§ 1. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления
К числу таких форм относятся муниципальные выборы, местный референдум, голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица, по вопросам изменения границ или преобразования муниципального образования. Детально все эти вопросы регулируются законами субъектов РФ.
Муниципальные выборы. На муниципальных выборах население (граждане, а при определенных условиях и неграждане) определяет путем голосования состав представительных органов и того главу администрации муниципального образования, которые будут руководить ими в предстоящий период (на срок не более пяти лет, меньшие сроки устанавливаются в России законами субъектов РФ или уставами муниципальных образований).
Ниже для краткости употребляются обобщения: для представительного органа муниципального образования слово «совет», для главы образования — «мэр», хотя в муниципальных образованиях России есть разные названия (в том числе на местных языках).
Регулирование основ муниципальных выборов осуществляется федеральным законодательством (федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), более детально — законами субъектов РФ о местном самоуправлении, о выборах депутатов (советников) представительных органов и выборных должностных лиц, а также уставами и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Выборы представительных органов муниципальных образований проводятся в соответствии с теми же принципами, которые действуют на выборах представительных и иных выборных органов и должностных лиц Федерации и ее субъектов. Вместе с тем применение некоторых из этих принципов на муниципальных выборах имеет свои особенности.
Всеобщее избирательное право на муниципальных выборах означает, что все постоянно проживающие лица, достигшие 18 лет, имеют право участвовать в голосовании (активное избирательное право). Активным избирательным правом на муниципальных выборах могут обладать на началах взаимности в соответствии с международными договорами иностранцы, лица без гражданства, если они постоянно проживают в данном муниципальном образовании и уплачивают налоги. Граждане, достигшие определенного возраста (в разных субъектах РФ — 18—21 года), обладают также пассивным избирательным правом: могут быть избраны депутатами (советниками) представительного органа муниципального образования, а также на должности, замещаемые путем выборов (главы муниципальных образований и т.д.). Иностранцы в соответствии с указанными выше условиями также могут обладать в России пассивным избирательным правом и быть избраны депутатами муниципального представительного органа (но не главой муниципального образования). Не участвуют в выборах граждане, признанные решением суда недееспособными, а также находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
Равное избирательное право означает, что все граждане (и неграждане, входящие в муниципальный корпус избирателей) участвуют в голосовании на равных основаниях, имеют равное число голосов. Это может быть один голос, если используются одномандатные округа; множество голосов, равное числу избираемых членов муниципального совета (если используется рассматриваемая ниже кумулятивная система выборов); иногда создаются многомандатные округа, и тогда число голосов избирателя зависит от числа депутатов, избираемых от данного многомандатного округа (два, три, пять депутатов), но при всех вариантах каждый избиратель имеет равное число голосов. В отношении пассивного избирательного права равенства граждан и негра- ждан-избирателей может не быть, так как иностранные граждане могут иметь только активное избирательное право, но не пассивное (в некоторых странах есть исключения, о России сказано выше).
В России муниципальные выборы могут быть прямыми и непрямыми (избрание депутатов нижестоящими советами, мэра — советом, хотя мэр может быть избран и непосредственно гражданами (это определяется уставом муниципального образования). Особым образом могут формироваться представительные органы муниципальных районов (об этом — ниже).
Тайное голосование означает, что избиратель подает свой голос без ведома других лиц и никто не вправе контролировать, за кого он го-' лосовал.
Обязательность и периодичность проведения выборов связана с запретами заменять выборные органы назначаемыми или делегированными, а также избирать бессрочно. Лишь в малых поселениях выборный представительный орган может быть заменен сходом жителей, который решает дела и, в частности, избирает старосту.
Свобода выборов и добровольность участия — это право и возможность каждого участвовать или не участвовать в выборах, запрет какого-либо принуждения (в форме шантажа, угроз, насилия и др.) голосовать определенным образом или не голосовать. В России выборы альтернативные (в некоторых демократических странах, например в Великобритании, могут быть неальтернативными). Альтернативность выборов означает выдвижение нескольких кандидатов на одно место и их состязательность в ходе выборов.
