§ 3. Государственный аппарат, государственная служба и должностное лицо
Государственный аппарат — это система государственных организаций, органов, должностных лиц государства, осуществляющих регулирование в обществе при помощи законодательной, исполнительной, судебной и других ветвей государственной власти, применяющих различные формы и методы государственного воздействия. «Клеточка» государственного аппарата — это государственный служащий.
Структура государственного аппарата зависит, во-первых, от того или иного подхода к организации государственной власти (в тоталитарных социалистических странах отрицается разделение властей), во-вторых, от государственно-территориального устройства (унитаризм, федерализм, существование автономных образований), наконец, от разделения на органы и должностные лица, осуществля ющие властные полномочия, принимающие решения (например, парламент, судьи), и органы и должностные лица, образующие обслуживающий аппарат (например, аппарат Правительства РФ, канцелярии судов, эксперты — советники министерств).
С точки зрения разделения властей различаются органы (а иногда — и должностные лица) законодательной, исполнительной и судебной власти'. Как указывалось выше, в некоторых странах выделяются наряду с названными другие ветви власти и, следовательно, их органы. Органы законодательной власти представлены общегосударственными парламентами (а в некоторых странах, например Индонезии и Туркмении, также надларламентсклми органами), законодательными собраниями субъектов федерации и территориальных политических автономий. Эго — представительные органы государства и государственных образований (существуют также представительные органы муниципальных образований, которые законов не издают; исключение — Бразилия, где акты муниципальных органов тоже называются законами). Между высшими и низшими представительными органами нет административного подчинения. Согласованность дейсг- вий обеспечивается в результате принятия вышестоящими парламентами законов, обязательных в том числе и для нижестоящих представительных органов.
Исполнительная власть организована по-разному. В некоторых странах по конституции она принадлежит монарху, но на деле в парламентарных монархиях (Великобритания, Япония и др.) он власти не имеет. Государственный аппарат в таких странах фактически возглавляет правительство (премьер министр). В дуалистических монархиях монарх реально управляет страной (Иордания, Кувейт и др.), а в полу- абсолютных монархиях (Саудовская Аравия, Оман и др.) в руках монарха находится вся полнота власти.
В республиках исполни гельная власть обычно принадлежит президенту, но опять-таки ее реальное осуществление зависит от формы правления.
В некоторых странах тоталитарного социализма, где принята иная концепция, различаются органы государственной власти, органы государственною управления, суда и прокуратуры.
В президентских республиках (Бразилия, США, Египет и др.) президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти. Он возглавляет государственный аппарат, делегируя министрам те или иные полномочия, а те, в свою очередь, делегируют их нижестоящим должностным лицам. Правительства как коллегиального органа в президентских республиках обычно нет, а если оно есть (Египет, Сирия и др.), то премьер-министр, назначаемый и смещаемый президентом без ведома парламента, является лишь так называемым административным премьером. Государственный аппарат в таких президентских республиках тоже возглавляет президент. Правительство и премьер-министр действуют по поручениям президента, который (а не премьер-министр) является фактическим главой правительства. В парламентарных республиках, например в Индии или Германии, государственный аппарат на деле возглавляет правительство. Нормы конституций, предоставляющие широкие полномочия президентам, парируются другими нормами тех же конституций, согласно которым президент должен действовать только по совету правительства и все его акты недействительны, если на них нет дублирующей подписи премьер-министра (правило контрасигнатуры; иногда контрасигнатура имеет устный характер).
В полупрезидентских (президентско-парламентарных и парламентарно-президентских) республиках иная ситуация. Бывает, что существует «двухголовая» исполнительная власть — она принадлежит и президенту, и правительству (Франция и др.). В России руководство государственным аппаратом тоже разделено. «Силовые» министерства и ведомства (обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, службы безопасности и т.д.), некоторые другие министерства (иностранных дел, юстиции) находятся под непосредственным руководством президента, другими руководит правительство.
