§ 2. Государственная власть, государственное управление и государственный режим
Понятие государственной власти. Как говорилось, в человеческих коллективах существуют различные виды власти. В частности, различают ъл&стъличную, или персональную (например, в семье или в отношениях господина и слуги), и социальную. Социальная власть может быть корпоративной (в том числе в общественном объединении, например, в партии) и публичной (в территориальных публичных коллективах, прежде всего в обществе той или иной страны). Социальная публичная власть в обществе — это власть народа, власть его большинства, доминирующего в обществе класса, в некоторых условиях власть номенклатуры. Она имеет политический характер и свое концентрированное выражение находит в государственной власти, которая, как производная, тоже является политической, но приобретает известную самостоятельностьи, как особое явление, отличается от политической власти народа или класса. Такие отличия выражаются в следующем.
Так, всякая государственная власть является политической, но не всякая политическая власть — государственная (вышеуже говорилось о политической власти Советов в России в 1917 г.). Она становится государственной с образованием соответствующих государств.
Политическая власть — это имманентная принадлежность народа (народный суверенитет), его большинства, класса, социального слоя, социально-политической группировки, которые действуют {особенно во время революции) от имени народа. Государственная власть — принадлежность государства, от его имени ее осуществляют государственные органы и должностные лица.
Государственная власть обладает юридически и почти всегда фактически (кроме революционных событий) верховенством в обществе. Выше ее только власть народа — источник государственной власти. Государственная власть суверенна и универсальна — регулирует все сферы жизни общества, которые целесообразно регулировать таким образом и которые поддаются регулированию. Остальные разновидности власти в обществе имеют частный и подчиненный характер.
Негосударственная политическая власть и государственная политическая власть имеют разные формы и механизмы осуществления. Политическая власть народа, его политическая воля проявляются, например, при осуществлении различных форм непосредственной демократии (выборы, референдум и др.), при массовых выступлениях народа, его отдельных слоев, которые заставляют государственные органы изменять законы и свою политику. Государственная власть формализована, она реализуется специализированным государственным аппаратом (парламент, правительство, суды и др.).
Таким образом, государственная власть продолжение и высшее проявление политической воли и власти (суверенитета) народа (иной крупной социальной общности в особых условиях). Это суверенная, верховная и универсальная власть, имманентно присущая современному обществу, являющаяся его необходимой функцией, осуществляемой специализированным государственным аппаратом. Она использует в качестве своих важнейших инструментов правовое регулирование, включая возможность легального и легитимного принуждения.
Разновидности государственной власти. Существует множество классификаций государственной власти с точки зрения ее характера, пределов действия, задач и методов осуществления и т.д. По социальному характеру различают власть народа и власть определенного социального класса, слоя (например, диктатура пролетариата в прежних государствах тоталитарного социализма). С точки зрения территориальных пределов действия различаются федеральная государственная власть и государственная (государствоподобная) власть каждого субъекта федерации. В зависимости от методов осуществления выделяют демократическую и недемократическую (авторитарную, тоталитарную ид р.) государствен нуювластьД&ио/фа/иг/тес/а/я государственная власть выражает интересы большинства населения и осуществляется в соответствии с принципами политического многообразия, многопартийности, разделения властей, уважения прав человека, признания местного самоуправления, правового государства и др. Авторитарную государственную власть обычно связывают с нарушением прав человека, применением насилия, с господствующим положением исполнительной власти, когда парламент и суды играют второстепенную роль. Тоталитарная власть характеризуется закреплением в конституции руководящей роли одной определенной партии (обычно устанавливается однопартийность), парламент и суды превращаются в декоративные институты, создаются слитные партийно-государственные структуры. В условиях тоталитаризма обычно утверждается личная власть (например, власть фюрера в фашистской Германии).
В России государственная власть имеет в основном демократический характер. В целом она осуществляется в интересах народа (четверть населения живет за «чертой бедности»), но в условиях переходного периода с его многими проблемами значительное влияние на государственную власть в условиях еще только формирующегося «среднего класса» оказывает чиновничество (в том числе коррумпированное), верхушка «новых русских», высшая номенклатура субъектов Федерации, остатки прежней номенклатуры — бывшие «красные директора» (последнее — все в меньшей степени).