После назначения даты выборов создаются избирательные округа, избирательные участки, избирательные комиссии, составляются списки избирателей. Кандидаты баллотируются по избирательным округам. Они образуются обычно решением муниципального представительного органа. От округа может избираться один, несколько депутатов или все депутаты (при кумулятивной системе), но выдвигается больше кандидатур, чем депутатов, подлежащих избранию (иначе выборы откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов). В одних субъектах РФ допускается выдвижение одного кандидата на одно место (он считается избранным, только если получит более половины поданных голосов). В других субъектах РФ (например, в Москве) для выборов районных советов, управ создаются многомандатные округа. При этом необходимо проголосовать из предлагаемого списка кандидатов либо за число депутатов, которые должны быть избраны в совет, либо за меньшее число, но не за большее, иначе бюллетень признается недействительным (так называемая кумулятивная система). На выборах в многомандатных округах число кандидатов также должно превышать число подлежащих избранию депутатов, иначе выборы не будут альтернативными.
В отличие от избирательных округов избирательные участки - это не единицы для избрания, а пункты для голосования. Избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комисиями. Избирательный участок должен включать не более 3 тыс. избирателей. Его пункт располагается в каком-либо общественном здании (школе, здании научно-исследовательского института и т.д.). Границы избирательного участка не должны пересекать границы избирательного округа, участок должен быть расположен внутри округа. Это общее правило, закрепленное в законодательстве. Однако из него МОГУТ быть сделаны исключения: в поселках иногда выдвигают кандидатов в депутаты по улицам, которые, таким образом, являются своеобразными избирательными округами по выдвижению кандидатов.
Одновременно с созданием избирательных округов и избирательных участков представительным органом муниципального образования по предложениям избирательных объединений (политических партий и др.), собраний избирателей, вышестоящей избирательной комиссии формируются муниципальные избирательные комиссии (по предложениям избирательной комиссии субъекта РФ в состав муниципальной избирательной комиссии должно быть включено не менее двух членов). Муниципальные служащие не должны составлять более Уз части комиссии. Комиссии занимаются подготовкой и проведением выборов. Для выборов в органы местного самоуправления создаются территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии. Территориальная комиссия — одна, это комиссия того муниципального образования, в котором проводятся выборы (муниципальная избирательная комиссия). Она подводит окончательные (сводные) итоги голосования и публикует результаты выборов. Окружные избирательные комиссии, которые создаются в соответствии с числом округов, на которые разделено муниципальное образование, осуществляют контроль за выборами в округе, определяют результаты голосования по округу и объявляют избранных (или выборы несостоявшимися). Если округ один (например, при выборах главы муниципального образования), то задачи окружной комиссии выполняет территориальная избирательная комиссия. Участковая избирательная комиссия организует выборы на участках, ведет первичный подсчет голосов по бюллетеням (остальные комиссии ведут подсчет по протоколам, полученным от участковых избирательных комиссий), но не она определяет избранных (это делают иные комиссии).
Параллельно с созданием избирательных комиссий составляются списки избирателей. Они составляются главой местной администрации и проверяются избирательными комиссиями. В России регистрация избирателей обязательная, но это обязанность не избирателей, а лиц, составляющих списки, и избирательных комиссий. Они должны найти и включить в списки всех лиц, которые имеют избирательные права. Списки затем вывешиваются для всеобщего обозрения. По заявлениям избирателей исправления в списки вносит избирательная комиссия. Ее постановление можно обжаловать в суд, решение которого окончательное (можно подать жалобу и непосредственно в суд).
