logo
V_E_Chirkin_Sistema_gosudarstvennogo_i_munitsipa

§ 2. Судебная система в Российской Федерации

Вцды судов. В соответствии с Конституцией РФ правосудие в России осуществляется только судом посредством конституционного, граж­данского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 1 и 2 ст. 118). В Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов РФ. Федеральные суды это Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные, городские суды, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализирован­ные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрис­дикции, а также арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды округов, субъектов РФ). К судам субъектов РФ относятся конституционные (в республиках в составе РФ) и устав­ные суды (в других субъектах РФ), а также мировые судьи, являю­щиеся судами общей юрисдикции субъектов РФ. Однако все они со­ставляют единую систему судов РФ, организованы на основе общих принципов, установленных федеральными законами, применяющи­ми федеральное законодательство.

Конституционные (уставные) суды. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представле­нию Президента РФ. Судьи назначаются на 15 лет, предельный возраст для пребывания в этой должности 70 лет. Назначение на второй срок не допускается. Конституционный Суд РФ избирает на три года Пред­седателя, заместителя Председателя и судью-секретаря. Суд рассматри­вает дела и принимает решения в пленарных заседаниях и в заседаниях двух палат, состоящих из 9 и 10 судей. Некоторые дела могут рассмат­риваться только в пленарных заседаниях (о соответствии конституций и уставов субъектов РФ Конституции РФ, о выступлении с законода­тельной инициативой по предметам ведения суда и др.). Решения суда (постановление, определение, заключение, послание парламенту, вы­ступление с законодательной инициативой) принимаются открытым голосованием в совещательной комнате путем поименного опроса су­дей. Судья не вправе воздерживаться от голосования.

Конституционный Суд РФ проверяет соответствие Конститу­ции РФ федеральных актов и актов субъектов РФ, конституцион­ные и уставные суды субъектов РФ проверяют соответствие пра

-вовых актов субъектов РФ их основным законам. Конституцион­ные (уставные) суды дают толкование основных законов, рассмат­ривают споры о компетенции органов государства, жалобы на нарушение основных прав и свобод человека и гражданина (такие «конституционные жалобы» могут быть поданы в суд одним лицом или группой лиц). Конституционный Суд РФ дает также заключе­ние о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, другие заключения (например, для назначения референдума РФ). Некоторые дополнительные полно­мочия имеют конституционные (уставные) суды отдельных субъ­ектов РФ. Так, Конституционный суд республики Марий Эл осу­ществляет контроль за выборами президента республики, в Баш­кортостане — следит за конституционностью общественных объе­динений и др.

Конституционный Суд РФ, как и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, должен решать исключительно вопросы права, не вмешиваться в решение политических вопросов, хотя четкую грань в данном случае провести сложно. Многие вопросы, касающие­ся толкования Конституции РФ, прав человека, признания тех или иных актов неконституционными (например, по вопросу о запреще­нии коммунистической партии указами Президента РФ Б.Н. Ельци­на или о Чечне), имели политический характер.

Конституционные (уставные) суды вправе осуществлять только последующий контроль, когда правовой акт уже вступил в законную силу. Предварительный контроль осуществляется лишь в отношении международных договоров, не вступивших в силу (таких реше­ний в практике Конституционного Суда РФ не было).

Суды общей юрисдикции. Наряду с судами конституционной юстиции в России существуют другие виды судов. Суды общей юрисдикции — Верховный Суд РФ, верховные суды республик, крае­вые и областные суды, суды автономной области и автономных окру­гов, городские суды г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, федеральные районные суды, федеральные межмуниципальные суды в крупных городах, имеющих внутригородские районы и иные подразделения (например, в Москве), военные суды (в гарнизонах, военных соеди: нениях). Все это федеральные суды. Названия «краевой», «облас- той», «верховный суд республики» не означают, что это суды субъек­тов РФ. Председатели и судьи Верховного Суда РФ назначаются Со­ветом Федерации, другие судьи судов общей юрисдикции (в том чис­ле судьи верховных судов республик в составе РФ), кроме мировых судей, назначаются Президентом РФ по рекомендации Верховного Суда РФ, Высшей квалификационной коллегии.