Исполнительная власть обладает самым разветвленным и многочисленным аппаратом, самым большим штатом государственных служащих по сравнению с другими ветвями власти. По нашим подсчетам, с учетом военнослужащих, полиции (милиции), других формирований (например, по ликвидации чрезвычайных ситуаций) он нередко в 100 раз превышает численность всех парламентариев и аппаратов судов, включая обслуживающий их персонал. В системе исполнительной власти действует исполнительная вертикаль: административное подчинение нижестоящих вышестоящим. В других ветвях власти вертикаль административного характера не действует.
К исполнительной ветви власти примыкают материальные придатки государства: армия, полиция (милиция), служба государственной безопасности, разведка и контрразведка, тюрьмы. Они в огромной степени усиливают исполнительную власть.
Судебная ветвь власти имеет свой специфический состав. В одних странах в состав апарата судов входят судьи, и обслуживающие их работники (секретари судебных заседаний, канцелярия и т.д.), в других — также так называемые следственные судьи (в некоторых странах это следователи, не входящие в состав собственно судебного корпуса), прокуроры при судах и подчиненные судьям судебные коменданты, приставы, обеспечивающие порядок судебных заседаний1. При любом составе судебного аппарата судьи, осуществляющие судебную власть (а такие полномочия имеют только они), занимают особое положение в аппарате. Существуют разные звенья судов (низовое, среднее, верховные суды), но при рассмотрении и решении конкретных дел в отличие от чиновников исполнительной власти суды и судьи не подчинены по вертикали. Вышестоящий суд может отменить решение нижестоящего и направить дело на новое рассмотрение, но не может обязать суд принять такое решение, которое считает нужным.
Помимо органов и должностных лиц, относящихся к ветвям власти, примыкающим к ним, государственный аппарат включает структуры с особым статусом. Часть таких органов (избирательные комиссии или трибуналы, избирательный регистр) в ряде случаев выделяют в качестве особой ветви избирательной власти (в некоторых странах Латинской Америки), иногда некоторые органы относят к контрольной власти (генеральные контролеры, генеральные ревизоры, генеральные атторнеи и т.д. со своими службами). Во многих странах, как уже говорилось, действуют омбудсманы — уполномоченные парламента по правам человека (Россия), по соблюдению правопорядка в армии (Германия), по охране окружающей среды (Канада) и др. По существу это надзорные или контролирующие органы (например, в Австрии Коллегия народных правозащитников). Согласно конституциям и законам при исполнении своих полномочий они независимы, не подчинены никакой другой власти. В России особое положение занимает Центральный банк, во Франции • Экономический и социальный совет, в Италии - Высший совет магистратуры, ведающий кадрами судейского корпуса, в Египте ~ консультативный совет аш-шура и т.д. В России и в ряде других стран (Китай, Украина и т.д.) особое звено государственного аппарата образует прокуратура, которая в таких странах обособлена от судов. Ее главная задача — надзор за соблюде-
Имеются также иные судебные приставы, обеспечивающие выполнение судебных решений по гражданским делам. В России они подчинены не судьям, а Министерству юстиции РФ.
нием законности (с 1999 г. в России — также конституционности). Специфической частью государственного аппарата являются специализированные органы конституционного контроля (конституционные суды, конституционные советы и др.), а в некоторых мусульманских странах — органы религиозно-конституционного контроля (последние не решают конкретные дела, а следят за соответствием законов Корану).
Существует множество других классификации, относящихся к государственному аппарату. Различаются органы и должностные лица общей компетенции (например, правительство, президент) и органы и должностные лица отраслевой компетенции (например, министры или уполномоченный по правам человека). Вопросами, относящимися к компетенции государства, занимаются центральные органы (например, парламент, министерства), а вопросами, относящимися к решению некоторых вопросов на местах, если они имеют государственное значение, — местные государственные органы общей компетенции (например, местные администрации в областях и районах Украины, назначаемые президентом) или отраслевой компетенции (отделы, отделения министерств). В качестве местных государственных органов (государственной власти и государственного управления) в странах тоталитарного социализма (Китай, КНДР, Кубаидр.) рассматриваются советы и избираемые ими исполнительные комитеты (их названия на языках той или иной страны различны).
В структуре государственного аппарата различаются коллегиальные и единоличные органы. Первые принимают решения коллегиально, в необходимых случаях большинством голосов (например, парламент или суд), вторые — единолично (президент, министр). Существуют и другие классификации, о которых речь пойдет ниже.
Государственный аппарат имеет свои особенности в простом унитарном государстве (например, в Болгарии или Польше, имеющих только административно-территориальные единицы), в сложном унитарном государстве, включающем автономные образования (например, в Финляндии, где Аландские острова имеют свой местный парламент, принимающий местные законы), в региональном государстве, целиком состоящем из автономных единиц (например, Италия), и в государстве федеративном. Наиболее простой является структура аппарата в простом унитарном государстве: один парламент (местных парламентов не существует), правительство и глава государства (президент или монарх), судебная система и система исполнительных органов, строго подчиненных по вертикали.
Вместе с тем структура государственных органов унитарного государства на местах может различаться в зависимости от того, является унитарное государство централизованным, децентрализованным или относительно централизованным
В централизованном унитарном государстве на местах (кроме общин — низовых территориальных единиц) государственным управлением ведают назначенные чиновники общей компетенции (губернаторы, начальники районов и др.).
В децентрализованном унитарном государстве (например, в Великобритании, Швеции), а также в субъектах федерации в России, США и др. на места чиновников общей компетенции не назначают. Решением вопросов общегосударственного значения там занимаются местные отделы (делегатуры) министерств (каждый отдел — только в рамках своей отраслевой компетенции), а местными делами ведают избранные гражданами муниципальные советы и муниципальная администрация.
В относительно централизованном унитарном государстве (например во Франции) назначенных чиновников общей компетенции никогда не бывает в низовом звене — в общинах, в остальных звеньях действуют назначенные чиновники общей компетенции (префекты), делегатуры министерств и органы местного самоуправления — избранные советы и мэры (или председатели советов).
В сложном унитарном государстве, имеющем в своем составе одно или несколько автономных образований, структура государственного аппарата не столь проста. Если что автономия политическая, то там действует свой законодательный орган (на Аландских островах в Финляндии, на Корсике во Франции, на острове Минданао на Филиппинах и т.д.), правда, с довольно ограниченными полномочиями. Он обычно создает свой испол нительный аппарат, а в автономию глава государства или правительство назначает губернатора (иногда — министра). Его полномочия обычно сводятся к контролю за соответствием деятельности органов автономии общегосударственным законам, но нередко такие полномочия гораздо шире.
Если это административная автономия (два округа индейцев в Никарагуа, Гагаузия в Молдавии, более 150 автономных районов, округов и уездов в Китае), то структура органов обычно мало отличается от общегосударственного стандарта управления на местах. В основном отличия касаются более широких полномочий автономии по сравнению с административно-территориальными единицами соответствующей ступени с целью учета в управлении местных особенностей.
Региональное государство (Италия, Испания, ЮАР, Шри-Ланка) целиком состоит из однотипных (Италия, ЮАР) или неодинаковых (Испания) автономных образований. Все они являются политическими автономиями, но в Испании права мелких автономий но сравнению с крупными ограничены. По сравнению со сложным унитарным государством с политической автономией в региональном государстве структура государственного аппарата усложняется. Органы, которые действуют в одном или нескольких автономных образованиях на части территории унитарного государства с автономией, в региональном государстве существуют на всей его территории, состоящей из автономных единиц.
Наиболее сложным является государственный аппарат в федеративном государстве. По существу, он имеет двойственный характер. Поскольку в федерации имеется федеральная государственная власть и, как иногда считается, государственная власть каждого из ее субъектов, то наряду с государственным аппаратом федерации функционируют и государственные аппараты субъектов, их собственная государственная служба. Государственный аппарат федерации представлен общегосударственными законодательными, исполнительными, судебными и другими органами, а также федеральными государственными служащими, входящими в состав таких органов. Государственный аппарат субъектов федерации представлен их законодательными, исполнительными и иногда — системой судебных органов, действующих параллельно с системой судебных органов федерации (например в США), однако во многих федерациях существует единая судебная система (например, в Канаде). В России также имеется единая судебная система, субъекты Федерации учреждают лишь свои конституционные (уставные) суды и мировые суды (мировых судей).
Как говорилось, важнейшей частью государственного аппарата являются «материальные придатки» — вооруженные силы, полиция, тюрьмы и др.
В деятельности государственного аппарата могут участвовать другие организации, учреждения, органы, если им поручаются отдельные функции органов государственного управления (одновременно передаются и материальные средства, необходимые для выполнения таких функций). Такая возможность предусмотрена, в частности, Конституцией РФ в отношении к органам местного самоуправления. В этом случае такие органы становятся как бы частью государственного аппарата, их решения и распоряжения приобретают государственное значение, а сами они в пределах переданных им функций находятся под контролем государства. Иногда отдельными функциями государственных органов наделяются общественные объединения. Чаще всего это общественные организации лиц творческих профессий, действующие в сфере культуры, иногда — объединения промышленников и торговцев (торгово-промышленные палаты, регистрирующие в некоторых органах товарны
езнаки, осуществляющие арбитраж по торговым делам). В России задачу государственной аттестации научных кадров, как говорилось, выполняют ученые (диссертационные) советы и Высшая аттестационная комиссия, состоящая из признанных ученых.
Государственные организации и государственные органы. Ключевыми понятиями в системе государственного аппарата являются рассмотренные выше ветви власти, а более дробными понятия государственной организации, государственного органа, государственного служащего (внутри последнего выделяется понятие должностного лица).
Государственная организация обобщающее понятие. Сюда относятся государственные учреждения, государственные фонды, предприятия. Различия между предприятиями, учреждениями, фондами состоят в их назначении, роли в обществе, содержании основной деятельности. Предприятия (унитарные, казенные) занимаются прежде всего производственной деятельностью, учреждения - управлением, социальным обслуживанием населения. На государственных предприятиях существует администрация (ее органы), но ее функции сводятся к решению вопросов внутреннего управления и она не выступает вовне как управленческий орган. Поэтому управление предприятиями (в том числе находящимися в государственной и муниципальной собственности) в данном курсе не изучается.
Учреждение это организация, созданная собственником (в данном случае - государством) для управления в социально-культурной сфере или выполнения иных функций некоммерческого характера, финансируемая собственником полностью или частично.
Учреждение (например, научно-исследовательский институт, государственная библиотека, государственное высшее учебное заведение, служба занятости — по судоустройству. Федеральный речной регистр, занимающийся регистрацией судов, осуществляющий контроль за их сооружением, ремонтом, эксплуатацией и т.д.) зачастую распространяет свою деятельность вовне, на лиц, другие учреждения, непосредственно не подчиненные ему, но, и отличие от государственного органа, оно занято преимущественно обслуживанием и не обладает государственно-властными полномочиями, правом принимать правовые нормативные акты. Имеются учреждения, ведущие подготовительную работу для принятия органами государства властных решений. К государственным учреждениям относят также вспомогательный, обслуживающий, внутренний аппарат государственных органов (например, управление делами, канцелярия). Работники государственных учреждений часто не являются государственными служащими.
Государственные фонды аккумулируют определенные средства, а затем используют их в соответствии с законом (например, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования)1.
Государственный орган — это самостоятельная структурная единица государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями, необходимыми для частичной реализации (в соответствии с профилем работы органа) функций определенной ветви государственной власти. Наиболее общие признаки органа государства: выполнение публичных функций государственного значения, которые включают регулятивные, координационные и иные формы управленческой деятельности в определенной сфере, отрасли или регионе; учреждение и определение правового статуса данного органа вышестоящим государственным органом; право принимать управленческие решения в пределах конституции и закона; сложная внутренняя структура, аппарат органа часто состоит из подразделений (других органов) и всегда из государственных служащих в соответствии со штатным расписанием данного органа; финансирование из государственного бюджета; соподчиненность и отчетность перед органом государственной власти, учредившим данный орган (соподчиненность и ответственность в указанной форме относятся к органам исполнительной власти). В России, в том числе в субъектах РФ существуют разные виды государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Государственная служба. Государственная служба нередко понимается в широком смысле слова: сюда относят службу в любых учреждениях, оплачиваемых из средств (бюджета) государства. С позиций такого подхода государственным служащим является главный врач государственной больницы, директор государственного музея, профессор государственного университета и т.д. Они оплачиваются из средств государственного бюджета. Число таких служащих (без учета военнослужащих) в Германии составляет 7,3% населения, во Франции — 7,6%. В более узкой трактовке — это профессиональная деятельность лиц, имеющих соответствующие ранги, чины, звания, только в государственных органах. За рубежом такая деятельность обычно называется классифицированной (гражданской, публичной) государственной службой. Лица, занимающие должности на такой службе, — чиновники. В федеративных государствах может существовать также государственная служба субъектов федерации, оплачиваемая из их бюджетов.
Существуют также негосударственные фонды, основанные частными лицами, негосударственными организациями (например, благотворителвнвю фондв!).
В России существует федеральная государственная служба и государственная служба субъектов РФ, оплачиваемая из их бюджетов. Муниципальные служащие не относятся к государственной службе. Федеральная государственная служба включает более 500 тыс. государственных служащих, 90% которых работают на местах в территориальных органах министерств и ведомств, в судах, прокуратуре. Система федеральной государственной службы определена Федеральным законом 2003 г. (федеральная государственная гражданская служба регулируется законом 2004 г., военная и правоохранительная служба регулируется многими различными законами и иными правовыми актами). Она включает следующие ее виды: гражданскую службу, военную службу, правоохранительную службу. Федеральный государственный служащий это гражданин РФ (не иностранец, не лицо без гражданства, не лицо с множественным гражданством)', осуществляющий профессиональную деятельность на федеральной должности, обеспечивающий исполнение полномочий тех или иных государсгвен- ных органов и получающий денежное содержание (довольствие) за счет средств федерального бюджета. Служащие, не занимающие государственной должности, обеспечивающие деятельность должностных лиц, органов государства, работники вузов, музеев, медицинских учреждений и др. не считаются государственными служащими.
На гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие 18 лет, владеющие государственным языком и соответствующие квалификационным требованиям, установленным законом. Поступление на службу осуществляется по результатам конкурса. Конкурс не проводится: если на определенный срок назначаются руководители и советники (помощники); если назначение на должности руководителя осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ; при заключении срочного служебного контракта, в некоторых других случаях. Конкурс может не проводиться при назначении на должности, связанные с использованием государственной тайны или при замещении должности в группе младших Должностей. Претенденту на участие в конкурсе может быть отказано в допуске к конкурсу в связи с несоответствием квалификационным и другим требованиям закона (отказ может бьпь обжалован). Конкурс проводит создаваемая в органе государства конкурсная комиссия. Ее решение может быть обжаловано. При положительном решении заключается служебный контракт на срок от одного года до пяти лет или на неопределенный срок. Он может предусматривать предварительные испытания. При расторжении
На военной службе по контракте могут находиться граждане СНГ.
служебного контракта (в том числе по инициативе нанимателя в связи со служебным несоответствием, недостаточной квалификацией, состоянием здоровья и др.) наниматель не менее чем за два месяца информирует выборный профсоюзный орган данного государственного органа. Расторжение контракта может быть обжаловано в суд.
Должности гражданской службы и государственной службы РФ и субъектов РФ подразделяются на категории и группы, которым соответствуют классные чины государственной гражданской службы (на военной и правоохранительной службе существуют свои должности и звания). Предусматривается пять категорий должностей: руководители (руководители структурных подразделений и их заместители); помощники (советники), т.е. должности для содействия руководителям, другим лицам; специалисты (обеспечивают профессиональное выполнение государственными органами своих функций); обеспечивающие специалисты (занимаются информационным, документационным, финансово-экономическим, хозяйственным и другим обеспечением государственных органов).
Установлены пять групп должностей государственной гражданской службы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности. В соответствии с занимаемыми должностями присваиваются классные чины: действительный государственный советник 1,2, Зклас- са (высшая группа должностей); советник государственной гражданской службы; государственный советник 1, 2, 3 класса (главная группа); советник государственной гражданской службы 1, 2, 3 класса (ведущая группа); референт государственной гражданской службы 1, 2, 3 класса (старшая группа); секретарь государственной гражданской службы 1, 2, 3 класса (младшая группа). Для занятия той или иной должности и присвоения классного чина установлены различные квалификационные требования (уровень профессионального образова- тия, стаж работы и др.).
Гражданский служащий обладает специальными правами и несет особые обязанности. В частности, он имеет право на создание организационно-технических условий, необходимых для выполнения должностных обязанностей; ознакомление с регламентами и другими документами, определяющими его права, обязанности, порядок службы; доступ к информации и к сведениям, составляющим государственную тайну (если необходимость этого предусматривают должностные обязанности); доступ в государственные, муниципальные органы, общественные объединения в связи с исполнением должностных обязанностей; членство в профсоюзе; ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности; должностной рост на конкурсной основе; на служебную проверку в соответствии с его требованиями; на профессиональную переподготовку; медицинское страхование, государственное пенсионное обеспечение и др.
Государственный гражданский служащий обязан: соблюдать Конституцию РФ, законы, иные нормативные правовые нормы (в том числе субъектов РФ) и обеспечивать их исполнение; исполнять поручения руководителей; соблюдать законные права и интересы человека и гражданина, организаций: поддерживать уровень своей квалификации, представлять сведения о себе и членах семьи, имуществе и доходах; соблюдать правила служебного поведения, сообщать о личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей и др.
Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. В этом случае он должен представить руководителю в письменной форме обоснование неправомерности поручения. Если руководитель подтвердил в письменной форме такое поручение, гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения, в противном случае он и руководитель несут ответственность.
Государственная гражданская служба предполагает организационные ограничения и запреты. На гражданской службе не могут находиться: лица недееспособные или ограниченно дееспособные (признанные таковыми решениям!! суда); осужденные; лица, имеющие не снятую или не погашенную судимость; отказавшиеся от процедуры допуска к секретным сведениям; имеющие определенные заболевания; имеющие близкое родство или свойство и подчиненные по службе; имеющие гражданство другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ, и др.
Лицу, находящемуся на государственной гражданской службе, запрещается: участвовать на платной основе в деятельности органов управления коммерческой организации (если иное не устанавливает закон); совмещать гражданскую службу с избранием или назначением на другую государственную должность, в местном самоуправлении, с оплачиваемой выборной должностью в профсоюзе; осуществлять предпринимательскую деятельность; приобретать ценные бумаги, от которых может быть получен доход (такого рода конкретные случаи устанавливаются законом); быть поверенным в своем государственном органе по делам третьих лиц; принимать в связи с исполнением должности подарки, услуги, выезжать за пределы страны за счет третьих лиц (подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, передаются в государственный орган); использовать государственное имущество, служебную информацию вне связи со служебной деятельностью; допускать публичные суждения и оценки в отношении деятельности государственных органов, их руководителей; принимать без письменного разрешения почетные и специальные звания (кроме научных) иностранных государств; использовать служебное положение для агитации на выборах и референдуме; использовать должностное положение в интересах политических партий или общественных объединений, публично выражать свое отношение к ним; создавать в государственном органе структуры политических партий или других общественных объединений (кроме профсоюзных) и др. Государственный служащий не вправе оказывать предпочтение каким-либо общественным, религиозным, профессиональным объединениям, соблюдать нейтральность, проявлять корректность в отношениях с гражданами, не допускать поступков, порочащих его честь и достоинство. После ухода с государственной службы гражданин не вправе выполнять работу в организациях, если он выполнял в отношении этих организаций отдельные функции государственного управления. После ухода на пенсию государственный служащий не может разглашать или использовать в интересах организаций какие-либо конфиденциальные сведения, которые стали ему известными по службе. Государственный служащий не вправе получать гонорары за выступления, интервью, публикации, если это делается при использовании государственной службы.
При возникновении конкликта интересов, когда личная заинтересованность служащего может повлиять на объективное исполнение им служебных обязанностей, то такое противоречие необходимо предотвращать вплоть до отстранения служащего от занимаемой должности. В государственных органах создаются комиссии по служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов.
Более подробно государственная служба изучается в курсе административного права в особых учебных дисциплинах, специально изучающих государственную службу.
Должностное лицо. В России — это гражданин РФ, постоянно, временно или по специальному поручению осуществляющий функции представителя публичной власти (государства, субъекта РФ, местного самоуправления). Такое лицо обычно наделено распорядительными полномочиями в отношении других лиц, не находящихся в служебной зависимости от него. Должностным лицом является также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или хозяйственные функции в государственных организациях, органах местного самоуправления, других муниципальных органах, в Вооруженных силах, в других войсках и воинских формированиях РФ. Руководители коммерческих структур, фондов, общественных объединений, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, должностными лицами не являются. Они не отвечают, как должностные лица, за уголовные преступления, но согласно КоАП РФ возможно привлечение таких лиц, а также индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за административные правонарушения.
В России существует реестр государственных должностей.
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- § 1. Государственное и муниципальное управление — системное управление
- § 2. Государственное и муниципальное управление как отрасль знания и учебная дисциплина
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление
- § 1. Территориальный публичный коллектив
- § 2. Государственное и муниципальное управление — реализация публичной власти и публичного управления
- Глава 3
- § 1. Субъект, объект, содержание государственного и муниципального управления
- § 2. Представительная, непосредственная и «управленческая» демократия в государственном
- § 3. Необходимость, возможности и пределы государственного и муниципального управления
- § 4. Институты, формы и методы в государственном и муниципальном управлении
- § 5. Администрирование и менеджмент в государственном и муниципальном управлении
- § 6. Нормативная основа государственного и муниципального управления
- § 1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административнотерриториальное деление
- § 2. Государственная власть, государственное управление и государственный режим
- § 3. Государственный аппарат, государственная служба и должностное лицо
- § 4. Институты непосредственной демократии в управлении государством
- Глава 5
- § 1. Государственное управление и человек
- § 2. Государственное управление и коллектив
- § 3. Государственное управление и общество
- § 1. Территория и управление
- § 2. Общегосударственное управление
- § 3. Государственное (государствоподобное) управление субъекта федерации
- § 4. Государственное управление
- § 5. Государственное управление, административнотерриториальные единицы и муниципальные образования
- § 6. Особенности управления крупными городами
- § 2. Государственное управление в сфере экономики
- § 3. Государственное управление в сфере социальных отношений
- § 4. Государственное управление в административнополитической сфере
- § 5. Государственное управление в сфере культуры и идеологии
- § 6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
- § 7. Межотраслевое государственное управление
- Глава 8
- § 1. Роль главы государства в управлении государством
- § 2. Полномочия и деятельность Президента рф
- § 3. Досрочное освобождение Президента рф от должности и его ответственность
- § 4. Глава администрации субъектов рф и его роль в управлении
- Глава 9
- § 1. Роль законодательной власти в государственном управлении
- § 2. Структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента
- § 3. Законодательный процесс
- § 4. Законодательные органы субъектов Федерации и их роль в управлении
- Глава 10
- § 1. Роль органов исполнительной власти в государственном управлении
- § 2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства рф
- § 3. Полномочия Правительства рф и его деятельность
- § 4. Ответственность Правительства рф
- § 5. Правительства в субъектах Федерации и их роль в управлении
- Глава 11
- § 1. Роль судебной власти в государственном управлении
- § 2. Судебная система в Российской Федерации
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- Глава 12
- § 1. