§ 2. Представительная, непосредственная и «управленческая» демократия в государственном
и муниципальном управлении
Представительная демократия. В государственном и муниципальном управлении используются разные демократические формы и процедуры деятельности его органов и должностных лиц. Важнейшей стороной управления является использование институтов представительной и непосредственной демократии. Не все такие институты применяются на разных уровнях государственного и муниципального управления, их значение неодинаково (муниципальный сельский совет совсем не то, что парламент, а решения общегосударственного референдума имеют иное значение, чем референдума в субъекте РФ). В данном параграфе содержится лишь общая характеристика названных в заголовке понятий; о конкретных институтах, формах, методах говорится ниже.
При использовании институтов представительной демократии народ осуществляет свою власть через избранных им представителей, представительные органы. Это — парламенты государств, законодательные органы субъектов федераций и политических автономий, советы или иные выборные коллегиальные нормотворческие органы административных автономий и муниципальных образований. Именно они принимают наиболее важные решения (законы, постановления), создают обычно наиболее общие нормы поведения в масштабах страны (парламент) или иной территории (законодательный орган субъекта федерации, городской совет и др.). Другие акты (кроме конституций) имеют подзаконный характер, а референдарные законы принимаются редко (кроме Швейцарии). В муниципальном образовании решения мэра также не могут противоречить постановлениям коллегиального представительного органа.
Непосредственная демократия это форма прямого (непосредственного) осуществления власти народом (в основном гражданами-избирателями) или форма его участия в осуществлении власти (некоторые формы участия допускают выражение мнения лиц, не являющихся избирателями). Институты непосредственной демократии являются важнейшим каналом обратной связи населения с управляющими структурами. Институты непосредственного осуществления власти (а следовательно, управления) народом - это выборы депутатов представительных органов и должностных лиц общей компетенции - мэров муниципальных образований (до 2005 т. - губернаторов субъектов РФ)', решающий референдум в его различных формах (общегосударственный, в субъекте РФ, местный), досрочный отзыв избирателями депутатов и некоторых других выборных должностных лиц (в частности, глав администрации муниципальных образований), народные голосования по определенным вопросам на местном уровне (например, по вопросам изменения границ муниципального образования).
Принято различать две главные избирательные системы: мажоритарную (от франц. majorite - большинство) и пропорциональную (от лат. pro portio - по частям). Иногда используется «смешанная» система: часть депутатов избирается по одной модели, а часть - по другой (такая система существует в Германии, существовала в России до принятия Федерального закона 2005 г.). При мажоритарной системе победитель (кандидат, список кандидатов) получает все места в представительном органе (соответственно одно в одномандатном округе, все — в многомандатном). Различаются три вида мажоритарной системы: ква-
В Израиле прямыми выборами избирался премьер-министр.
лифицированного большинства (для избрания нужно получить 2/3,3/5 и т.д. поданных и действительных голосов избирателей), абсолютного большинства (нужно получить 50% + 1 голос), относительного большинства (получить больше голосов по сравнению с любым другим кандидатом или списком кандидатов). При пропорциональной системе депутатские места делятся в пропорции к собранным разными списками партий голосам. Для распределения мандатов сначала вычисляется тем или иным способом избирательная квота (избирательный метр) — число голосов, необходимых для избрания одного кандидата. Каждый список кандидатов (обычно — партийный список, в России — только партийный) получает столько депутатских мест, сколько он имеет квот.
Отзыв депутатов осуществляется путем голосования избирателей, применяется только тот или иной вид мажоритарной системы. Депутатов парламента обычно (в том числе в России) отозвать нельзя. Референдум — голосование избирателей по какому-либо проекту решения — проводится по мажоритарной системе. Есть и другие формы народных голосований (особенно на местном уровне). Народная законодательная (правотворческая) инициатива — сбор определенного числа подписей избирателей под проектом закона, решения муниципального представительного органа. В этом случае такой орган обязан рассмотреть закон. В России эта форма может использоваться на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.
Более подробно все эти вопросы рассматриваются в соответствующих главах учебника.
Институтами участия населения в управлении в общегосударственном масштабе являются консультативные референдумы (их результаты не имеют обязывающего характера)1 официально объявленные всенародные обсуждения важных вопросов государственной жизни, вошедшие в практику телевизионные беседы Президента РФ с гражданами по общегосударственной связи, выступления граждан со своими предложениями в средствах массовой информации или иным образом2, созыв общегосударственных совещаний и т.д. На уровне субъектов РФ используются некоторые из этих форм, а также народная законодательная инициатива, гражданская инициатива (о них —
На общегосударственном уровне в России консультативный референдум не предусмотрен. Он возможен в некоторых субъектах РФ. На уровне муниципальных образований его некоторым подобием является опрос граждан (об этом — ниже).
С 2005 г. принимаются дополнительные меры, чтобы все политические партии (зарегистрированные) имели равный доступ к государственным средствам массовой информации
.ниже). В муниципальных образованиях российский Федеральный закон 2003 г. предусматривает в качестве форм участия в управлении правотворческую инициативу (предложение проекта решения, поддержанного подписями определенного числа граждан), этот проект представительный муниципальный орган обязан рассмотреть (не обязательно принять); консультативный народный опрос избирателей; публичные слушания (на них, например, обязательно должен выноситься проект местного бюджета); содание территориального общественного самоуправления и др.
Для непосредственного выражения своей воли граждане созывают собрания, используют митинги, демонстрации, шествия, пикетирование. Эти публичные мероприятия, регулируемые в России федеральным законом, могут иметь политическое значение и в этом случае могут быть организованы только гражданами. Собрание — это совместное присутствие граждан в специально отведенном месте для обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов. Митинг массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Демонстрация организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан в движении с использованием плакатов и иных средств наглядной агитации. Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту с целями привлечения внимания к каким-либо проблемам. Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемая без передвижения и использования звукоусиления путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты или иные средства наглядной агитации.
Частные вечеринки, встречи другей и тд, в том числе иностранцев, лиц без гражданства правовыми актами не регулируются.
Организаторами публичного мероприятия в России могут быть один или несколько граждан (для митингов и собраний — с 16 лет, для демонстраций, шествий, пикетирования с 18 лет), а также политические партии, общественные и религиозные объединения (их отделения), например, для шествий. Организаторами не могут быть недееспособные и ограниченно дееспособные; лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда; партии, другие объединения, деятельность которых приостановлена или которые ликвидированы в соответствии с законом. Организатор вправе, в частности, проводить сбор добровольных пожертвований и подписей под резолюциями и требованиями. Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомление в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения мероприятия (при пикетировании одним лицом уведомления не требуется, группой лиц — уведомление подается за три дня). В уведомлении указываются цель, форма мероприятия, место, маршрут движения, дата, время начала и окончания, предполагаемое число участников, формы обеспечения публичного порядка, организация медицинской помощи, намерение использовать средства звукоусиления, фамилии, имена, отчества организаторов, уполномоченных ими лиц, место жительства, телефоны организаторов.
Проведение публичных мероприятий запрещается в следующих местах: 1) на территориях, примыкающих к опасным производственным объектам, путепроводах, железнодорожных магистралях, полосах отвода железных дорог, нефте-, газо-, продуктопроводах, на территориях высоковольтных линий электропередачи; 2) на территориях, непосредственно прилегающих к резиденции Президента РФ, зданиям судов, местам лишения свободы; 3) в пограничной зоне без разрешения пограничных органов. На территориях памятников культуры может быть установлен особый порядок проведения публичного мероприятия. Порядок проведения мероприятий на территории Московского Кремля, Красной площади, Александровского сада определяется Президентом Р Ф. Публичное мероприятие может проводиться только в промежуток времени 7.00 23.00.