Дата выборов представительного органа муниципального образования обычно назначается его главой администрации, а дата выборов главы администрации - представительным органом. После назначения даты выборов можно начинать избирательную кампанию, выдвигать кандидатов, вести агитацию и пропаганду (или эти действия можно осуществлять с определенного срока, указанного в акте о назначении выборов). Право выдвижения кандидатов принадлежит избирателям (самовыдвижение), политическим партиям, блокам, в состав которых входит хотя бы одна партия (партии и блоки, участвующие в выборах, называются для целей выборов избирательными объединениями, избирательными блоками). При самовыдвижении и при выдвижении кандидата партиями (блоками), не представленными в Государственной Думе, кандидату для своей поддержки обычно необходимо собрать определенное число подписей избирателей в специапьных подписных листах (лишь после этого кандидат может бьпь включен в избирательный бюллетень). Число подписей устанавливается законами субъектов РФ или уставами муниципальных образований. Федеральный закон устанавливает лишь, что максимальное число требуемых подписей не должно превышать 2% от числа зарегистрированных в данном избирательном округе избирателей (внесенных в списки избирателей). В некоторых субъектах РФ законами установлен 1%, иногда в муниципальных образованиях фигурируют количественные показатели (200, 500 и т.д. подписей). Сбор подписей может не проводиться в небольших муниципальных образованиях с числом зарегистрированных избирателей менее 10 тыс. человек. Вместо сбора подписей законы субъектов РФ иногда устанавливают иной порядок поддержки кандидата (например, его выдвижение или одобрение кандидатуры на собраниях, сходах граждан. Наличие избирательных прав участников собраний не проверяется).
Партии выдвигают кандидатов на их съездах, конференциях, общих собраниях. Решение о выдвижении представляется в окружную избирательную комиссию для регистрации кандидата.
После регистрации кандидатов окружной избирательной комиссией для целей выборов (их имена будут затем в избирательных бюллетенях, но если будет применяться рассматриваемая ниже пропорциональная система, то в бюллетенях могут быть только названия избирательных объединений, которые выдвинули кандидатов, за эти блоки и будет голосовать избиратель, отмечая их в бюллетене) начинается предвыборная агитация. Ее вправе вести любой избиратель, сами кандидаты, партии и блоки, выдвинувшие кандидата. Не могут вести предвыборную агитацию члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица этих органов, благотворительные организации, религиозные объединения, военнослужащие при исполнении ими своих обязанностей. Закон предусматривает равные условия ведения предвыборной агитации для всех кандидатов и избирательных объединений. Предвыборная агитация заканчивается в 0 часов за сутки до дня голосования.
Избиратели голосуют бюллетенями. Если округ одномандатный, избиратель отмечает одного кандидата в списке избирательного бюллетеня, если многомандатный и в бюллетене указаны фамилии кандидатов, то отмечает тех, кому он отдает предпочтение (не более числа депутатов, подлежащих избранию). Если в многомандатном округе баллотируются партийные списки кандидатов, избиратель отмечает один из этих списков. Если выбирается глава администрации, муниципальное образование составляет единый муниципальный избирательный округ (одномандатный). Выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные его уставом. Если он не назначит, выборы назначаются избирательной комиссией.
Субъект РФ вправе самостоятельно устанавливать порядок выборов в органы местного самоуправления (в том числе включать графу «против всех кандидатов»), но на практике выборы представительного органа муниципального образования проводятся обычно по мажоритарной системе относительного большинства на основе кумулятивного принципа (иногда такую систему выделяют как особую кумулятивную систему). При кумулятивной системе избирателю предлагается бюллетень, содежащий фамилии (с другими данными) всех выдвинутых и зарегистрированных избирательной комиссией кандидатов1. Для того чтобы реализовать альтернативность выборов, в бюллетене должно быть больше кандидатов, чем требуемое по норме число членов муниципального органа (допустим, если нужно избрать 11 членов, то кандидатов должно быть как минимум 12). Если такого числа кандидатов нет, выборы откладываются для дополнительного выдвижения кандидатур. Избиратель, голосуя, вправе оставить в бюллетене (отметить каким-либо образом) число кандидатов, равное числу избираемых депутатов совета или меньшее (тех, кого он желает видеть избранными). Если избиратель отметит или оставит в бюллетене большее число, бюллетень будет считаться недействительным: избиратель не выразил свою волю (необходимо избрать И человек, а он предлагает, скажем, 12 или 15). Затем избираВ соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2004 г. в избирательный бюллетень может включаться графа «Против всех кандидатов».
тельная комиссия производит подсчет голосов. В нашем примере избранными являются 11 кандидатов, получивших большее число голосов по сравнению с остальными. В некоторых муниципальных образованиях (в части тех, где есть отделения политических партий) применяется пропорциональная система, крайне редко используются мандатные округа с применением мажоритарной системы относительного большинства.
