logo
V_E_Chirkin_Sistema_gosudarstvennogo_i_munitsipa

§ 2. Полномочия и деятельность Президента рф

Полномочия Президента РФ - это, как правило, одновременно его права и обязанности. Так часто бывает в отраслях публичного права в отличие от частного, гражданского права. Имея права, государствен­ный орган обязан их осуществлять, управляя государством и общест­вом. Вместе с тем не все нрава Президента РФ являются одновремен­но его обязанностями (он, например, может председательствовать, а может по своему желанию и не председательствовать на заседаниях Правительства РФ) и не все обязанности — одновременно правами. Некоторые из обязанностей имеют личный характер (например, пре­доставление сведений об имущественном положении при выдвижении кандидатуры на должность Президента РФ на второй срок).

Полномочия Президента РФ могут быть разделены на несколько групп: 1) полномочия в сфере правового статуса личности; 2) полно­мочия, связанные с федеративным устройством государства; 3) полно­мочия в отношениях с парламентом; 4) полномочия в отношениях с органами исполнительной власти; 5) полномочия в отношениях с ор­ганами судебной власти; 6) полномочия по урегулированию чрезвы­чайных ситуаций; 7) полномочия в военной сфере; 8) полномочия в области внешней политики.

Полномочия Президента, связанные с правовым статусом лично­сти, вытекают из его положения гаранта Конституции. Основы право­вого статуса личности определяются Конституцией и законами, и главная задача Президента в этой сфере — обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина. Это делается самыми различными методами вплоть до введения чрезвычайного положения на террито­рии страны и в отдельных местностях при массовых нарушениях прав и свобод. Чрезвычайное положение на территориях некоторых субъек­тов Федерации в связи с массовыми нарушениями прав и свобод граж­дан (в основном, по причине межэтнических конфликтов) вводилось несколько раз на части территории Северной Осетии — Алании, Ингу­шетии и др. Были случаи, когда Совет Федерации отказывал Прези­денту РФ в утверждении указа о введении чрезвычайного положения.

При введении чрезвычайного или военного положения устанавли­вается особый порядок управления, предусмотренный федеральными законами о чрезвычайном и военном положении, ограничиваются не­которые конституционные права граждан (это допускается междуна­родным правом и самими конституциями различных стран, в том чис­ле России). Подробнее об этом говорится ниже.

Президент РФ принимает лиц в гражданство РФ, дает разрешения на выход из российского фажданства, предоставляет право убежища в России иностранным гражданам, лицам без гражданства. Он вправе смягчать наказания, предоставлять помилование (например, в 1997 г. он помиловал фажданина Макарова, осужденного на семь лет тюрем­ного заключения за государственную измену, в связи с его активной помощью органам расследования, в 2000 г. американского фажда­нина Поупа, осужденного за шпионаж; в 2001 г. Президент РФ около 10 раз пользовался нравом помилования). В соответствии с указом Президента РФ с 2001 г. в каждом субъекте РФ действуют комиссии по помилованию, состоящие из представителей общественности и других лиц (11 человек, но в некоторых субъектах РФ 14). Они на­значаются высшим должностным лицом субъекта РФ и представляют ему свои заключения по конкретным делам, а последний обращается (не обращается) к Президенту РФ. По статистике помилование при­меняется к 0,6% преступников. Глава государства присваивает высшие воинские и почетные звания РФ, награждает орденами и медаля­ми РФ и даже сам учреждает некоторые ордена и медали (например, в 1994 г. учредил орден Мужества, медаль Суворова и др., в 1998 г. орден Св. Андрея Первозванного, в 2000 г. орден Св. Георгия). В России су­ществует 14 орденов, 17 медалей, 62 почетных звания (2005 г.).