При получении уведомления соответствующий орган документально подтверждает его получение и вправе изменить место, время, численность участников, форму публичного мероприятия (если форма не соответствует закону), о чем он сообщает организатору не менее чем за пять дней до мероприятия, вправе назначить своего уполномоченного представителя для оказания содействия организатору, обеспечивать общественный порядок. Если уведомление не соответствует закону, формы публичного мероприятия нарушают административное или уголовное законодательство, соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления незамедлительно доводят до сведения организатора мотивированное предупреждение о том, что в случае проведения заявленного мероприятия он и активные участники могут быть привлечены к ответственности.
Уполномоченный представитель органа исполнительной власти или местного самоуправления, присутствующий на публичном мероприятии, также вправе принять решение о приостановлении или прекращении публичного мероприятия, если оно противоречит закону. Орган внутренних дел обязан назначить своего уполномоченного на публичное мероприятие. Он должен оказывать содействие организатору, а также может прекратить допуск граждан на мероприятие в случае нарушения предельной заполняемости помещения и требовать от организатора удалить с мероприятия лиц, не выполняющих законных требований организатора.
Публичное мероприятие может быть приостановлено, если происходит нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья до устранения нарушения. Если нарушение не устранено, публичное мероприятие прекращается. Оно прекращается также в случаях угрозы жизни и здоровью, совершения противоправных действий организаторами мероприятия. В этом случае уполномоченный представитель государственного или муниципального органа дает указание организатору о прекращении публичного мероприятия и устанавливает время (и дополнительное время), а при невыполнении этого сотрудники милиции принимают необходимые меры для прекращения мероприятия.
Организатор публичного мероприятия, должностные лица, уполномоченные, другие граждане не вправе препятствовать участникам мероприятия высказывать свои мнения и действовать иным образом, не нарушающим общественного порядка и регламента мероприятия. Решения и действия органов объединений, должностных лиц, нарушающих право граждан на проведение публичных мероприятий, могут быть обжалованы в суд.
Публичное мероприятие не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использовать публичное мероприятие для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, классовой, национальной ненависти, для пропаганды насилия и войны. В то же время КоАП РФ запрещает любое воспрепятствование законным собраниям, митингам, демонстрациям, пикетам, устанавливая за это административную ответственность.
Если в ходе публичного мероприятия нарушается прядок его проведения, например, установленный маршрут движения демонстрации, возникла опасность для жизни и здоровья граждан, нарушается общественный порядок, публичное мероприятие может быть запрещено. Запрещаются также публичные мероприятия, если не были поданы заявления о их проведении или они не были разрешены. Органы внутренних дел вправе не допустить незаконное публичное мероприятие, в том числе с применением технических средств. Последние запрещено применять при пресечении незаконных мероприятий ненасильственного характера, если они не нарушают работу транспорта, связи, предприятий, учреждений, организаций. Лица, нарушающие установленный порядок организации и проведения публичных мероприятий, несут ответственность в соответствии с административным законодательством.
Как говорилось, коллективное публичное мероприятие должно быть санкционировано соответствующими органами. На деле, в России проводятся несанкционированные собрания, митинги, демонстрации. Их не рассеивают, если они не нарушают общественный порядок или не прибегают к насильственным действиям. Участникам массовых мероприятий запрещается иметь при себе оружие или специально изготовленные или приспособленные предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей.
Общественная палата РФ. Органом для выражения общественного мнения является создаваемая в соответствии с Федеральным законом 2005 г. Общественная палата Российской Федерации. Она призвана обеспечивать взаимодействие граждан РФ с органами государства, субъектов РФ, местного самоуправления в целях учета в деятельности этих органов потребностей и интересов граждан, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью исполнительных органов на разных ступенях. Она строится на основе добровольного участия в ее деятельности граждан и некоммерческих объединений. В целях общественного контроля в рамках Общественной палаты создаются особые внутренние структуры (комиссии и др.). Палата формируется следующим образом. Президент РФ после консультаций с общественными объединениями, академиями наук, творческими союзами предлагает 42 гражданам РФ войти в состав Общественной палаты. Будучи утверждены Президентом РФ, эти члены получают заявления от различных общероссийских, межрегиональных и региональных объединений о желании включить своих представителей в Палату и на основе конкурсного отбора определяют еще 42 члена Палаты — по одному от того или иного общественного объединения. Затем эти 84 члена в соответствии с регламентом Палаты принимают в ее состав еще 42 члена, по одному от общественных объединений. Срок полномочий Палаты — два года. Досрочный отзыв члена Палаты не допускается. Возглавляет работу Палаты избранный совет, в ее составе создаются рабочие группы и др. Решения Палаты имеют форму заключений, предложений, обращений, носят рекомендательный характер.
Федеральные органы, органы субъектов РФ, местного самоуправления обязаны предоставлять Палате информацию, необходимую для ее работы (кроме секретной и иной охраняемой законом тайны), содействовать ее членам в выполнении обязанностей.
В субъектах РФ создаются свои общественные палаты. Палата парламента, Правительство РФ, некоторые другие органы государства обеспечивают присутствие своих членов на заседаниях Общественной палаты
.Управленческая демократия. Она находит выражение в периодических выступлениях должностных лиц перед населением (на собра- нияхи через средства массовой информации), в ответах на вопросы граждан, в разъяснении тех или иных управленческих действий, в приеме населения в установленные дни и часы. Граждане и неграждане обращаются с предложениями, заявлениями, жалобами в органы государственного и муниципального управления, к должностным лицам, и последние обязаны в установленные сроки рассмотреть обращение и дать ответ. При органах управления существуют различные консультативные советы из представителей общественности, совет экспертов и др. В последние годы во многих странах (в том числе в России) получило развитие законодательство об «открытых окнах»: любой гражданин и иностранец может получить за плату копию управленческого акта, включая решение правительства, если оно не имеет секретного характера и др.‘
В государственном и муниципальном управлении могут использоваться иные институты. В странах мусульманского фундаментализма (Саудовская Аравия, Оман и др.) важнейшую роль в управлении играют религиозные нормы. В некоторых странах для управления используются общественные объединения (например, многие функции по контролю за охраной труда переданы в России профсоюзам, вопросы государственной аттестации научных кадров присвоение ученых степеней и званий в России решают ученые советы и Высшая аттестационная комиссия, состоящие из научных работников, во Франции арбитраж по торговым делам могут осуществлять предпринимательские союзы, в России также есть третейские суды и др.).
Принципы государственного и муниципального управления. Исследователи называют различные принципы управления и их неодинаковое число (наибольшее, 14, названо французским автором А. Фай- олем). Подавляющее большинство из них применимы, иногда с некоторыми особенностями. к государственному и муниципальному управлению, другие нуждаются в переосмыслении. В результате складываются следующие принципы государственного и муниципального управления.
Публичная власть управляющего. Для государственного и муниципального управления необходимы право распоряжаться (полномочия) и сила, обеспечивающая исполнение распоряжений. Разумеется,
В России выдача такого акта зависит от того, является государственный орган центральным или местным.
полномочия и сила на уровне, с одной стороны, государственного, а с другой — муниципального управления неодинаковы.
Применение гражданами непосредственныхфюрм государственного и муниципального управления (решающие институты непосредственной демократии) мучает ие населения вуправлении (другие институты).
единого руководства возникает хаос, а разделение труда обеспечивает специализацию, т.е. качество управления.
нителей. При неясности решаемых вопросов, их неконкретности и множестве распорядителей, дающих указания по одному и тому же вопросу, возникает беспорядок, а без точного обозначения исполнителя распоряжения не выполняются.
Подчинение интересам государственного и муниципального управления иных интересов на государственной и муниципальной службе. Разумеется, у органа, должностного лица государства или муниципального образования есть и иные интересы, но во время исполнения служебных обязанностей приоритет имеют интересы публичного управления.
Централиаация и иерархия в управлении. Они создают стабильность и обеспечивают деятельность управленческого механизма как единого целого.
Постоянствоуправленчесхого персонала. Текучка руководителей и исполнителей вредна для дела.
Справедливость в отношенииначальнихов, подчиненных, сотру д- нихов управляющего органа. Поощрения и наказания должны быть соразмерны поступку и расцениваться коллективом как обоснованные, справедливые (легитимные).
Обратная свяаь в управлении. Управляющий должен учитывать результаты своих действий и корректировать их, если обратная связь указывает на необходимость этого.
Воанаграждениеуправленчесхого труда. Этот труд должен оплачиваться в соответствии с его общественной полезностью, количеством и качеством.
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- § 1. Государственное и муниципальное управление — системное управление
- § 2. Государственное и муниципальное управление как отрасль знания и учебная дисциплина
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление
- § 1. Территориальный публичный коллектив
- § 2. Государственное и муниципальное управление — реализация публичной власти и публичного управления
- Глава 3
- § 1. Субъект, объект, содержание государственного и муниципального управления
- § 2. Представительная, непосредственная и «управленческая» демократия в государственном
- § 3. Необходимость, возможности и пределы государственного и муниципального управления
- § 4. Институты, формы и методы в государственном и муниципальном управлении
- § 5. Администрирование и менеджмент в государственном и муниципальном управлении
- § 6. Нормативная основа государственного и муниципального управления
- § 1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административнотерриториальное деление
- § 2. Государственная власть, государственное управление и государственный режим
- § 3. Государственный аппарат, государственная служба и должностное лицо
- § 4. Институты непосредственной демократии в управлении государством
- Глава 5
- § 1. Государственное управление и человек
- § 2. Государственное управление и коллектив
- § 3. Государственное управление и общество
- § 1. Территория и управление
- § 2. Общегосударственное управление
- § 3. Государственное (государствоподобное) управление субъекта федерации
- § 4. Государственное управление
- § 5. Государственное управление, административнотерриториальные единицы и муниципальные образования
- § 6. Особенности управления крупными городами
- § 2. Государственное управление в сфере экономики
- § 3. Государственное управление в сфере социальных отношений
- § 4. Государственное управление в административнополитической сфере
- § 5. Государственное управление в сфере культуры и идеологии
- § 6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
- § 7. Межотраслевое государственное управление
- Глава 8
- § 1. Роль главы государства в управлении государством
- § 2. Полномочия и деятельность Президента рф
- § 3. Досрочное освобождение Президента рф от должности и его ответственность
- § 4. Глава администрации субъектов рф и его роль в управлении
- Глава 9
- § 1. Роль законодательной власти в государственном управлении
- § 2. Структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента
- § 3. Законодательный процесс
- § 4. Законодательные органы субъектов Федерации и их роль в управлении
- Глава 10
- § 1. Роль органов исполнительной власти в государственном управлении
- § 2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства рф
- § 3. Полномочия Правительства рф и его деятельность
- § 4. Ответственность Правительства рф
- § 5. Правительства в субъектах Федерации и их роль в управлении
- Глава 11
- § 1. Роль судебной власти в государственном управлении
- § 2. Судебная система в Российской Федерации
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- Глава 12
- § 1. Место и роль прокуратуры в государственном управлении
- § 2. Прокурорский надзор
- § 2. Органы государственного управления на местах
- Глава 14
- § 1. Понятие местного самоуправления
- § 2. Правовые основы и гарантии местного самоуправления
- 1 1 Глава 15
- § 1. Классификации местных территориальных единиц и понятие муниципального образования
- § 2. Муниципальные образования и объединения муниципальных образований в России
- Глава 16
- Глава 17 экономические основы местного самоуправления
- § 1. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления
- § 2. Формы участия населения в местном самоуправлении
- § 3. Территориальное общественное самоуправление
- Глава 19
- § 1. Роль органов и должностных лип местного самоуправления в обществе
- § 2. Представительные органы местного самоуправления
- § 3. Выборные должностные лица местного самоуправления
- § 4. Администрация муниципального образования
- § 5. Муниципальная служба
- § 6. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления
- § 1. Правонарушения и ответственность
- § 2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
- § 3. Ответственность негосударственных организаций и лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
- 101000, Г. Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1.
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93.