В отличие от выборов представительных учреждений при выборах главы муниципального образования применение пропорциональной избирательной системы невозможно, но иногда применяется мажоритарная система абсолютного большинства в два тура. В первом туре считается избранным кандидат, получивший более 50% поданных голосов. Если никто не избран, обычно через две недели после первого тура проводится второй (он называется «повторное голосование»), когда баллотируются два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре победитель определяется по мажоритарной системе относительного большинства.
При определенных обстоятельствах выборы могут быть признаны несостоявшимися или недействительными. Выборы признаются несостоявшимися, если в них участвовало меньше избирателей, чем это предусмотрено законами субъектов РФ для действительности выборов. Во многих субъектах РФ на выборах муниципальных представительных органов необходимо участие не менее 20% зарегистрированных избирателей. Если голосовать придет меньше избирателей, — выборы не состоялись, их придется через определенное время проводить снова. Однако в некоторых субъектах РФ никакой планки явки избирателей для действительности выборов нет. Они считаются состоявшимися при явке любого числа избирателей. Федеральное законодательство разрешает устанавливать такой порядок законами субъектов РФ. При выборах главы администрации муниципального образования установлен иногда такой же порядок, а иногда планка обязательной явки избирателей повышена до 50%.
Выборы признаются несостоявшимися и в том случае, если число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, меньше, чем число голосов, поданных против всех кандидатов (следовательно, и против наиболее успешного кандидата), если при использовании заградительного барьера при пропорциональной системе (о заградительном барьере или пункте говорилось выше) в распределении депутатских мандатов право участвовать получил лишь один список кандидатов (одно избирательное объединение или один избирательный блок), если за списки кандидатов, имеющих право участвовать в распределении депутатских мандатов, было подано менее половины голосов избирателей.
Выборы признаются недействительными, если нарушения, допущенные при их подготовке и проведении, не позволяют с достоверностью установить их результаты (результаты волеизъявления граждан); если результаты выборов признаны недействительными не менее чем в четвертой части избирательных участков; по решению суда.
Во всех случаях признания выборов несостоявшимися или недействительными через определенное время проводятся повторные выборы. От повторных выборов следует отличать повторное голосование (второй тур). На повторных выборах можно выдвигать новых кандидатов (списки), при повторном голосовании — нельзя.
Досрочный отзыв депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления. В отличие от досрочного отзыва депутата парламента, который в подавляющем большинстве стран невозможен (применяется только в странах тоталитарного социализма), отзыв депутатов муниципального представительного органа (совета) и главы муниципальной администрации (иного выборного должностного лица) применяется во многих странах, в том числе в России. Такая возможность предусмотрена федеральным законодательством, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Федеральный закон предусматривает возможность отзыва депутатов и выборных должностных лиц муниципального образования, основания и порядок отзыва регулируются законами субъектов РФ (Башкортостан, Владимирская область, Красноярский край, Хакасия и др.). В качестве оснований для отзыва названы: нарушение Конституции, законов, устава муниципального образования, невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей, действия, несовместимые со статусом депутата или выборного должностного лица, игнорирование прав и законных интересов жителей соответствующей территории и др.
Отзыв производится практически в том же порядке, в каком проводятся местные выборы. Вопрос об отзыве может возбудить любой избиратель (отзыв проводится только по инициативе населения). Основанием для отзыва являются только конкретные противоправные действия (бездействие) депутата, выборного должностного лица, подтвержденные в судебном порядке. После возбуждения вопроса об отзыве проводится собрание, на котором создается инициативная группа численностью не менее пяти избирателей. Протокол собрания с требованием отзыва и список инициативной группы передаются для регистрации в окружную избирательную комиссию (того же округа, где проводились выборы). Затем инициативная группа приступает к сбору подписей в поддержку инициативы об отзыве депутата, выборного должностного лица. Если речь идет о депутате, сбор подписей осуществляется в том округе, где он был избран. При отзыве выборного должностного лица сбор подписей осуществляется на всей территории муниципального образования (оно составляло единый избирательный округ). Необходимо собрать не менее 5% подписей избирателей в поддержку предложения об отзыве, но конкретный процент устанавливается законами субъектов РФ или уставами муниципальных образований. В разных субъектах РФ он составляет в среднем от
до 15% общего числа избирателей (соответственно округа или муниципального образования), есть и иные требования. Подписи необходимо собрать в течение определенного времени (обычно 30 дней), ибо состояние неопределенности не может продолжаться долго.
