.д.). Менее крупный территориальный публичный коллектив (не по чис­ленности населения, она может быть иногда больше, чем в малой стране, а по важности решаемых в нем задач) - объединение населе-

Территориальный публичный коллектив обычно имеет статус юридического лица, от его имени выступают определенные органы и должностные лица.

ния в рамках субъекта федерации (штаты в США, земли в Герма­нии, различные субъекты Российской Федерации — республики в составе России, края, области и т.д.). У такого коллектива есть «своя» доля власти, которую по вопросам, установленным в конституциях, законах, осуществляют его органы (законодательное собрание, губер­натор и др.). Во многих странах существуют территориальные авто­номные образования политического (законодательного) или адми­нистративного характера. Таковы Шотландия, имеющая с 2000 г. свой парламент, Уэльс и Северная Ирландия в Великобритании, Автоном­ная Республика Крым в Украине, Аландские острова в Финляндии, Сицилия и другие автономные области в Италии. В Китае существует более 150 автономных образований (автономные районы, автоном­ные округа, автономные уезды) со своими «органами самоуправле­ния». Автономные образования осуществляют «свою» власть прожи­вающего в них населения (по вопросам и в пределах, установленных законами государства), в автономиях политического характера изда­ются собственные законы.

Почти во всех странах (кроме, например, Султаната Оман или Ко­ролевства Бутан) существуют муниципальные образования — объеди­нения людей по месту жительства. У них тоже есть общие интересы, относящиеся к жизнеобеспечению (электро-, водо-, газоснабже­ние и т.д.). Их органы (муниципальный совет, мэр и др.) вправе прини­мать обязательные решения по вопросам местного значения (перечень таких вопросов установлен законами государства).

Власть, существующая в публичных территориальных коллекти­вах, — это публичная власть, а управление в них — публичное управ­ление. В России оно осуществляется как государственное управле­ние РФ, управление со стороны субъекта РФ (в пределах его предме­тов ведения) и муниципальное управление (по вопросам местного значения). Территориальных автономных единиц в России нет.

По месту жительства, разумеется, могут возникать и другие, са­мые разные группировки людей (соседи, жители одного подъезда дома, улицы, хутора и т.д.), но они не являются публичными коллек­тивами. В таких группировках могут быть и на практике почти все­гда бывают авторитетные лица, лидеры, но публичной власти, пуб­личного управления в них нет. Такая власть и управление присущи только территориальным публичным коллективам, о которых ска­зано выше.