Легализация и легитимация государственной власти. Органы го - сударственной власти, издавая нормативные акты или принимая решения (суды и др.), легализуют (от лат. lex — закон), т.е. делают законными или, напротив, нелегальными, те или иные отношения в обществе, допуская или запрещая их. В свою очередь, сама государственная власть тоже нуждается в легализации (узаконении).
Легализация государственной власти — это юридическое провозглашение и закрепление правомерности ее возникновения (установле-
ния), организации и деятельности. Во-первых, законным должно быть ее происхождение. Узурпация, захват государственной власти, ее присвоение незаконны. Во-вторых, законной должна быть организация власти. В современном государстве она должна быть установлена конституцией, другими законами и не может осуществляться без непосредственного участия народа (выборов, референдума и др.), без представительных органов, парламентов и т.д. В-третьих, законной должна быть сфера полномочий государственной власти, круг отношений, который государственная власть вправе и может регулировать. Ее вмешательство, как говорилось, не безгранично, она не вправе ограничивать частную жизнь граждан. Наконец, законными должны быть формы и методы осуществления власти, деятельности государственной власти. Они должны основываться на применении норм права с учетом общечеловеческих ценностей. Массовый террор, преследование инакомыслящих и т.д. лишают государственную власть подлинной легальности.
В обычных условиях легализация государственной власти осуществляется прежде всего конституциями, принятыми демократическим путем (на референдуме, учредительным (конституционным) собранием и др.).
Легализация органов государственной власти, порядка их создания, деятельности осуществляются также иными правовыми актами: законами (например, законы о выборах Государственной Думы и Президента РФ), указами президента (например, указами Президента РФ утверждены Положения о подчиненных ему Министерстве внутренних дел, Министерстве юстиции и т.д.), постановлениями правительства (оно утверждает положения о подчиненных ему министерствах и ведомствах и др.), постановлениями органов конституционного контроля.
Легализация государственной власти, обоснование властных полномочий, права управлять государством коренится в юридических актах и может, следовательно, при определенных условиях являться только внешней легализацией, юридически закрепляющей антинародную, антидемократическую, даже террористическую государственную власть. Таковы были правовые акты гитлеровской Германии, провозглашавшие безраздельную власть фюрера, Конституция и законы ЮАР, установившие в 30-х — начале 90-х гг. прошлого века режим апартеида и лишавшие 5/6населения страны гражданских прав. Поэтому, определяя легальность или нелегальность государственной власти, необходимо учитывать не только внешние признаки (например, принятие конституции референдумом), но и то, насколько правовые акты, легализующие государственную власть, ее органы, соответствуют общечеловеческим ценностям и принципам права, в том числе международного. Ведь путем референдума в обстановке насилия и угроз, обмана избирателей принимались и реакционные конституции (например, в Греции в 60-х гг. XX в. при режиме «черных полковников»; Гитлер в фашистской Германии тоже использовал референдум).
Нарушение правовых норм, устанавливающих легализацию государственной власти, ее органов, форм и методов их деятельности (например, узурпация власти, незаконное присвоение полномочий) предполагает юридическую ответственность государственных органов и должностных лиц — политическую (отставка правительства, импичмент президента), уголовную (предание суду за незаконное использование государственной власти при исполнении служебных обязанностей), гражданскую (возмещение ущерба, причиненного государству, юридическим и физическим лицам при незаконном использовании государственной власти). Посягательства на государственную власть со стороны граждан, их объединений также влекут ответственность.