Инициативная ipyima, собрав подписи (если соберет), представляет подписные листы в избирательную комиссию, та уведомляет депутата или выборное должностное лицо об этом и направляет в представительный орган муниципального образования требование о проведении голосования об отзыве. Если последний считает, что все требования закона соблюдены, он назначает в определенный срок (через 15 30 дней) дату голосования об отзыве. Отзываемому должна быть предоставлена возможность дать избирателям свои объяснения. Депутат или выборное должностное лицо считаются отозванными, если за это проголосуют не менее половины избирателей муниципального образования.
Местный референдум. Местный референдум — это голосование граждан (иногда и неграждан), постоянно проживающих в том муниципальном образовании, где он проводится, по вопросам местного значения, отнесенным к компетенции местного самоуправления. Местные референдумы проводятся во многих странах, в том числе тех, где общегосударственные референдумы никогда не проводились (в Канаде, США и др.).
Организация и проведение референдумов в России (в том числе местных) регулируются различными нормативными правовыми актами. Основные положения содержатся в Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме (он неоднократно принимался в новой редакции), в законе
общих принципах организации местного самоуправления. Детально порядок проведения местных референдумов регулируется законами субъектов РФ о местных референдумах и уставами муниципальных образований.
На местный референдум обычно выносятся вопросы о принятии устава муниципального образования (с 2006 г. устав принимается представительным органом), об организации местного самоуправления в данном муниципальном образовании, его органах, об изменении границ муниципальных образований (например, передача населенного пункта из одного муниципального образования в другой, соседний), о программах развития муниципального образования, о возможности строительства объектов, опасных для окружающей среды, о приобретении в собственность крупных объектов или их продаже и др. Некоторые вопросы не могут выноситься на референдум: о досрочном прекращении, продлении и приостановлении срока полномочий органов местного самоуправления и проведении их досрочных выборов; о персональном составе органов местного самоуправления; об избрании, назначении, освобождении от должности депутатов и должностных лиц; о принятии и изменении местного бюджета, финансовых обязательств муниципального образования, о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению безопасности и здоровья местного населения. В ряде субъектов РФ запрещено выносить на референдум также вопросы о приобретении или уступке собственности. Вопросы последнего рода решаются либо на выборах (избрание депутатов, должностных лиц), либо представительным органом (бюджет), либо главой администрации (распоряжение объектами собственности).
Местный референдум является решающим. Консультативный референдум в муниципальном образовании в законодательстве не предусматривается (применяется народный опрос, но это другой, правовой институт, рассматриваемый ниже). Результаты голосования на референдуме обязательны для органов местного самоуправления, его жителей и т.д. и оформляются обычно постановлением представительного органа, реже — главой администрации муниципального образования.
Проведение местного референдума подчинено определенным правилам, которые в основном совпадают с порядком, предусмотренным для выборов, действуют принципы всеобщего права на участие в референдуме на равных основаниях, прямого и тайного голосования. Участвуют в референдуме лица, имеющие активное избирательное право (достигшие 18 лет, дееспособные, не содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда). В местном референдуме могут участвовать граждане (постоянно проживающие в общине и уплачивающие налоги, в том числе иностранцы). Участие в референдуме осуществляется на добровольной основе, волеизъявление — свободно (воздейст- вне на избирателя в виде угроз, насилия, шантажа, подкупа и др. недопустимо).
Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования по инициативе граждан, по инициативе зарегистрированных общественных объединений, либо по совместной инициативе представительного органа и главы администрации. При совместной инициативе необходимо издать совместный акт представительного органа и главы муниципального образования (решение, постановление и др.). Если референдум назначен по инициативе граждан, предварительно необходимо собрать в поддержку инициативы подписи избирателей — не менее 5% избирателей (участников референдума) муниципального образования. Другие органы и должностные лица такое решение принимать не вправе. При соблюдении этих условий референдум должен быть назначен представительным органом в течение 30 дней, а если он не назначит — назначается судом на основании обращений граждан, избирательных объединений или прокурора и проводится избирательной комиссией. В этом случае проведение референдума обеспечивается исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование. Если инициатива исходит от представительного органа и главы администрации, то в представительном органе она должна исходить от значительного числа депутатов (обычно в уставах муниципальных образований фигурирует всего состава представительного органа). Если такая инициатива проявлена, представительный орган должен принять решение о проведении референдума или об отклонении требования. Такое решение в одних муниципальных образованиях, согласно их уставам, принимается квалифицированным большинством голосов (2/3, '/г ит.д.), вдругих -простым большинством (50% + 1 голос от присутствующих), в третьих абсолютным большинством (50% + 1 голос от списочного состава местного представительного органа). Одновременно, раньше или позже аналогичное решение должен принять глава муниципального образования, после чего и издается совместный акт. Если из этих двух органов какой-либо положительное решение не принял, референдум не проводится, но он может быть проведен по инициативе других инициаторов, названных выше.
Если инициатива о проведении референдума исходит от населения, то его инициаторы создают сначала инициативную группу в количестве, предусмотренном уставом муниципального образования (обычно не менее 10 избирателей). Инициативная группа формируется на собрании граждан (по месту жительства, на предприятии, в учреждении и т.д.) и оформляется протоколом собрания
.Она формулирует вопрос (вопросы) референдума. Протокол собрания об инициативе референдума и создании инициативной группы вместе с ходатайством о проведении местного референдума, списком членов инициативной группы (включая паспортные данные), перечнем лиц (лица), уполномоченных действовать от имени инициативной группы, представляется в постоянную избирательную комиссию муниципального образования (если ее не существует — в представительный орган муниципального образования, который должен создать комиссию по проведению местного референдума). Если избирательная комиссия существует, она становится комиссией по проведению референдума.
Представительный орган после получения материалов непосредственно от инициативной группы или от избирательной комиссии проверяет их соответствие законодательству (в течение не более 20 дней с момента передачи) и при положительном решении регистрирует инициативную группу (заметим, что это делает не комиссия по проведению референдума, а представительный орган) и выдает ей свидетельство о регистрации. Отказ в регистрации возможен только в случае нарушения Конституции РФ, основного закона субъекта РФ, устава муниципального образования, иных законов либо неправильного оформления документов. По иным основаниям (в том числе по мотивам нецелесообразности проведения референдума) отказ не допускается,
С момента получения свидетельства о регистрации инициативная группа может собирать подписи в поддержку референдума. Число таких подписей установлено законами субъектов Федерации о проведении референдума (например, в Московской области— 5% от общего числа зарегистрированных избирателей , в Кировской области — 1%). Срок сбора подписей составляет не менее 20 дней, но законы субъектов РФ и уставы муниципальных образований устанавливают, как правило, более длительный срок (закон Кировской области — 2 месяца, постановление представительного органа г. Саранска — 25 дней).
Подписные листы передаются в представительный орган местного самоуправления, который и принимает решение о референдуме и назначает дату. Отказать он может, если в документах или в ходе сбора подписей нарушен закон.
Референдум проводится не ранее двух и не позднее четырех месяцев после принятия соответствующего решения о его проведении только в календарный (не праздничный) выходной день. После назначения даты и до дня голосования комиссия по референдуму проверяет списки избирателей, готовит бюллетени и т.д., а также прово- 22* дится агитация среди граждан за положительный или отрицательный ответ.
Голосование осуществляется бюллетенями на участках референдума (те же избирательные участки). Граждане отмечают один из возможных вариантов ответа. Участковые комиссии по референдуму подсчитывают голоса и представляют протоколы в муниципальную комиссию. Последняя суммирует результаты, отраженные в протоколах, и принимает решение. Комиссия признает референдум несостоявшимся, если в нем приняло участие менёе половины избирателей муниципального образования. Комиссия может признать предложение или местный правовой нормативный акт, вынесенный на референдум, принятым, если за него проголосовали более половины граждан, принявших участие в референдуме. Она признает предложение (акт) непринятым, если за него подано менее половины голосов участников референдума. Комиссия признает референдум несостоявшимся, если в нем участвовало менее половины граждан, внесенных в списки участников референдума. Комиссия признает результаты референдума недействительными: а) если допущенные при его подготовке и проведении нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления участников референдума; б) если результаты референдума признаны недействительными не менее чем на / участков референдума; в) по решению суда.