Полномочия Президента РФ, связанные с федеративным устрой­ством государства, вытекают из его функции по охране государствен­ной целостности Российской Федерации и обеспечению взаимодейст­вия органов государственной власти. Особое значение эти полномо­чия приобрели в условиях сепаратистских акций и вооруженных тер­рористических действий на территории одного из субъектов РФ Чеченской Республики. Массовые террористические действия осу­ществляются созданными на территории этой республики незакон­ными вооруженными формированиями. В прошлом руководители Чечни заявили о выходе Чечни из состава России, что противоречит ст. 5 Конституции РФ. Вооруженные террористические формирова­ния боевиков и наемников в i 999 г. напали на другой субъект РФ (Да­гестан) и осуществили взрывы многоэтажных жилых домов в Москве, Волгодонске и других городах. В качестве Верховного главнокоман­дующего Президент РФ применил Вооруженные Силы для восстанов­ления конституционного порядка на территории Чечни. В настоящее время армия для этой цели в Чечне не применяется (дислокация воин­ских частей на ее территории существует), такие задачи выполняют внутренние войска МВД.

Обеспечивая целостность Федерации и взаимодействие органов государственной власти, Президент РФ может использовать согласи­тельные процедуры для разрешения разногласий между органами го­сударственной власти РФ и органами государственной власти субъек­тов РФ и между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать дело на разрешение соответствующего суда. Президент РФ применял эту форму разрешения разногласий между отдельными республиками и другими субъектами РФ, между органами законодательной и испол­нительной власти Вологодской, Тульской и других субъектов РФ. Он может и сам быть стороной в согласительных консультациях (напри­мер, если Совет Федерации не утвердит его указ о чрезвычайном поло­жении, не назначит на должность предложенную Президентом РФ кандидатуру). За письменными консультациями к Президенту РФ об­ращались руководители органов законодательной власти некоторых субъектов РФ при изменении их конституций в 2000-х гг.

Обеспечивая единство исполнительной власти по управлению госу­дарством, только Президент РФ с 2005 г. предлагает законодательным собраниям субъектов РФ кандидатуры для избрания на должность глав администрации субъектов РФ (губернаторов и др.). Первоначально та­кие кандидатуры рекомендуются Президенту РФ его полномочными представителями в федеральных округах, затем рассматриваются и ре­комендуются руководителем Администрации Президента РФ. Голосо­вание проводится в законодательном собрании субъекта РФ. Вся эта процедура в законодательстве РФ называется «наделение граждани­на РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руко­водителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ)». Если законодательное собрание субъекта РФ трижды отклонит кандидатуру (кандидатуры), предлагаемые Президентом РФ, он вправе распустить законодательное собрание с назначением даты вы­боров. Президент РФ вправе отстранить главу субъекта РФ (губернато­ра и др.) от должности, что впервые он сделал в 2005 г.

Как уже говорилось, Президент РФ в соответствии с п. «к» ст. 83 Конституции РФ назначает и освобождает своих полномочных пред­ставителей. Такие представители назначаются в палаты парламента, в некоторые другие органы государства, в федеральные округа. Они содействуют осуществлению полномочий Президента РФ в этих ор­ганах и на территориях (округах), координируют деятельность раз­личных органов. Полномочные представители не обладают распоря­дительными полномочиями по отношению к тем высшим органам го­сударственной власти, при которых они состоят (при палатах парла­мента, Конституционного Суда РФ), по отношению к высшим органам субъектов РФ, которые входят в состав федерального окру­га. Вместе с тем имели место случаи, когда Президент РФ в кризис­ных условиях наделял на короткое время своего представителя вла­стными полномочиями (в 1998 г, в Приморском крае). Содействуя осуществлению полномочий Президента РФ, его полномочные пред­ставители в федеральных округах на практике осуществляют руково­дящую роль по отношению к главным управлениям федеральных ми­нистерств и ведомств в таких округах. Полномочные представители Президента РФ подчиняются руководителю его Администрации.

Президент РФ вправе приостанавливать действие актов исполни­тельной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Кон­ституции РФ, федеральным законам, международным обязательст­вам РФ, а также в случае нарушения прав и свобод человека и гражда­нина. Такие акты приостанавливаются до решения вопроса соответст­вующим судом. Президент РФ приостанавливал действие указов президентов Ингушской Республики, Республики Саха (Якутия), по становления главы администрации Ненецкого автономного округа, гу­бернатора Курской области, администрации Воронежской области и др.

