Глава 16
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ЕЕ СУБЪЕКТОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В СФЕРЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Полномочия федеральных органов. В силу того, что правовое регулирование местного самоуправления осуществляется федеральными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами субъектов РФ, самих муниципальных образований (прежде всего их уставам]!), необходимо определить полномочия органов и должностных лиц на каждом из этих уровней. Исходные положения для этого содержатся в ст. 12 и гл. 8 Конституции РФ, общие принципы — в Федеральном законе 2003 г., более детально эти вопросы регулируются конституциями и уставами субъектов РФ, их законодательством. В каждом муниципальном образовании регулирование осуществляется в соответствии с положениями федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, правовыми актами самих муниципальных образований.
К полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся:
определение общих принципов местного самоуправления. Эти принципы установлены Конституцией РФ (особенно ст. 12 и гл. 8), а также Законом 2003 г. об общих принципах местного самоуправления;
правовое регулирование по предметам исключительного ведения Федерации и в пределах полномочий Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов; это правовое регулирование включает установление и регулирование прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц в сфере местного самоуправления, а также установление прав, обязанностей и ответственности органов субъектов РФ, их должностных лиц в этой сфере;
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, который установлен законом 2003 г. об общих принципах местного самоуправления.
Полномочия органов субъектов РФ в области местного самоуправления. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления относятся:
регулирование вопросов организации местного самоуправления в соответствующем субъекте РФ;
установление определенных прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц субъекта РФ в сфере местного самоуправления (включая предметы совместного ведения РФ и ее субъектов, если вопросы, входящие в предметы совместного ведения, не урегулированы Федерацией);
осуществление исполнительно'-распорядительных и контрольных полномочий органов субъекта РФ и его должностных лиц по отношению к муниципальным образованиям и органам местного самоуправления.
Все эти вопросы должны решаться субъектами РФ в порядке, установленном Конституцией РФ и федеральными законами.
Полномочия органов муниципальных образований. Органы муниципальных образований, сами граждане, используя институты непосредственной демократии на муниципальном уровне, решают вопросы местного значения. Они в целом совпадают в разных муниципальных образованиях, но поскольку муниципальные образования организуются в различных формах (о них говорилось выше), неодинаковы по территории, населению, экономическим данным, другим факторам, полномочия разных видов муниципальных образований могут различаться. Эти различия несущественны, поскольку органы всех муниципальных образований занимаются делами местного значения.
К числу вопросов местного значения муниципального поселения относятся: принятие и исполнение местного бюджета; установление, сбор и отмена местных налогов; владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом, организация (в границах поселения) электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, обеспечение населения топливом; содержание и строительство автомобильных дорог, мостов и других инженерных сооружений в границах поселения (кроме дорог и иных объектов федерального и регионального значения); муниципальное жилье; транспортное обслуживание населения в границах поселения; обеспечение противопожарных мер; организация пунктов общественного литания; благоустройство и озеленение; сбор и вывоз мусора; организация освещения улиц и многое другое, включая организацию ритуальных услуг и мест захоронения (всего 22 пункта). Вопросы местного значения муниципального района дополнительно включают организацию мероприятий по охране окружающей среды; организацию общедоступного и бесплатного основного общего, среднего (полного) общего образования; организацию скорой медицинской помощи; вопросы опеки и попечительства и др. Вопросы местного значения городского муниципального округа включают дополнительно организацию переработки бытового мусора; обеспечение населения услугами связи; охрану городских лесов и т.д.
Для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления располагают соответствующими полномочиями.Они принимают свой устав, который обязателен на территории муниципального образования (если он соответствует закону), издают в пределах своей компетенции муниципальные правовые акты, которые должны исполняться всеми, находящимися на территории муниципального образования. Органы муниципальных образований устанавливают тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями (если тарифы на такие услуги не предусмотрены федеральными законами); принимают и выполняют планы комплексного социально-экономического развития муниципального образования; создают свои печатные средства; осуществляют международные связи в соответствии с федеральными законами и др. Они могут привлекать к выполнению социально значимых работ трудоспособных жителей муниципального образования (не более трех раз в год и каждый раз не более четырех часов).
Органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными полномочиями государственных органов. Такими полномочиями могут наделяться не все органы муниципальных образований, а только муниципальных районов и городских округов. Это так называемые переданные полномочия. Наделение органов местного самоуправления полномочиями государственных органов осуществляется законами и иными правовыми актами, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ. Законы о передаче отдельных государственных полномочий должны содержать обязательные реквизиты, в частности перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления и государственных органов, перечень подлежащих передаче при этом материальных средств, порядок отчетности об осуществлении переданных полномочий. Наряду с передачей полномочий передаются материальные и финансовые средства. Это осуществляется путем заключения договоров между органами государственной власти субъекта РФ и органами муниципальных образований. Финансовые и материальные средства передаются безвозмездно. Если переданные полномочия не обеспечены материальными и финансовыми средствами (как это установлено договором), органы местного самоуправления не несут ответственности за осуществление этих полномочий. В порядке контроля обычно орган местного самоуправления представляет ежегодный отчет органу субъекта РФ об использовании переданных средств. Контроль предполагает также право контролирующих органов давать указания по вопросам переданных полномочий, оценивать решения органов муниципального образования по этим вопросам с точки зрения как законности, так и целесообразности, наконец, право приостанавливать или отменять отдельные решения органов местного самоуправления по кругу переданных полномочий. Осуществляя контроль, государственные органы вправе давать органам местного самоуправления письменные предписания для устранения нарушений при осуществлении переданных прав. Согласия органа местного самоуправления на принятие передаваемых прав не требуется, но он вправе обратиться в суд с заявлением о признании передачи определенных прав не соответствующей закону. Решение суда является основанием для отказа от исполнения переданных прав.
В некоторых субъектах РФ (Ленинградская область, Ставропольский край и др.) приняты законы, регулирующие порядок передачи указанных полномочий, и законы о порядке передачи материальных средств при передаче полномочий. В соответствии с таким порядком издаются законы, передающие конкретные полномочия. Обычно на муниципальный уровень передаются вопросы архивного дела, физкультуры и спорта, социальной защиты населения, организация работы по медицинской, профессиональной и социально-бытовой реабилитации инвалидов, ведение учета таких граждан и сбор документов для обеспечения их транспортными средствами по медицинским показаниям (автомашинами, мотоциклами, инвалидными креслами- колясками и др.); организация работы по попечительству в отношении лиц, нуждающихся в уходе по состоянию здоровья, и др.
Правовое регулирование осуществления полномочий местного самоуправления базируется на том, что: 1) перечень вопросов местного значения может быть изменен лишь путем внесения соответствующих поправок в Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г.; 2) финансовые обязательства в связи с решением вопросов местного самоуправления выполняются за счет средств местного бюджета, а при необходимости за счет субвенций из бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов субъекта РФ; 3) если органам местного самоуправления передаются отдельные государственные полномочия РФ или субъекта РФ, то их финансовое обеспечение осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, но органы местного самоуправления, если это предусматривают их уставы, могут использовать для этого и собственные средства.
При регулировании полномочий органов муниципальных образований используется принцип субсидиарности. В применении к разграничению предметов ведения государства (Российской Федерации) и государственных образований (субъектов РФ), с одной стороны, и муниципальных образований с другой, он означает, что вопросы, которые можно решать на низшем уровне, не следует передавать на верхний уровень; муниципальным органам передаются задачи, с которыми не могут справиться объединения граждан путем использования самоорганизации, других форм непосредственной демократии. Этот принцип предполагает также взаимное содействие в выполнении полномочий различными органами на местах, принятие на себя тем или иным органом задач содействия, если этому не противоречит конституция и законодательство и не возражает тот орган публичной власти (государственный, муниципальный), которому содействие оказывается.