Решение, принятое на референдуме, имеет обязательную силу для всех органов, организаций, должностных лиц, жителей данного муниципального образования. Оно не нуждается в утверждении какими-либо государственными или муниципальными органами, их должностными лицами. Однако если на референдуме принимается решение только принципиального характера (например, об изменении названия муниципального образования, о создании в нем взамен схода представительного органа), то для реализации такого решения требуется издание дополнительного муниципального правового акта (актов). Органы местного самоуправления в течение 15 дней после референдума обязаны установить срок подготовки такого акта (актов). Если референдум консультативный, то издание таких актов часто тоже является необходимым, хотя воля граждан может учитываться и в других актах, во всей деятельности муниципальных органов и должностных лиц.
Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено только новым референдумом (но не иным актом местного самоуправления или государственного органа) по этому вопросу, тгроводимым не ранее чем через два года. Оно может быть признано недействительным также решением суда. Суд вправе отменить решение референдума по следующим основаниям: нарушение порядка проведения референдума, в результате чего невозможно определить достоверные результаты волеизъявления граждан; несоответствие устава муниципального образования, иных актов, на основе которых проводился референдум, Конституции РФ, основному закону субъекта РФ, законодательству РФ и субъекта РФ, в результате чего также невозможно достоверно определить результаты волеизъявления граждан; противоречие решения, принятого на местном референдуме, Конституции и законам РФ и субъекта РФ.
Голосование об изменении границ и преобразовании муниципального образования. Голосование об изменении границ или преобразовании муниципального образования назначается представительным органом. Для назначения голосования необходимо предварительно собрать подписи избирателей, если инициатива исходит от граждан. При этом не применяется запрет на проведение агитации государственными и, муниципальными органами, должностными лицами — все они могут участвовать в агитации. Решение считается принятым, если в голосовании участвовало более половины избирателей и более половины из них высказались за изменение границ или преобразование муниципального образования.
Сходы граждан. Обязательные решения могут быть приняты также на сходах граждан, которые соответствуют условиям, установленным законом. Сход — это не всякие публичные собрания в соответствии с конституционным правом свободы собраний. Речь идет о собраниях особого рода: собраниях лиц, пользующихся избирательными правами, причем эти собрания выполняют властную функцию. Они принимают решения по вопросам местного значения, т.е. выполняют полномочия представительных органов местного самоуправления, в том числе отнесенные к исключительным полномочиям представительного органа. Сход созывается в небольших поселениях, где представительный орган избирать нецелесообразно и основные вопросы местной жизни может решать непосредственно само население. В некоторых субъектах РФ действуют законы о собраниях (сходах) граждан (Башкортостан, Мордовия, Смоленская область и др.). Иногда законы субъектов РФ устанавливают, что местный представительный орган может не создаваться в населенных пунктах, сельских административных округах (сельсоветах) с населением менее 500 человек. Во многих субъектах РФ предел численности жителей в таком поселении оставлен на усмотрение самого муниципального образования и предусматривается в его уставе.
Федеральный закон 2003 г. об общих принципах местного самоуправления несколько иначе формулирует положения о сходах граждан, в связи с чем некоторые законы, принятые ранее в субъектах РФ, нуждаются в изменениях. Согласно этому Закону сход граждан созывается в поселениях с числом избирателей не более 100 человек. Сход правомочен и решения, принятие им, действительны при участии более половины жителей, обладающих избирательными правами. Сход созывается главой муниципального образования по своему усмотрению или по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Решение схода считается принятым, если за него голосовало более половины учстников схода — граждан- избирателей. Оно должно быть опубликовано (обнародовано) и подлежит обязательному исполнению.
Если собрания (сходы) граждан муниципального образования, согласно его уставу, действуют параллельно с его представительным органом, они выполняют не властную, а, скорее, совещательную роль. Как правило, на обсуждение таких собраний выносятся вопросы благоустройства населенных пунктов, торгового и иного обслуживания населения, выявление мнения населения по вопросам территориальной организации муниципального образования, санитарии населенных пунктов, обсуждение проекта устава муниципального образования, проектов решений представительного органа и должностных лиц муниципального образования по важнейшим вопросам местной жизни, планов застройки населенных пунктов, решение вопроса о разовых добровольных взносах жителями средств для финансирования мероприятий местного значения (например, постройка мостика через ручей). На собрание могут выноситься любые вопросы, затрагивающие интересы местного населения, если это не противоречит конституции, законам, уставу муниципального образования. Правовое регулирование собраний иное, чем сходов.
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- § 1. Государственное и муниципальное управление — системное управление
- § 2. Государственное и муниципальное управление как отрасль знания и учебная дисциплина
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление
- § 1. Территориальный публичный коллектив
- § 2. Государственное и муниципальное управление — реализация публичной власти и публичного управления
- Глава 3
- § 1. Субъект, объект, содержание государственного и муниципального управления
- § 2. Представительная, непосредственная и «управленческая» демократия в государственном
- § 3. Необходимость, возможности и пределы государственного и муниципального управления
- § 4. Институты, формы и методы в государственном и муниципальном управлении
- § 5. Администрирование и менеджмент в государственном и муниципальном управлении
- § 6. Нормативная основа государственного и муниципального управления
- § 1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административнотерриториальное деление
- § 2. Государственная власть, государственное управление и государственный режим
- § 3. Государственный аппарат, государственная служба и должностное лицо
- § 4. Институты непосредственной демократии в управлении государством
- Глава 5
- § 1. Государственное управление и человек
- § 2. Государственное управление и коллектив
- § 3. Государственное управление и общество
- § 1. Территория и управление
- § 2. Общегосударственное управление
- § 3. Государственное (государствоподобное) управление субъекта федерации
- § 4. Государственное управление
- § 5. Государственное управление, административнотерриториальные единицы и муниципальные образования
- § 6. Особенности управления крупными городами
- § 2. Государственное управление в сфере экономики
- § 3. Государственное управление в сфере социальных отношений
- § 4. Государственное управление в административнополитической сфере
- § 5. Государственное управление в сфере культуры и идеологии
- § 6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
- § 7. Межотраслевое государственное управление
- Глава 8
- § 1. Роль главы государства в управлении государством
- § 2. Полномочия и деятельность Президента рф
- § 3. Досрочное освобождение Президента рф от должности и его ответственность
- § 4. Глава администрации субъектов рф и его роль в управлении
- Глава 9
- § 1. Роль законодательной власти в государственном управлении
- § 2. Структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента
- § 3. Законодательный процесс
- § 4. Законодательные органы субъектов Федерации и их роль в управлении
- Глава 10
- § 1. Роль органов исполнительной власти в государственном управлении
- § 2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства рф
- § 3. Полномочия Правительства рф и его деятельность
- § 4. Ответственность Правительства рф
- § 5. Правительства в субъектах Федерации и их роль в управлении
- Глава 11
- § 1. Роль судебной власти в государственном управлении
- § 2. Судебная система в Российской Федерации
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- Глава 12
- § 1. Место и роль прокуратуры в государственном управлении
- § 2. Прокурорский надзор
- § 2. Органы государственного управления на местах
- Глава 14
- § 1. Понятие местного самоуправления
- § 2. Правовые основы и гарантии местного самоуправления
- 1 1 Глава 15
- § 1. Классификации местных территориальных единиц и понятие муниципального образования
- § 2. Муниципальные образования и объединения муниципальных образований в России
- Глава 16
- Глава 17 экономические основы местного самоуправления
- § 1. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления
- § 2. Формы участия населения в местном самоуправлении
- § 3. Территориальное общественное самоуправление
- Глава 19
- § 1. Роль органов и должностных лип местного самоуправления в обществе
- § 2. Представительные органы местного самоуправления
- § 3. Выборные должностные лица местного самоуправления
- § 4. Администрация муниципального образования
- § 5. Муниципальная служба
- § 6. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления
- § 1. Правонарушения и ответственность
- § 2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
- § 3. Ответственность негосударственных организаций и лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
- 101000, Г. Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1.
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93.