Президент РФ имеет право воздействовать на отклоняющееся пове­дение субъектов Федерации, их органов и должностных лиц. В частно­сти, он объявлял выговоры избранным губернаторам субъектов Федера­ции за неудовлетворительную работу но обеспечению законности (в свя­зи с избирательными кампаниями). В соответствии со ст. 78 Конститу­ции РФ Президент РФ вместе с Правительством РФ обеспечивает «осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ». Следовательно, он вправе и обязан пресекать не только грубые формы нарушения правопорядка (организованное непо­виновение, мятеж, создание незаконных вооруженных формирований), но и любое уклонение субъектов РФ от исполнения правовых актов Фе­дерации, принятых в соответствии с ее компетенцией.

При принятии органами субъектов РФ актов, противоречащих Конституции РФ и федеральным законам, Президент РФ наделен правом применять меры федерального воздействия (принуждения). Формулировки «федеральное принуждение.» в Конституции РФ нет, но исходные положения в ней содержатся, а более подробно меры фе­дерального воздействия регулируются федеральными законами. Об­щими правилами являются положения, что такие меры могут приме­няться, только если суд установит нарушение Конституции РФ и фе­деральных законов правовыми актами органов субъектов РФ; если эти органы не изменяют или не отменяют такие акты после решения суда и предупреждений Президента РФ (если такие предупреждения потре­бовались), которыми установлен определенный срок для изменений, отмены (от трех до шести месяцев в разных ситуациях); если уже не истек длительный срок после таких правонарушений и предупрежде­ния не были сделаны (обычно год).

Применяя меры федерального воздействия в случае правонаруше­ний со стороны субъектов РФ (их органов), Президент РФ вправе: рас­пустить законодательное собрание субъекта РФ (если оно нарушает за­коны РФ)1; отрешить от должности главу администрации субъекта РФ (если нарушает он); ввести временное финансовое управление Федера­ции в субъекте РФ сроком на один год (если задолженность бюджета субъекта РФ превысила 30%); передать некоторые полномочия органов субъекта РФ органам Федерации, если субъект РФ не справляется со своими обязанностями, и др. Случаев применения таких мер не было.

Полномочия Президента РФ в отношениях с парламентом (зако­нодательной властью) связаны с тем, что Президент является необхо­димым участником законодательного процесса, он обладает правом за­конодательной инициативы по всем вопросам, тогда как другие субъ­екты законодательной инициативы могут быть в этом ограничены (на­пример, отдельный депутат Государственной Думы или член Совета Федерации не может предложить поправку к Конституции РФ).

Президент РФ подписывает закон. Эта процедура не сводится к техническому действию постановки подписи на бумаге. Она обычно определяется как промульгация: подписание, санкционирование и рас­поряжение исполнительным органам выполнять закон. Президент вправе не подписать закон и возвратить его в парламент (право отлага­тельного вето в соответствии со ст. 107 Конституции РФ). Он вправе это сделать не только по причине содержания закона (например, он на­ходит его противоречащим Конституции), но, как постановил Консти­туционный Суд РФ, и если нарушен установленный порядок его при­нятия. Однако это должно быть точно установлено. Например, под­счет депутатов Государственной Думы кем-либо «по головам» — не­достаточное доказательство. Президентское вето применяется в последние годы по нашим подсчетам приблизительно один раз в пол- тора-два года главным образом не в связи с основным содержанием за­кона, а по причине его плохой юридической и технической отработки. Оно может быть преодолено парламентом путем повторного принятия

Роспуск Президентом РФ законодательного собрания субъекта РФ возможен и вне связи с федеральным принуждением. Как уже говорилось, это возможно, если зако­нодательное собрание трижды отклоняет предложенные Президентом РФ кандидатуры на должность главы субъекта РФ.

