§ 2. Муниципальные образования и объединения муниципальных образований в России
Муниципальные образования. К числу признаков муниципального образования в России относятся: 1) населенная территория в местных границах; 2) осуществление местного самоуправления выборными органами и в других формах; 3) своя собственность; 4) автономность и самостоятельное решение вопросов местного значения; 5) юридическое лицо и соответственно свой устав. Миниципальное образование в России — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ1 либо внутригородская территория города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), где создается местное самоуправление'. Городским поселением считается город или поселок с прилегающей территорией, причем в его составе могут быть сельские пункты, не являющиеся муниципальными образованиями. Сельское поселение — один или несколько населенных пунктов (сел, станиц, деревень). Муниципальный район (например, Петушинский район Владимирской области, Яровский район Алтайского края) объединяет несколько смежных поселений или поселений и пространств между ними (межселенных территорий, которые находятся вне границ
Городской округ имеет полномочия и муниципального района, и городского поселения.
В Москве такие внутригородские территории называются районами (район Вешняки, район Новогиреево и т.д.).
поселения). Городской округ — это поселение, которое не входит в состав муниципального района, в городском округе могут создаваться свои муниципальные органы. В сельских поселениях, включающих два и более населенных пункта, в муниципальных районах выделяются административные центры — поселения, где расположены органы местного самоуправления.
При установлении границ муниципального образования (они определяются законами субъектов РФ) должны учитываться требования Федерального закона 2003 г.: территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли независимо от их формы собственности и целевого назначения, включая прилегающие земли общего пользования; размеры территории поселения устанавливаются с учетом численности его населения; в границах городского поселения могут находиться один город или поселок с прилегающими сельскими пунктами, не являющимися муниципальными образованиями; в границах сельского поселения могут находиться один населенный пункт с численностью населения, как правило, более 1 тыс. человек (в местностях с высокой плотностью населения — более 3 тыс. человек) или несколько поселений с численностью населения менее 3 тыс. человек каждый. Если в сельском населенном пункте менее 1 тыс. человек жителей, он, как правило, не должен составлять муниципального образования, а должен входить в состав другого, городского или сельского поселения. Опредленные исключения из этих нормативов могут быть сделаны законом субъекта РФ в местах с высокой и низкой плотностью населения и в труднодоступных районах.
Границы муниципального поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра поселения и обратно в течение одного рабочего дня для всех его жителей, а границы муниципального района — с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно для всех жителей поселений, входящих в район. Существуют и иные требования, например, городские поселения и городские округа должны создаваться при наличии социальной, транспортной и иной инфраструктуры с учетом возможности временно передавать им полномочия государственных органов и др. (всего 16 пунктов).
Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта РФ или Федерации. Инициатива населения реализуется в порядке, установленном для выдвижения инициативы по проведению местного референдума. Изменения границ поселений, границ других муниципальных образований, их преобразование (объединение, разделение) осуществляются с согласия населения отдельных населенных пунктов, выраженного либо путем голосования граждан, либо на их сходах (в определенных случаях)1, либо представительными органами муниципальных образований (если это не влечет изменения территорий входящих в состав муниципального образования населенных пунктов). Если инициатива исходит от граждан, то требуется, в частности, собрать 5% подписей избирателей, если же от органов местного самоуправления, субъекта РФ, Федерации, — необходимо решение этих органов. Уменьшение населения сельских населенных пунктов менее чем на 50% установленного минимума (т.е. 1000 человек) не является основанием для постановки вопроса об изменении его границ.
В закрытых административно-территориальных образованиях (например, местах по производству расщепляющихся ядерных веществ), в наукоградах, на приграничных территориях организация местного самоуправления может иметь свои особенности. В переходный период, до полного вступления в силу Закона 2003 г. и в соответствии с ним принятия последующих финансовых законов в местном самоуправлении (а некоторые из таких законов предусматривается принять в 2007 г.) будет сохраняться сочетание нового и старого.
Преобразование муниципальных образований также осуществляется законами субъекта РФ по той же схеме, что и изменение границ. Для разделения поселения на два и более других требуется голосование граждан либо принятие решения сходом, для объединения поселений — решение представительных органов каждого из поселений. Изменение статуса городского поселения требует согласия его населения и населения муниципального района, в который входит поселение. Это согласие (несогласие) выражается путем голосования населения.
Муниципальные образования являются юридическими лицами. В соответствии с федеральным законом и геральдическими правилами они вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные или иные обычаи и традиции.
Объединения муниципальных образований. Для координации деятельности муниципальных образований и решения других вопросов в каждом субъекте РФ создается совет муниципальных образований субъекта РФ. На его съезде или собрании принимается устав совета, определяются размеры членских взносов муниципальных обра-
Для решения вопросов местного значения сходы граждан созываются, если в поселении проживает не более 100 избирателей.
зований для деятельности совета и его управленческих органов (часть из них он избирает, должностные лица других работают по контракту). Совет не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, ограничивать их полномочия.
Советы муниципальных образований могут образовывать общероссийское объединение, которое считается созданным, если в его состав войдут 2/3 советов субъектов РФ. Оно представляет кандидатов от Российской Федерации в Палату конгресса местных и региональных властей Европы. Единое российское объединение муниципальных образований не вправе вмешиваться в деятельность советов муниципальных образований субъектов РФ и муниципальных образований.
Представительные органы муниципальных образований могут создавать также межмуниципальные хозяйственные общества и меж- муниципальные некоммерческие организации.
Муниципальные образования могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов в целях наиболее эффективного осуществления муниципальной деятельности для решения вопросов местного значения, для координации действий по решению общих задач. Полномочия органов местного самоуправления таким союзам передаваться не могут, непосредственно местным самоуправлением ассоциации и союзы не занимаются, они не обладают публичной властью от имени местного территориального коллектива населения. Ассоциации и союзы имеют статус некоммерческих организаций, т.е. это своего рода общественные объединения. Они подлежат регистрации (как и другие некоммерческие объединения) органами Министерства финансов либо Министерства юстиции (в зависимости от того, создается ассоциация в пределах одного субъекта РФ или выходит за эти пределы).
В России существует несколько видов объединений муниципальных образований: общероссийские (Союз российских городов, объединяющий крупные города, Союз малых городов и др.); участниками которых являются муниципальные образования различных субъектов РФ, в том числе не граничащих друг с другом; региональные — объединения муниципальных образований некоторых географических районов страны, представляющих определенное географическое и хозяйственное единство (ассоциация городов Юга России, ассоциация городов Крайнего Севера и Заполярья); субъекта РФ (например, ассоциация местного самоуправления в Республике Карелия).
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- § 1. Государственное и муниципальное управление — системное управление
- § 2. Государственное и муниципальное управление как отрасль знания и учебная дисциплина
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление
- § 1. Территориальный публичный коллектив
- § 2. Государственное и муниципальное управление — реализация публичной власти и публичного управления
- Глава 3
- § 1. Субъект, объект, содержание государственного и муниципального управления
- § 2. Представительная, непосредственная и «управленческая» демократия в государственном
- § 3. Необходимость, возможности и пределы государственного и муниципального управления
- § 4. Институты, формы и методы в государственном и муниципальном управлении
- § 5. Администрирование и менеджмент в государственном и муниципальном управлении
- § 6. Нормативная основа государственного и муниципального управления
- § 1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административнотерриториальное деление
- § 2. Государственная власть, государственное управление и государственный режим
- § 3. Государственный аппарат, государственная служба и должностное лицо
- § 4. Институты непосредственной демократии в управлении государством
- Глава 5
- § 1. Государственное управление и человек
- § 2. Государственное управление и коллектив
- § 3. Государственное управление и общество
- § 1. Территория и управление
- § 2. Общегосударственное управление
- § 3. Государственное (государствоподобное) управление субъекта федерации
- § 4. Государственное управление
- § 5. Государственное управление, административнотерриториальные единицы и муниципальные образования
- § 6. Особенности управления крупными городами
- § 2. Государственное управление в сфере экономики
- § 3. Государственное управление в сфере социальных отношений
- § 4. Государственное управление в административнополитической сфере
- § 5. Государственное управление в сфере культуры и идеологии
- § 6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
- § 7. Межотраслевое государственное управление
- Глава 8
- § 1. Роль главы государства в управлении государством
- § 2. Полномочия и деятельность Президента рф
- § 3. Досрочное освобождение Президента рф от должности и его ответственность
- § 4. Глава администрации субъектов рф и его роль в управлении
- Глава 9
- § 1. Роль законодательной власти в государственном управлении
- § 2. Структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента
- § 3. Законодательный процесс
- § 4. Законодательные органы субъектов Федерации и их роль в управлении
- Глава 10
- § 1. Роль органов исполнительной власти в государственном управлении
- § 2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства рф
- § 3. Полномочия Правительства рф и его деятельность
- § 4. Ответственность Правительства рф
- § 5. Правительства в субъектах Федерации и их роль в управлении
- Глава 11
- § 1. Роль судебной власти в государственном управлении
- § 2. Судебная система в Российской Федерации
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- Глава 12
- § 1. Место и роль прокуратуры в государственном управлении
- § 2. Прокурорский надзор
- § 2. Органы государственного управления на местах
- Глава 14
- § 1. Понятие местного самоуправления
- § 2. Правовые основы и гарантии местного самоуправления
- 1 1 Глава 15
- § 1. Классификации местных территориальных единиц и понятие муниципального образования
- § 2. Муниципальные образования и объединения муниципальных образований в России
- Глава 16
- Глава 17 экономические основы местного самоуправления
- § 1. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления
- § 2. Формы участия населения в местном самоуправлении
- § 3. Территориальное общественное самоуправление
- Глава 19
- § 1. Роль органов и должностных лип местного самоуправления в обществе
- § 2. Представительные органы местного самоуправления
- § 3. Выборные должностные лица местного самоуправления
- § 4. Администрация муниципального образования
- § 5. Муниципальная служба
- § 6. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления
- § 1. Правонарушения и ответственность
- § 2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
- § 3. Ответственность негосударственных организаций и лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
- 101000, Г. Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1.
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93.