§ 2. Органы государственного управления на местах
Как указывалось выше, на местах (в городских и сельских поселениях, муниципальных районах) действуют органы местного самоуправления, решающие вопросы местного значения. Однако в муниципальных поселениях, в субъектах РФ, в федеральных округах, объединяющих группы субъектов, необходимо решать и вопросы общегосударственного значения: назначать и выдавать людям государственные пенсии, проводить призыв на военную службу, осуществлять правосудие, создавать систему медицинского обслуживания, управлять железнодорожным транспортом и др. Для этого нужны иные органы и должностные лица, которые занимались бы отраслевым государственным управлением, т.е. управлением теми сторонами жизни общества, данного коллектива, которые имеют общегосударственное значение. Такими органами являются тер- риториалъные органы$)едеральныхоргановисполнитеяъной власти.
На всей территории РФ действуют .чаконы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и инструкции федеральных минстерств и ведомств, других центральных органов государства. Реализацией этих актов на местах занимаются территориальные отраслевые органы федеральных министерств и ведомств (а также министерств и ведомств субъектов РФ), т.е. местные органы отраслевого государственного управления. Они необходимы для осуществления полномочий Российской Федерации, причем полномочиями в пределах исключительных предметов ведения наделены только они; органы местного самоуправления, как уже говорилось, решают лишь вопросы местного значения. Исключения возможны лишь в том случае, если органам местного самоуправления передаются некоторые функции государственных органов (с соответствующими материальными средствами). Поскольку общегосударственные полномочия необходимо осуществлять не только в поселениях и районах, но и в субъекте РФ или в федеральном округе, на уровне субъекта РФ или федерального округа тоже функционируют органы федеральных министерств и ведомств.
В поселениях, муниципальных районах необходимо осуществлять также полномочия, принадлежащие субъектам РФ в соответствии с их предметами ведения, причем и в том случае, когда субъекты РФ выполняют функции, проистекающие из совместных предметов ведения Федерации и ее субъектов (если соответствующие вопросы не урегулированы органами Федерации). Поэтому на территории муниципальных образований могут создаваться также территориальные органы власти субъектов РФ, которые наряду с федеральными органами рассматриваются как органы государственной власти. Таким образом, на одной и той же территории могут существоать три вида органов: федеральные, субъектов РФ и местного самоуправления, полномочия которых разграничены федеральными законами.
В отличие от органов местного самоуправления, которые являются органами общей компетенции (решают все вопросы местного значения), федеральные органы и органы субъектов РФ на местах имеют отраслевую компетенцию и функциональное назначение. Это управления, отделы и отделения различных министерств и ведомств. Мин- стерства и ведомства РФ, во-первых, создают органы, которые осуществляют полномочия, относящиеся к предметам исключительного ведения Федерации. Аналогичных органов не имеют субъекты РФ. Это управления, отделы, отделения Министерства обороны РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы по атомной энергии и др. Они имеют и другие названия (например военные комиссариаты у Министерства обороны РФ). В субъектах РФ они обычно называются управлениями, название «управление» применяется также к местным органам министерств и ведомств, создаваемым в федеральных округах (об их специфике говорилось выше). В крупных муниципальных образованиях территориальные органы федеральных министерств и ведомств, как правило, называются отделами, в мелких — отделениями.
Во-вторых, федеральные министерства и ведомства РФ создают на местах свои территориальные органы, которые осуществляют полномочия, относящиеся к совместным предметам ведения Федерации и ее субъектов. Они обычно имеют аналогичные названия. В отличие от территориальных органов, федеральных министерств и ведомств, о которых речь шла выше, управления, отделы, отделения по вопросам совместного ведения могут создавать и отраслевые органы управления субъектов РФ. Наконец, субъекты РФ могут создавать (в том числе в муниципальных образованиях) свои территориальные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями которые относятся к исключительной компетенции субъектов РФ («остаточные полномочия»). Такие органы могут быть созданы, например, в сфере использования природных ресурсов, не имеющих важного значения (например, карьерного песка).