закона, но квалифицированным большинством голосов (2/3 от консти­туционной численности Государственной Думы и Совета Федерации в каждой из этих палат; факты преодоления президентского вето еди­ничны и были уже давно). Президент РФ обязан подписать закон, если его вето преодолено (а такой отказ имел место в прошлом). Дело может и не дойти до применения президентского вето, если до приня­тия закона используются, как это часто бывает, согласительные проце­дуры представителей Президента РФ и парламента, и они приводят к общему мнению. Наряду с вето Президент использует иную форму: возвращение законов в парламент с резолюцией «Без рассмотрения», в том числе и в 2001 г. (обычно, если нарушен порядок принятия закона или есть разноречия в его тексте).

При наличии пробелов в законодательстве и необходимости сроч­но заполнить их Президент РФ может издавать указы, временно заме­щающие закон (о таких актах — ниже). Он обращается к парламенту с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направ­лениях внутренней и внешней политики государства. Имели место бюджетные послания, другие послания тематического характера.

Президент назначает дату очередных выборов в Государственную Думу. Он вправе распустить ее, но только в предусмотренных Консти­туцией РФ случаях (при отказе Правительству РФ в доверии, при двойном вотуме недоверия). При этом он вправе выбирать альтерна­тиву: распустить Думу или уволить Правительство в отставку. При роспуске Думы он обязан назначить дату новых выборов. Президент РФ не вправе распускать Думу в течение года после ее избрания и в те­чение полугода до окончания срока своих полномочий. Кроме того, он не может распускать Думу при выдвижении ею обвинения против Президента РФ (с момента официального выдвижения, а не со време­ни создания комиссии Думы). Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения.

Президент назначает референдум (дату референдума), но не впра­ве инициировать его (он назначается, если будут собраны подписи 2 млн граждан).

Президент РФ имеет обширные полномочия по отношению к ис­полнительной власти. Прежде всего. Президент формирует Правитель­ство. Он представляет Государственной Думе кандидатуру Председате­ля Правительства РФ и после получения согласия назначает Председа­теля Правительства, а затем и его членов (заместителя Председателя, министров). Как уже говорилось, согласия Думы на назначение членов Правительства не требуется, но в Конституции РФ сказано, что замес­тителей премьер-министра и министров Президент назначает на долж­ности и освобождает от должности по предложению Председателя Пра­вительства РФ (в настоящее время в соответствии с указом Президен­та РФ у Председателя Правительства РФ один заместитель, хотя в Кон­ституции РФ говорится о заместителях). На практике назначенный премьер иногда ведет длительные переговоры с Президентом РФ по этому вопросу и его предложения о составе Правительства РФ он учи­тывает не всегда. Для освобождения от должности Председателя Пра­вительства РФ и тем более министров согласие Государственной Думы не требуется. Президент РФ неоднократно отправлял в отставку Пред­седателя Правительства, его заместителей, министров (иногда это было сюрпризом для самого премьер-министра). Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, но делает это край­не редко. В то же время он очень часто (обычно еженедельно) созывает под своим председательством узкие заседания премьер-министра и ве­дущих министров, обычно приглашая на такие заседания руководителя Администрации Президента РФ, некоторых других лиц (секретаря Со­вета безопасности и др.), в редких случаях — председателей высших су­дов, Генерального прокурора. На таких заседаниях обсуждаются теку­щие вопросы внутренней и внешней политики. В результате складыва­ется нечто вроде кабинета Президента РФ как его совещательного орга­на, отличного от Правительства РФ. Перед вновь избранным Президен­том Правительство слагает свои полномочия (что не требуется при из­брании нового состава Государственной Думы) и формируется вновь.

Структуру Правительства РФ определяет своим указом Президент РФ (после консультаций с назначенным им премьер-министром). Он также издает указы о назначении конкретных лиц на должности Предсе­дателя Правительства РФ, его членов (министров), руководителей дру­гих федеральных органов исполнительной власти (если они входят в со­став Правительства РФ, они получают ранг федерального министра). Непосредственно Президенту (а не главе Правительства РФ) подчинены некоторые «силовые» министры (обороны, внутренних дел и др.), а так­же некоторые другие министры (иностранных дел, юстиции и др.), руко­водители иных ведомств (например, ФСБ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Государственной фельдъегерской службы, Службы внешней разведки), он руководит их деятельностью.