Термин «легитимация» происходит от того же латинского слова, что и «легализация», но первому из них придается иное истолкование. Это тоже узаконение, но не только правовое, нередко не имеющее отношения к праву, наконец, иногда противоречащее правовым нормам. Легитимность — это состояние не юридическое, а фактическое, не обязательно формальное, а чаще — неформальное. Легитимация государственной власти — это процессы и явления, посредством которых она приобретает свойство легитимности, выражающие правильность, оправданность, справедливость, правовую и моральную законность, соответствие ее общечеловеческим ценностям, соответствие этой власти, ее деятельности определенным психическим установкам, ожиданиям общества, людей. Легитимная государственная власть — это власть, соответствующая представлениям народа данной страны о должной государственной власти. Такие представления связаны прежде всего не с юридическими нормами, а с материальными, политическими, духовными условиями общественной жизни, с личными запросами каждого человека. В основе легитимации лежит вера людей в то, что их блага (материальные и духовные) зависят от сохранения и поддержания такого порядка в обществе, который они считают справедливым, их убеждение в том, что такой порядок выражает их интересы.
Следствием легитимности является авторитет государственной власти у населения, признание права управлять и согласие подчиняться. Легитимность повышает эффективность государственной власти.
Легитимация государственной власти находит свое выражение в ее поддержке населением, об этом могут свидетельствовать результаты голосования на выборах президента, парламента, итоги референдума, массовые демонстрации в поддержку правительства, которому, например, угрожают силы реакции, выступления в защиту государственной власти при попытках переворота, одобрение проектов решений, предлагаемых органами государственной власти на общегосударственных или местных обсуждениях.
Существует несколько форм легитимации государственной власти. Принято различать традиционную, харизматическую и рациональную.
Традиционная легитимация связана с обычаями, иногда с особой ролью религии, с личной, племенной, сословной зависимостью. Наиболее ярким свидетельством этого является легитимация полуфеодально-теократической государственной власти в некоторых мусульманских странах Востока.
Харизматическая легитимация (харизма - от греч. charisma — божественный дар, божественная милость) обусловлена особыми качествами выдающихся личностей. К числу таких качеств могут относиться природные способности, пророческий дар, сила духа и т.д. Этому способствует также создаваемый культ личности вокруг «вождя». Харизмой обладали Чингисхан, Наполеон, А. Гитлер, И.В. Сталин, Мао Цзэдун и др.
Рациональная легитимация основана на разуме: население поддерживает или отвергает государственную власть, руководствуясь собственной оценкой этой власти. Основой рациональной легитимации являются не популистские лозунги и обещания (хотя и они могут дать кратковременный эффект), а практическая деятельность государственной власти, работа органов государства на благо населения, открытый и честный диалог власти с населением, умение признать свои ошибки, изменить, хотя бы частично, свою деятельность под влиянием доводов своих оппонентов.
Иногда называют другие формы легитимации государственной власти — ксеническую (навязывание населению путем постоянного повторения, особенно в средствах массовой информации, образов правительства, руководителей государства как умелых и способных), стереотипическую (опора на чувства, коренящиеся в подсознании) и др.
Законодательство допускает сопротивление народа нелегально]! (узурпированной) и нелегитимной (действующей вопреки народу) государственной власти. Соответствующие положения были сформулированы еще некоторыми писателями Средневековья (Ф. Аквинский и другие с позиций противостояния духовной - религиозной и светской власти), затем — в Декларации независимости США 1776 г. (речь шла об угнетательской власти британского монарха), во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., ныне —в конституциях некоторых африканских государств после свержения диктаторских режимов (допускаются мирные способы сопротивления).
Единство государственной власти, разделение ее ветвей. В государстве не может быть несколько «государственных властей», принципиально различных по своему характеру (сказанное относится и к федеративным государствам, где существует однотипная власть федерации и ее субъектов). Государственная власть должна быть единой по своему существу.
Единство государственной власти имеет три составляющих. Во- первых, это социальное единство. Государственная власть, даже складывающаяся на основе социально противоречивых сил (это бывает), не может являться социально разнородной по своему характеру, ей необходима социальная определенность. Иначе она не сможет выполнять задачи по государственному руководству обществом (независимо от того, как эти задачи понимаются). Во-вторых, это единство целей и направлений деятельности государственной власти, всех ее органов и должностных лиц, что обусловлено необходимостью согласованного управления обществом. Разные государственные органы не могут ставить и решать принципиально разные задачи, не согласующиеся с общей линией правительства, руководства государством. Иначе это приведет к потере управляемости обществом. В-третьих, это определенное (но не тоталитарное) структурное единство. Органы государственной власти, методы ее деятельности образуют систему. Эта система строится прежде всего на основе единства целей общности принципов, единства организации, а, с другой стороны — разделения ветвей государственной власти.