Все территориальные органы одинаковых по своему профилю министерств, ведомств, департаментов (в субъектах РФ), их управления, отделы, отделения подчинены вышестоящим на основе принципа «вертикали исполнительных органов». Такая подчиненность будет иметь место и в том случае, если территориальные органы субъекта РФ создаются по предметам исключительного ведения субъектов. Органы на местах будут подчинены органам субъекта РФ, но они не будут подчинены органам федеральных министерств, поскольку речь идет об исключительных полномочиях субъектов РФ, предусмотренных Конституцией РФ.
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- § 1. Государственное и муниципальное управление — системное управление
- § 2. Государственное и муниципальное управление как отрасль знания и учебная дисциплина
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление
- § 1. Территориальный публичный коллектив
- § 2. Государственное и муниципальное управление — реализация публичной власти и публичного управления
- Глава 3
- § 1. Субъект, объект, содержание государственного и муниципального управления
- § 2. Представительная, непосредственная и «управленческая» демократия в государственном
- § 3. Необходимость, возможности и пределы государственного и муниципального управления
- § 4. Институты, формы и методы в государственном и муниципальном управлении
- § 5. Администрирование и менеджмент в государственном и муниципальном управлении
- § 6. Нормативная основа государственного и муниципального управления
- § 1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административнотерриториальное деление
- § 2. Государственная власть, государственное управление и государственный режим
- § 3. Государственный аппарат, государственная служба и должностное лицо
- § 4. Институты непосредственной демократии в управлении государством
- Глава 5
- § 1. Государственное управление и человек
- § 2. Государственное управление и коллектив
- § 3. Государственное управление и общество
- § 1. Территория и управление
- § 2. Общегосударственное управление
- § 3. Государственное (государствоподобное) управление субъекта федерации
- § 4. Государственное управление
- § 5. Государственное управление, административнотерриториальные единицы и муниципальные образования
- § 6. Особенности управления крупными городами
- § 2. Государственное управление в сфере экономики
- § 3. Государственное управление в сфере социальных отношений
- § 4. Государственное управление в административнополитической сфере
- § 5. Государственное управление в сфере культуры и идеологии
- § 6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
- § 7. Межотраслевое государственное управление
- Глава 8
- § 1. Роль главы государства в управлении государством
- § 2. Полномочия и деятельность Президента рф
- § 3. Досрочное освобождение Президента рф от должности и его ответственность
- § 4. Глава администрации субъектов рф и его роль в управлении
- Глава 9
- § 1. Роль законодательной власти в государственном управлении
- § 2. Структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента
- § 3. Законодательный процесс
- § 4. Законодательные органы субъектов Федерации и их роль в управлении
- Глава 10
- § 1. Роль органов исполнительной власти в государственном управлении
- § 2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства рф
- § 3. Полномочия Правительства рф и его деятельность
- § 4. Ответственность Правительства рф
- § 5. Правительства в субъектах Федерации и их роль в управлении
- Глава 11
- § 1. Роль судебной власти в государственном управлении
- § 2. Судебная система в Российской Федерации
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- Глава 12
- § 1. Место и роль прокуратуры в государственном управлении
- § 2. Прокурорский надзор
- § 2. Органы государственного управления на местах
- Глава 14
- § 1. Понятие местного самоуправления
- § 2. Правовые основы и гарантии местного самоуправления
- 1 1 Глава 15
- § 1. Классификации местных территориальных единиц и понятие муниципального образования
- § 2. Муниципальные образования и объединения муниципальных образований в России
- Глава 16
- Глава 17 экономические основы местного самоуправления
- § 1. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления
- § 2. Формы участия населения в местном самоуправлении
- § 3. Территориальное общественное самоуправление
- Глава 19
- § 1. Роль органов и должностных лип местного самоуправления в обществе
- § 2. Представительные органы местного самоуправления
- § 3. Выборные должностные лица местного самоуправления
- § 4. Администрация муниципального образования
- § 5. Муниципальная служба
- § 6. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления
- § 1. Правонарушения и ответственность
- § 2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
- § 3. Ответственность негосударственных организаций и лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
- 101000, Г. Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1.
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93.