Президент РФ назначает некоторых других высших должност­ных лиц, в том числе высшее командование Вооруженных Сил РФ. Он назначает ’Д состава Центральной избирательной комиссии. Осо­бую роль играет Администрация Президента РФ и назначаемый им глава Администрации. Администрация обеспечивает выполнение по­становлений и распоряжений Президента РФ, его повседневную дея­тельность. Ранее Администрация Президента РФ иногда подменяла Правительство РФ, в последние годы это замечается реже.

Полномочия Президента РФ по отношению к судебной власти связаны главным образом с кадровыми вопросами. Он представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбит­ражного Суда РФ, назначает федеральных судей (мировых судей на практике назначают высшие представительные органы субъектов РФ), вправе обращаться в суд по определенным вопросам, связанным с государственной деятельностью (обращение в Конституционный Суд, обращение в суд в связи с недостижением согласия при осуществ­лении согласительных процедур и др.).

Президент РФ представляет также в Совет Федерации кандидату­ру Генерального прокурора и вносит предложение о его освобождении от должности. В 1999 г. Президент временно отстранил Генерального прокурора от должности и трижды вносил предложение в Совет Феде­рации о его увольнении, но Совет Федерации такое постановление принял уже в 2000 г.

Только Президент РФ может предлагать кандидатуры для назна­чения (избрания) на некоторые другие высшие должности (напри­мер, с 2004 г. - на должность Председателя и заместителя Председа­теля Счетной па латы, с 2005 г. — на должности глав администрации субъектов РФ).

Полномочия Президента РФ в связи с чрезвычайными ситуация­ми обусловлены введением военного и чрезвычайного положения (ре­гулируются законами соответственно 2001 и 2002 гг.). В случае агрес­сии против России или непосредственной угрозы агрессин Президент РФ издает указ о введении военного положения. Военное положе­ние - это особый правовой режим деятельности органов государст­венной власти, местного самоуправления и организаций, иредусмат-

Нри этом Президент РФ в случае отклонения кандидатуры может ее предла­гать еще несколько раз. Надолжнос1Ь Председателя Правительства РФ большетрех раз одну и ту же кандида гуру предлагать нельзя. При отклонении в третий раз необ­ходимо распустить Государственную Думу с назначением даты новых выборов. Так же обстоит дело с кандидатурой на должность глав администрации субъектов РФ. Некоторые законодательные акты (поправки в Федеральный закон о Счетной пала­те 2004 г.) предусматриваю! возможность повторного предложения одной и гон же кандидатуры. В принципе повторное (даже во второй раз) предложение одной и той же кандидатуры на одну и ту же государственную должность в политике многих за­рубежных стран считается неэтичным (<те проси дважды об одном и том же->). Кро­ме того, неоднократное предложение одной и той же кандидатуры отражает элемент недоверия к серьезности решения органа, уже отклонившего кандидатуру, а иногда и стремление добиться роспуска jtoto органа.

ривающии элементы военного управления и ограничение определен­ных прав и свобод граждан. Чрезвычайное положение вводится Пре­зидентом в связи с массовыми нарушениями общественного порядка, стихийными бедствиями и катастрофами. В условиях чрезвычайного положения обычно действуют прежние органы государственной вла­сти и местного самоуправления, которые наделяются дополнительны­ми полномочиями, но могут создаваться новые органы, а также часть полномочий может передаваться силовым структурам. Ограничива­ются преимущественно политические права граждан (запрещаются массовые демонстрации, митинга, может вводиться и цензура, не про­водятся выборы и т.д.), но ограничения касаются и личных прав граж­дан (ограничивается свобода передвижения; вводится досмотр транс­портных средств, а иногда - личный досмотр; лица, подстрекающие к общественным беспорядкам, могут быть выдворены из данной местно­сти; иногда вводится комендантский час, т.е. запрещение появляться на улицах в ночные часы). При объявлении чрезвычайного положения в связи со стихийными бедствиями и катастрофами могут быть введе­ны трудовая повинность, распределение предметов первой необходи- ■ мости и др. Однако многие права и свободы не подлежат ограничени­ям даже в условиях военного и чрезвычайного положения (право на жизнь, неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.).