Выше уже говорилось о трех традиционных ветвях власти: законодательной, исполнительной и судебной. С течением времени в конституциях и научных исследованиях стали упоминаться другие ветви государственной власти (избирательная, контрольная, гражданская (с особыми органами типа морального комитета республики), власти прессы, церковной власти, трибутарной - власти политической оппозиции в парламенте и др.). Некоторые из этих названий заслуживают внимания, в других смешиваются разные явления: власть как таковая, общественная власть, публичная власть и особая форма последней — государственная власть.
В современных условиях доктрина разделения властей дополнена новыми положениями: 1) о балансе властей, системе их взаимных сдержек и противовесов, уравновешивании; 2) о необходимости взаимодействия властей, что предполагает их единство по принципиальным вопросам, но не исключает различий в методах достижения общих целей; 3) о субсидиарности властей, когда реализация полномочий власти передается на тот уровень, где они могут осуществляться наиболее эффективно и с согласия или по уполномочию одной ветви власти; органы другой ветви своими действиями могут дополнять осуществление функций первой. Субсидиарность возможна, если этому не препятствуют конституционные положения и не возражает та ветвь власти, которой оказывается содействие, помощь; 4) о пропорциональности действий органов всех ветвей государственной власти, а также власти федерации (других объединений) в отношении входящих в нее образований: меры, принимаемые ими, должны быть пропорциональными, соответствующими ситуации. Последние два положения закреплены в Конституции Европейского союза.
Современный опыт показал, что концепции единства и разделения властей в их соответствующей трактовке не противоречат друг другу, не исключают друг друга, являются взаимодополняющими. Некоторые новые конституции содержат положения, сформулированные с учетом современных представлений о совместимости единства и разделения властей, в том числе о том, что государственная власть едина, осуществляется в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную при взаимодействии их между собой и с использованием системы сдержек и противовесов.
Государственное управление как способ реализации государственной власти. Государственное управление, понимаемое в самом широком смысле этих слов, это целостная сфера деятельности государственной власти, всех ее ветвей, всех ее органов, всех должностных лиц, т.е. реализация государственной власти во всех ее формах и разными методами, соответствующими закону.
Органы государственной власти, должностные лица выполняют свои (частичные) задачи по управлению государственными делами неодинаково. Одни государственные органы имеют собственные властные, решающие полномочия (например, парламент или президент). Их главные задачи — установление общих правил для управления и контроля, а непосредственной управленческой деятельностью они занимаются реже, поручая решать конкретные управленческие задачи подчиненным органам. Другие органы и должностные лица непосредственно занимаются управленческой деятельностью (министерства, государственные служащие). По- своему реализуют государственную власть суды (в судебном процессе), прокуратура и др. Некоторые органы обладают лишь консультативными полномочиями по вопросам общегосударственного характера (например, Государственный совет в России, состоящий из глав администраций субъектов РФ). Есть специализированные органы, которые занимаются проверкой соблюдения законов, надзором и контролем (например, Конституционный Суд РФ, уполномоченный по правам человека), наблюдением за исполнением бюджета (Счетная палата). Нередко создаются смешанные, государственно-общественные органы (например, трехсторонняя комиссия по вопросам трудовых отношений, состоящая в России из представителей государства, предпринимателей и профсоюзов). Они также в какой- то мере могут выполнять управленческие задачи, например при принятии согласованного решения. Иногда некоторые функции государственных органов передаются общественным органам или организациям, органам местного самоуправления. В этом случае они тоже выполняют задачи государственного управления. С этой целью им передаются и материальные средства,(финансы и др.), необходимые для выполнения таких функций.