Суды обшей юрисдикции осуществляют правосудие по уголов­ным, гражданским делам, трудовым спорам, делам, возникающим из административных правоотношений (пока что особых администра­тивных судов, разрешающих споры граждан с чиновниками, в России нет). Они рассматривают дело по первой и по второй инстанции (по жалобе стороны, протесту прокурора и др.).

Возглавляет суды общей юрисдикции Верховный Суд РФ — выс­ший судебный орган по уголовным, гражданским, административ­ным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В его веде­ние не входят конституционная и арбитражная юстиция. Верховный Суд РФ выступает в качестве суда первой инстанции (например, рас­сматривает жалобы на ненормативные акты Президента РФ, Прави­тельства РФ, Федерального Собрания, жалобы кандидатов на нару­шение их избирательных прав в процессе выборов в Государствен­ную Думу и на должность Президента РФ и др.). В установленных законом процессуальных (а не иных) формах он осуществляет надзор за деятельностью других судов (речь идет не о командовании ими, а о пересмотре дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам). Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики (они теперь не называ­ются руководящими, но суды следуют им в том числе и по причине высокого авторитета Верховного Суда). Верховный Суд РФ действу­ет в составе пленума, президиума, трех судебных коллегий (по граж­данским делам, уголовным делам и военная коллегия). В составе Верховного Суда РФ создан также Судебный департамент, который занимается материальным обеспечением судов, издает инструкции по делопроизводству для нижестоящих судов.

Другие суды общей юрисдикции создаются по территориальному признаку в субъектах РФ, административно-территориальных еди­ницах (например районные суды), или в особых судебных округах (межмуниципальные суды в крупных городах, районные суды по уго­ловным и гражданским делам в районах, являющихся особыми су­дебными округами, не соответствующими административно-террито­риальному делению, мировые суды участков).

Военные суды разновидность судов общей юрисдикции. Они создаются в местах дислокации воинских частей и учреждений. Им подсудны уголовные, гражданские, административные дела, сторо­ной в которых являются военнослужащие или лица, проходящие во­енные сборы. Существуют окружные (военных округов), флотские (флотов) и гарнизонные военные суды.

Особое место в системе судов общей юрисдикции занимают суды с участием присяжных заседателей. В России они рассматривают только уголовные дела, по которым обвиняемым грозит суровое на­казание. Обвиняемые могут выбирать: будет рассматривать их дело обычный суд (судья, коллегия судей) или суд-присяжных.

Суд присяжных заседателей образуется при суде общей юрисдик­ции субъекта РФ в составе судьи и 12 присяжных заседателей. В ка­ждом субъекте РФ — один суд присяжных заседателей. Присяжными заседателями могут быть граждане РФ старше 25 лет, не имеющие судимости, не состоящие на учете в наркологических, психоневроло­гических диспансерах. Общий список лиц, которые могут быть при­сяжными заседателями, составляется высшим исполнительным орга­ном субъекта РФ и направляется в суд. Суд для каждого процесса путем слепой (случайной) выборки определяет состав присяжных. Присяжные заседатели решают вопросы факта (было ли деяние, со­вершил ли его подсудимый, виновен ли он и др.). Приговор поста­новляет судья1. Приговоры, вынесенные судом присяжных, обжалу­ются (обвиняемым, его представителем) и опротестовываются (про­курором) в Верховный Суд РФ.

В систему судов общей юрисдикции входят также мировые судьи, занимающие в ней особое положение.

Мировые судьи — суды общей юрисдикции субъектов РФ, входя­щие в единую судебную систему России. Мировые судьи могут быть назначены законодательными собраниями субъектов РФ или избра­ны населением судебного участка (территория деятельности мирово­го судьи) на срок, который установлен законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. Повторное назначение или избрание осуществляется на срок не менее пяти лет. На практике ис­пользуется только назначение мировых судей законодательными соб­раниями субъектов РФ. Порядок осуществления правосудия опреде­ляется федеральными законами, по административным делам — так­же законами субъектов РФ. Финансирование мировых судей осуще­ствляется из федерального бюджета (Судебным департаментом при Верховном Суде РФ), а материально-техническое обеспечение — из бюджетов соответствующих субъектов РФ.

Мировые судьи рассматривают единолично по первой инстанции ограниченную категорию дел. С 2005 г. (изменение закона) они вира-

Доля оправдательных приговоров в присяжных судах России составляет пример­но 21%, в других судах — 0,5% . Приблизительно такое же соотношение существует и в других странах, где судами присяжных в целом рассматривается немного дел (3—4%), а отношение к ним, скорее, критическое.

ве: 1) рассматривать уголовные дела, предусматривающие наказание до двух лет лишения свободы; 2) издавать судебные приказы; 3) рас­торгать браки, если отсутствует спор о детях; 4) рассматривать дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независи­мо от цены иска; 5) рассматривать иные дела, возникающие из семей­но-брачных отношений (кроме установления отцовства, материнства, лишения родительских прав, усыновления; 6) рассматривать дела по имущественным спорам, не превышающим 500 МРОТ, установлен­ных федеральным законом на день подачи заявления1 (на 1 января 2005 г. это составляло 360 тыс. руб.); 7) рассматривать дела, возни­кающие из трудовых отношений (кроме восстановления на работе и коллективных трудовых споров); 8) рассматривать дела об определе­нии порядка пользования имуществом; 9) рассматривать дела об ад­министративных правонарушениях, отнесенные к компетенции ми­рового судьи КоАП РФ и законами субъектов РФ. Федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и дру­гие дела.

Участки мировых судей создаются законами субъектов РФ. При этом численность населения участка должна составлять 15-30 тыс. человек.

Арбитражные суды рассматривают экономические, хозяйствен­ные споры и некоторые иные дела (о праве собственности на иму­щество, об аренде, о правах в сфере хозяйственного управления, о несостоятельности (банкротстве), об отказе в регистрации предпри­ятий, споры между акционерным обществом и акционером и др.). В арбитражных судах есть арбитражные заседатели (подробнее о них говорится ниже). В систему арбитражных судов входит Выс­ший Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды округов, арбитраж­ные суды субъектов РФ. На территории одного субъекта может быть несколько арбитражных судов, и один арбитражный суд может быть создан для нескольких субъектов. Все арбитражные суды, не­смотря на названия (суды субъектов РФ и др.), относятся к разряду федеральных судов.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации но представлению Президента РФ, судьи арбитражных судов округов в субъектах РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Выс­шего Арбитражного Суда РФ с учетом предложений субъектов РФ.

В некоторых случаях размеры государственных пошлин, штрафов и т.д. исчисля­ются в размерах М РОТ, причем один МРОТ считается равным 100 руб. В законодатель­стве последнего времени такие числа иногда обозначаются в рублях, а не в М РОТ.

Судья не может быть назначен на должность без согласия соответст­вующей квалификационной коллегии судей. Прекращение полномо­чий судьи также возможно только по решению такой коллегии.

Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе пленума, президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникаю­щих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоот­ношений.

Конституционный закон о судебной системе РФ допускает созда­ние специализированных судов по рассмотрению гражданских дел (например, трудовых, налоговых споров), но это может быть сделано только на основе внесения соответствующих дополнений в закон. Создаются ювенальные федеральные суды по рассмотрению дел ма­лолетних лиц, совершивших правонарушения.

Создание чрезвычайных судов, т.е. судов, образованных вне об­щей системы и осуществляющих судебный процесс вне правил, уста­новленных законом (кодексами законов и др.), запрещено.

При назначении федеральных судей в субъекты РФ (мировых су­дей субъекты РФ выбирают или назначают сами) согласие субъек­тов РФ не требуется, но целесообразно выслушать их мнение и по возможности согласовать кандидатуру судьи.

Требования к судье. Судьей может быть только гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. К этому приравнивается стаж преподавателя юридических дисциплин, а так­же не требующая юридического образования работа на определен­ных должностях в государственных и муниципальных органах. Для судей вышестоящих судов (например, арбитражных судов округов) установлен повышенный возраст и более продолжительный стаж работы.

Судьей может быть лишь гражданин, не совершивший пороча­щих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получив­ший рекомендацию квалификационной коллегии судей. При испол­нении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях су­дья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективно­сти, справедливости и беспристрастности. Судья не должен принад­лежать к политическим партиям и движениям, не вправе участво­вать в политических мероприятиях. Он не может быть депутатом представительного органа, не вправе совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподава­тельской, литературной и иной творческой деятельности. Кандидат на должность судьи проходят медицинское освидетельствование и не может занимать эту должность, если не удовлетворяет определенным медицинским критериям (их перечень утвержден Министерством здравоохранения РФ). Гражданин РФ назначается на должность су­дьи после сдачи квалификационного экзамена и представления ква­лификационной коллегии. Кандидатура на должность судьи рассмат­ривается в Верховном Суде РФ, Комиссией при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности феде­ральных судей и после этого представляется Президенту РФ.

Независимость, несменяемость, неприкосновенность судей и их гарантии. Статья 120 (ч, 1) Конституции РФ устанавливает, что су­дьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. Независимость означает, что исключается постороннее воз­действие на судей при осуществлении судебного процесса. Судья не обязан отчитываться перед кем-либо в своей деятельности. Его неза­висимость гарантируется также особым порядком приостановления и прекращения полномочий судьи (что делается органами судейского самоуправления), предоставлением судье за счет государства матери­ального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Несменяемость судьи одна из важнейших гарантий его незави­симости. За судьей сохраняется занимаемая им должность до достиже­ния предельного возраста. Без согласия судьи его нельзя перевес­ти в другой суд или на другую, даже вышестоящую должность. Полно­мочия судьи могут быть приостановлены или прекращены только по тем основаниям, которые установлены федеральным (а не иным) зако­ном о статусе судей и при обязательном и решающем участии органов судейского самоуправления. Полномочия судьи приостанавливаются и прекращаются решением квалификационной коллегии только в слу­чаях, установленных законом (например, прекращение при занятии деятельностью, несовместимой со статусом судьи (например, предпри­нимательской деятельностью), или совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи, отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда и др.

Неприкосновенность судьи обеспечивается его судебным иммуни­тетом. Решение об уголовной ответственности судьи принимается только Генеральным прокурорам РФ (лицом, исполняющим его обя­занности). Оно может быть принято лишь на основе заключения су­дебной коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, или высшего суда в субъекте РФ (для судов низших звеньев). Затем не­обходимо согласие соответствующей квалификационной коллегии судей (для судьи Конституционного Суда РФ требуется согласие этого Суда). Решение о привлечении судьи к административной от­ветственности принимается коллегией из трех судей высщих судов по представлению Генерального прокурора РФ (согласия квалифи­кационной коллегии не требуется). В качестве дисциплинарных взы­сканий к судье применяются предупреждение и досрочное освобож­дение от должности. Взыскания налагаются квалификационной кол­легией судей соответствующего суда.

Неприкосновенность распространяется не только на личность су­дьи, но и на его жилище, служебное помещение, корреспонденцию, иму­щество и документы, используемые им транспорт и средства связи.

Предусматриваются особые меры государственной защиты судей (а также прокуроров и некоторых других работников правоохрани­тельных органов). С 2004 г. некоторые из этих мер были распростра­нены на свидетелей, потерпевших (вплоть до изменения места жи­тельства и даже внешности).

Присяжные и арбитражные заседатели. Наряду с судьей (судья­ми) в принятии решения в судах общей юрисдикции могут участво­вать присяжные и арбитражные заседатели. Как уже говорилось, присяжные заседатели имеют ограниченную компетенцию — прини­мают решения только по вопросам факта, но не права, т.е. они выно­сят вердикт по вопросу о виновности или невиновности обвиняемо­го, но не участвуют в принятии решения по вопросу о применении той или иной правовой нормы, меры наказания.

В некоторых арбитражных процессах участвуют арбитражные за­седатели. Арбитражными заседателями могут быть лица, достигшие 25 лет, имеющие высшее лрофёссиональное экономическое, финан­совое, юридическое образование и стаж работы по этой специально­сти или в предпринимательской деятельности не менее пяти лет. Они пользуются правами и обязанностями арбитражного судьи.

Списки заседателей формируются арбитражными судами субъек­тов РФ на основе предложений торгово-промышленных палат, про­фессиональных объединений сроком на два года.

Судебная деятельность неразрывно связана с участием обвини­теля (в гражданском процессе — представителя государства) и за­щитника. Обвинителем, представителем государства выступает про­курор. Профессиональную защиту осуществляет адвокат. Адвокаты должны состоять в адвокатских палатах, создаваемых в каждом субъекте РФ.