При введении военного положения полнота власти сосредоточива­ется в руках Президента РФ. Он вправе приостанавливать деятель­ность политических партий, других объединений, устанавливать за­преты на проведение собраний, митингов, демонстраций, забастовок, на деятельность иностранных и международных организаций в РФ, он утверждает положение о федеральных органах исполнительной вла­сти, к нему переходит непосредственное руководство ими. Права граж­дан и должностных лиц могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в интересах обороны и безопасности РФ.

При введении военного и чрезвычайного положения Прези­дент РФ немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государ­ственной Думе. Случаев введения военного положения не было. Указ Президента о введении военного или чрезвычайного положения под­лежит утверждению Советом Федерации. При неутверждении указ те­ряет силу (такой факт имел место 7 февраля 1995 г., когда Совет Феде­рации отказал Президенту в утверждении Указа о продлении чрезвы­чайного положения на территории Северной Осетии и Ингушетии, в связи с чем Президент РФ отменил ранее действовавший указ).

Полномочия Президента РФ по охране суверенитета государства, безопасности и территориальной целостности страны, в военной сфере и области внешней политики обширны. Эти две сферы традиционно относятся к полномочиям главы государства.

Президент РФ является Верховным главнокомандующим Воору­женными Силами. Непосредственно ему (а не Председателю Прави­тельства) подчиняется министр обороны, а также некоторые другие ру­ководители министерств и ведомств, имеющие в своем распоряжении войска (министр внутренних дел, директор Федеральной службы безо­пасности, министр по чрезвычайным ситуациям и др.). Президент ут­верждает военную доктрину РФ по обеспечению военной безопасности страны, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ (в соответствии с положениями о казачьих воинских формиро­ваниях он назначает или утверждает также их войсковых атаманов).

При принятии решений по вопросам безопасности страны и внеш­ней политики важную роль, как уже говорилось, играет совещатель­ный орган при Президенте — Совет Безопасности (он занимается так­же и принципиальными вопросами внутренней безопасности, выра­боткой мер по ликвидации внутренних угроз, продовольственной, икс­логической безопасностью и др.). Председателем Совета Безопасности является Президент РФ. В составе Совета имеются назначенные им постоянные и непостоянные члены. В числе постоянных членов не­сколько ведущих министров, председатели палат парламента, а с 2000 г. — также семь представителей Президента РФ в федеральных округах. В Совете Безопасности созданы межведомственные комис­сии, которые взаимодействуют с исполнительными органами государ­ственной власти.

В сфере внешней политики Президент РФ (ему непосредственно подчиняется министр иностранных дел). Он ведет переговоры и под­писывает международные договоры (вести переговоры и подписывать договоры могут также лица и главы делегаций по уполномочию Пре­зидента), подписывает ратификационные грамоты (после принятия законов парламентом о ратификации международных договоров), принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей (эти грамоты адресуются гла­вой одного государства главе другого государства). После консульта­ций с соответствующими комитетами палат Федерального Собрания (обычно это Комитет по иностранным делам) Президент РФ назнача­ет и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях (на уровне послов, кон­сулы назначаются без таких консультаций Министром иностранных дел). Мнение комитета не является решающим.

Определенные полномочия принадлежат Президенту РФ в каче­стве члена (а в соответствии с периодической ротацией, т.е. в данном случае чередованием — председателя) Высшего государственного со­вета Союзного государства Белоруссии и России.

Имеет место делегирование Президенту РФ полномочий частного характера законами парламента (например, в 2002 г. регулирование оборота драгоценных металлов и камней).