Наконец, создаются надгосударственные организации и органы, которые могут принимать решения, обязывающие государство предпринять меры, относящиеся к внутренним государственным вопросам, по существу, входящим в его компетенцию, в сферу его суверенитета. Такими органами являются, например, некоторые органы Европейского союза (комиссия, Европейский Совет, Совет министров и др.). Принимаемые ими правовые акты по ряду вопросов могут распространяться непосредственно на членов Союза, на физических и юридических лиц государств-членов или соответствующие нормы должны быть включены в собственное право таких государств. Европейский суд по правам человека после особых процедур может принимать решения, обязывающие государства — членов Совета Европы предпринять определенные действия в целях соблюдения прав человека. Правом принимать обязывающие решения наделены некоторые органы объединения (Союзного государства) Белоруссии и России, что предусмотрено Договором 1999 г. Таким образом, некоторые межгосударственные организации и их органы могут участвовать во внутригосударственной управленческой деятельности.
Результативность и эффективность государственного управления. Управление осуществляется, чтобы достичь цели, поставленной управляющим субъектом (органом государства, должностным лицом и др.). Эта цель может быть ближайшей (введение налога с продаж с определенной даты) или отдаленной, достигаемой в результате многих последовательных шагов в течение лет, а то и десятилетий (долговременный прогноз развития экономики). Она может быть реальной (напри-
- 7977 мер, мероприятия государственной власти в России по созданию рыночной экономики) и иллюзорной или по крайней мере недостижимой в обозримой перспективе (построение коммунистического общества). Достижение цели - главный результат управленческого действия, свидетельство его результативности. Однако в категориях результативности оценка имеет преимущественно формальный характер, если не учитываются усилия, затраченные на достижение цели, и характер последней. Затратные усилия оцениваются в категориях эффективности.
Эффективность — достижение цели с минимальной затратой ресурсов и управленческой анергии в возможно более короткий срок и с возможной полнотой. Достижению цели и эффективности работы могут препятствовать помехи и противодействия объективного и субъективного характера, о которых говорилось выше. Они могут помешать осуществить управленческие мероприятия или даже заставить отказаться (временно или постоянно) от него. Противодействие в отличие от помех связано с волевым стремлением помешать воспрепятствовать управленческому мероприятию, например, забастовка против увольнения «хорошего» директора, что имело место на некоторых предприятиях в России.
При оценке результативности и эффективности важно учитывать характер цели. Усилия могут оказаться напрасными, если цель объективно или в данный момент недостижима. В таких условиях оценка результативности, эффективности и других параметров управления не имеет смысла.
В конечном счете эффективность управления в демократическом обществе связана с повышением качества жизни человека как высшей ценности (ст. 2 Конституции РФ). Такой прямой результат (например, при снижении государственных цен на продукты питания вследствие возможностей для этого, возникших у государства) или результат опосредованный (реорганизация управления промышленностью, которая привела к увеличению производительности труда) главный критерий социальной эффективности управления.
Государственный режим. В результате реализации государственной власти, применения разных форм и методов государственного управления в обществе складывается государственный режим — определяющий элемент и составная часть более широкого понятия политического режима. В зависимости от форм и методов осуществления государственной власти в стране может существовать полуфеодальнотеократический (султанат Оман и др.), тоталитарный (КНДР), авторитарный (Марокко), полудемократический (Филиппины) или демократический (Великобритания, Франция и др.) режимы. Данное понятие тесно связано не с организационной стороной государства (как это имеет место в случае с системой органов государства), а с динамической стороной государственной власти, характеризует функциональный компонент государства как системы.
Полуфеодально-теократический режим характеризуется неравноправием граждан (например женщин и мужчин), абсолютной (полуаб- солютной) властью монарха, ибо парламент отсутствует, широким использованием религиозных норм для государственного регулирования (Коран стоит над конституцией). Тоталитарный режим соединяет в одно целое государственный аппарат и правящую партию (как правило единственную разрешенную партию), характеризуется принципом вождизма, допускает единственную идеологию, объявляемую государственной. Авторитарный режим связан с доминированием исполнительных органов в системе власти, массовым нарушением прав граждан государственной властью. Полудемократический режим допускает определенные демократические институты, даже закрепляет их в конституциях, но их реальное значение невелико. Демократический режим существует в странах, где не только провозглашаются, но и осуществляются разделение властей, многопартийность и плюрализм идеологии, общественное мнение оказывает реальное давление на государственную власть, существует влиятельное местное самоуправление и др.