При регулировании полномоий применяется также принцип пропорциональности. Он означает, в частности, что задачи, возлагаемые на органы местного самоуправления, должны соответствовать характеру муниципальной публичной власти, ресурсам, которые имеются в распоряжении местного самоуправления; полномочия по управлению делами на местах следует пропорционально их возможностям разделить между органами государства, субъектов РФ, государством и муниципальными образованиями, между различными звеньями муниципальных образований и т.д. Существуют и иные толкования принципов субсидиарности и пропорциональности. Они имеют свои особенности, например, в конституционном и международном праве.
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- § 1. Государственное и муниципальное управление — системное управление
- § 2. Государственное и муниципальное управление как отрасль знания и учебная дисциплина
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление
- § 1. Территориальный публичный коллектив
- § 2. Государственное и муниципальное управление — реализация публичной власти и публичного управления
- Глава 3
- § 1. Субъект, объект, содержание государственного и муниципального управления
- § 2. Представительная, непосредственная и «управленческая» демократия в государственном
- § 3. Необходимость, возможности и пределы государственного и муниципального управления
- § 4. Институты, формы и методы в государственном и муниципальном управлении
- § 5. Администрирование и менеджмент в государственном и муниципальном управлении
- § 6. Нормативная основа государственного и муниципального управления
- § 1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административнотерриториальное деление
- § 2. Государственная власть, государственное управление и государственный режим
- § 3. Государственный аппарат, государственная служба и должностное лицо
- § 4. Институты непосредственной демократии в управлении государством
- Глава 5
- § 1. Государственное управление и человек
- § 2. Государственное управление и коллектив
- § 3. Государственное управление и общество
- § 1. Территория и управление
- § 2. Общегосударственное управление
- § 3. Государственное (государствоподобное) управление субъекта федерации
- § 4. Государственное управление
- § 5. Государственное управление, административнотерриториальные единицы и муниципальные образования
- § 6. Особенности управления крупными городами
- § 2. Государственное управление в сфере экономики
- § 3. Государственное управление в сфере социальных отношений
- § 4. Государственное управление в административнополитической сфере
- § 5. Государственное управление в сфере культуры и идеологии
- § 6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
- § 7. Межотраслевое государственное управление
- Глава 8
- § 1. Роль главы государства в управлении государством
- § 2. Полномочия и деятельность Президента рф
- § 3. Досрочное освобождение Президента рф от должности и его ответственность
- § 4. Глава администрации субъектов рф и его роль в управлении
- Глава 9
- § 1. Роль законодательной власти в государственном управлении
- § 2. Структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента
- § 3. Законодательный процесс
- § 4. Законодательные органы субъектов Федерации и их роль в управлении
- Глава 10
- § 1. Роль органов исполнительной власти в государственном управлении
- § 2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства рф
- § 3. Полномочия Правительства рф и его деятельность
- § 4. Ответственность Правительства рф
- § 5. Правительства в субъектах Федерации и их роль в управлении
- Глава 11
- § 1. Роль судебной власти в государственном управлении
- § 2. Судебная система в Российской Федерации
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- Глава 12
- § 1. Место и роль прокуратуры в государственном управлении
- § 2. Прокурорский надзор
- § 2. Органы государственного управления на местах
- Глава 14
- § 1. Понятие местного самоуправления
- § 2. Правовые основы и гарантии местного самоуправления
- 1 1 Глава 15
- § 1. Классификации местных территориальных единиц и понятие муниципального образования
- § 2. Муниципальные образования и объединения муниципальных образований в России
- Глава 16
- Глава 17 экономические основы местного самоуправления
- § 1. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления
- § 2. Формы участия населения в местном самоуправлении
- § 3. Территориальное общественное самоуправление
- Глава 19
- § 1. Роль органов и должностных лип местного самоуправления в обществе
- § 2. Представительные органы местного самоуправления
- § 3. Выборные должностные лица местного самоуправления
- § 4. Администрация муниципального образования
- § 5. Муниципальная служба
- § 6. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления
- § 1. Правонарушения и ответственность
- § 2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
- § 3. Ответственность негосударственных организаций и лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
- 101000, Г. Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1.
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93.