Ограничения президентской власти. Широкие функции Прези­дента РФ предполагают необходимые ограничения. Без них прези­дентская власть может перерасти в авторитарное правление. Эти ог­раничения заложены в Конституции РФ системой сдержек и проти­вовесов, которая относится и к президентской власти. Во-первых, Президент РФ осуществляет свои функции в установленном Консти­туцией РФ порядке (ст. 80). Он действует в рамках Конституции и законов РФ. Во-вторых, деятельность Президента РФ ограничена сроком. Установлен четырехлетний срок президентства с возможно­стью выборов еще на один срок. Президент РФ может быть и не из­бран на второй срок, если он выполнял свои функции, по мнению из­бирателей, не должным образом. В-третьих, акты Президента РФ имеют подзаконный характер. Они не должны противоречить зако­нам, принятым парламентом. В-четвертых, акты Президента РФ мо­гут быть обжалованы в Конституционный Суд, что имело место, и Суд признавал отдельные положения таких актов неконституцион­ными, а это лишало их действия (например, по поводу указов, отно­сящихся к коммунистической партии). Наконец, Президент РФ мо­жет быть отрешен от должности в порядке импичмента или иных процедур, рассматриваемых ниже.

Конституция РФ налагает на Президента определенные обязанно­сти и устанавливает некоторые запреты. При формировании Прави­тельства РФ он обязан кандидатуру премьер-министра согласовать с Государственной Думой. Установлен срок, в течение которого Прези­дент РФ обязан подписать или возвратить в парламент со своими за­мечаниями закон (право вето), он обязан его обнародовать в определен­ный срок, если право вето преодолено. После избрания Президент РФ должен принести присягу, без этого он не вступает в должность. Суще­ствуют и другие процедурные обязанности Президента, связанные со сроками. Он должен назначить в течение 15 дней референдум, если Конституционный Суд РФ установил, что все документы оформлены правильно, ежегодно обращаться с посланиями к парламенту и т.д. Президенту РФ запрещается любое совмещение должностей и манда­тов. Он не может быть членом парламента, депутатом законодательно­го органа субъекта РФ или органа местного самоуправления, его гла­вой, не вправе заниматься другой оплачиваемой работой, кроме препо­давательской, научной, иной творческой. Он не может занимать должно­сти в общественных объединениях, коммерческих организациях, заниматься предпринимательской деятельностью. На время прези­дентства он может приостановить членство в политической партии (если он состоит в партии). В настоящее время (2005 г.) Президент РФ в какой-либо партии не состоит.

Акты Президента РФ. Осуществляя свою деятельность, Прези­дент РФ использует различные документы. Он направляет в парла­мент послания, обращается с письмами к председателям палат парла­мента, объясняя причины использования президентского вето, на­правляет письма при осуществлении согласительных процедур или консультаций. Президент РФ издает нормативные и ненормативные правовые акты указы и распоряжения (последние, как правило, имеют ненормативный характер), обязательные для исполнения на всей территории РФ (ст. 90 Конституции РФ). Они имеют прямое действие, не нуждаются в какой-либо ратификации (одобрении) за­конодательными или исполнительными органами субъектов РФ и не могут быть отменены законом. Их несоответствие Конституции РФ и федеральным законам устанавливается лишь Конституционным Судом РФ или иными судами (имело место признание указа Прези­дента РФ не соответствующим закону судом общей юрисдикции в 1996 г.), в результате чего они утрачивают силу (их отменял сам Пре­зидент РФ).

Указы Президента РФ могут временно замещать законы с целью восполнить пробел в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения. Конституционный Суд РФ в 2001 г. поста­новил, что такие указы могут издаваться для устранения противоречий в законодательстве (действуют, пока парламент не устранит противоре­чия). Это существенно расширяет указные полномочия Президента РФ, его усмотрение. Все такие указы также не должны противоречить действующим законам и имеют ограничения во времени: до принятия закона по данному вопросу парламентом. В этом случае указ утрачивает силу. Обычно после принятия некоторых законов Президент РФ пуб­ликует списки указов или статей указов, отменяемых им.

Указы Президента РФ вступают в силу на всей территории РФ но истечении семи дней после их официального опубликования.

Указы Президента РФ о собственности, свободе торговли, роли партий, о создании новых органов законодательной власти, о подго­товке новой Конституции РФ и другие, особенно принятые в начале 90-х гг., коренным образом, принципиально изменили многие общест­венные отношения в стране.