Формы и методы деятельности государства, определяющие государственный режим, лишь в своей основе обусловлены функциями, т.е. основными направлениями деятельности государства, рассматриваемыми ниже. Абсолютной предопределенности в данном случае нет. При осуществлении экономической функции государства применяется, например, метод запрета (запрещение экономического монополизма), как и при реализации идеологической функции (запрет пропаганды национальной вражды). Политическая функция предполагает дозволение (свобода образования общественных объединений), равно как и функция социальная (свобода выбора формы образования).
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- § 1. Государственное и муниципальное управление — системное управление
- § 2. Государственное и муниципальное управление как отрасль знания и учебная дисциплина
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление
- § 1. Территориальный публичный коллектив
- § 2. Государственное и муниципальное управление — реализация публичной власти и публичного управления
- Глава 3
- § 1. Субъект, объект, содержание государственного и муниципального управления
- § 2. Представительная, непосредственная и «управленческая» демократия в государственном
- § 3. Необходимость, возможности и пределы государственного и муниципального управления
- § 4. Институты, формы и методы в государственном и муниципальном управлении
- § 5. Администрирование и менеджмент в государственном и муниципальном управлении
- § 6. Нормативная основа государственного и муниципального управления
- § 1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административнотерриториальное деление
- § 2. Государственная власть, государственное управление и государственный режим
- § 3. Государственный аппарат, государственная служба и должностное лицо
- § 4. Институты непосредственной демократии в управлении государством
- Глава 5
- § 1. Государственное управление и человек
- § 2. Государственное управление и коллектив
- § 3. Государственное управление и общество
- § 1. Территория и управление
- § 2. Общегосударственное управление
- § 3. Государственное (государствоподобное) управление субъекта федерации
- § 4. Государственное управление
- § 5. Государственное управление, административнотерриториальные единицы и муниципальные образования
- § 6. Особенности управления крупными городами
- § 2. Государственное управление в сфере экономики
- § 3. Государственное управление в сфере социальных отношений
- § 4. Государственное управление в административнополитической сфере
- § 5. Государственное управление в сфере культуры и идеологии
- § 6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
- § 7. Межотраслевое государственное управление
- Глава 8
- § 1. Роль главы государства в управлении государством
- § 2. Полномочия и деятельность Президента рф
- § 3. Досрочное освобождение Президента рф от должности и его ответственность
- § 4. Глава администрации субъектов рф и его роль в управлении
- Глава 9
- § 1. Роль законодательной власти в государственном управлении
- § 2. Структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента
- § 3. Законодательный процесс
- § 4. Законодательные органы субъектов Федерации и их роль в управлении
- Глава 10
- § 1. Роль органов исполнительной власти в государственном управлении
- § 2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства рф
- § 3. Полномочия Правительства рф и его деятельность
- § 4. Ответственность Правительства рф
- § 5. Правительства в субъектах Федерации и их роль в управлении
- Глава 11
- § 1. Роль судебной власти в государственном управлении
- § 2. Судебная система в Российской Федерации
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- Глава 12
- § 1. Место и роль прокуратуры в государственном управлении
- § 2. Прокурорский надзор
- § 2. Органы государственного управления на местах
- Глава 14
- § 1. Понятие местного самоуправления
- § 2. Правовые основы и гарантии местного самоуправления
- 1 1 Глава 15
- § 1. Классификации местных территориальных единиц и понятие муниципального образования
- § 2. Муниципальные образования и объединения муниципальных образований в России
- Глава 16
- Глава 17 экономические основы местного самоуправления
- § 1. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления
- § 2. Формы участия населения в местном самоуправлении
- § 3. Территориальное общественное самоуправление
- Глава 19
- § 1. Роль органов и должностных лип местного самоуправления в обществе
- § 2. Представительные органы местного самоуправления
- § 3. Выборные должностные лица местного самоуправления
- § 4. Администрация муниципального образования
- § 5. Муниципальная служба
- § 6. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления
- § 1. Правонарушения и ответственность
- § 2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
- § 3. Ответственность негосударственных организаций и лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
- 101000, Г. Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1.
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93.