logo
V_E_Chirkin_Sistema_gosudarstvennogo_i_munitsipa

§ 4. Государственное управление

и территориальная автономия

Слово «автономия» (от греч. autos — сам, nomos — закон — «собствен­ный закон») означает самоуправление, самостоятельное решение соб­ственных дел. Его часто применяют для характеристики местного са­моуправления (оно автономно), существует национально-культурная автономия, представляющая собой общественное объединение людей, относящих себя к той или иной территориально разрозненной этниче­ской группе. Существуют и иные формы автономии (например, у саа­мов в Финляндии, Швеции, Норвегии, занимающихся оленеводством и кочующих по территориям этих стран).

Особое положение в государстве занимает территориальная авто­номия. В России нет территориальных автономных образований. Од­нако студенты должны иметь представление об управлении такого рода. Ниже «собственное» управление территориальной автономии рассматривается на материалах зарубежных стран.

Территориальные автономные образования, как правило, сущест­вуют в унитарных государствах и лишь иногда встречаются в составе отдельных субъектов федерации (например, в индийском штате Ас­сам). Такая автономия создается обычно в связи с этническими, быто­выми, культурными и иными особенностями населения, компактно проживающего в определенном регионе (например, Шотландия в Ве­ликобритании, Корсика во Франции, Гренландия в Данин, Нахиче­вань в Азербайджане и т.д.). Как говорилось, различают политическую и административную территориальную автономию. Первая (примеры указаны выше) называется часто также государственной или законо­дательной автономией, хотя в единичных случаях ей не предоставлено право издания местных законов (в Автономной Республике Крым есть свой высший орган автономии - Верховная Рада Крыма, но законы издает только Верховная Рада Украины). За единичными исключе­ниями (Крым) политическая автономия имеет свой законодательный орган (местный парламент), который вправе путем издания законов регулировать обычно сравнительно узкий круг местных вопросов (создание своей администрации, сельское хозяйство, санитария и ги­гиена, начальное образование, охота и рыболовство и др.). Иногда по­литические автономные образования имеют гораздо более широкие права (например, Гренландия), а Азорские острова (Португалия) вправе участвовать во всех международных переговорах, если они ка­саются автономного образования. В политической автономии есть гу­бернатор (используются и иные названия, например, в Крыму — пред­ставитель Президента Украины), назначаемый центром, обычно гла­вой государства (реже правительством). У него имеется небольшой аппарат чиновников, но широких полномочий назначаемый губернатор, как правило, не имеет, управление осуществляют органы, создаваемые местной легислатурой. Обычно это постоянные комитеты, отраслевые комиссии и др. (в Крыму Совет министров). Губернатор осуществ­ляет контроль за законностью деятельности законодательного собра­ния и местных исполнительных органов автономии. Он не должен вмешиваться, например, в вопросы целесообразности решения тех или иных местных вопросов (но иногда вмешивается, например, на Аланд­ских островах в Финляндии)

.Своих судебных органов политическая автономия не имеет, хотя допускаются определенные особенности судебного процесса, учет ме­стных традиций, ведение судопроизводства на местном языке.

Административная автономия (два округа, населенные индейца­ми, в Никарагуа; Гагаузия в Молдавии; автономные районы, округа и уезды в Китае и т.д.) обладает более узкой компетенцией в сфере управления. У нее нет права издания местных законов, местный пред­ставительный орган принимает решения или постановления, обычно нет назначаемого центром чиновника общей компетенции (губернато­ра и др.). Государственное управление, как правило, представлено лишь делегатурами министерств. В Китае в автономиях действуют «органы самоуправления», но на деле это органы государственной вла­сти (собрания народных представителей) и органы государственного управления (местные народные правительства). В соответствии с при­нятой в Китае социалистической доктриной, которая отрицает разде­ление властей и местное самоуправление, названные органы входят в единую систему государственной власти.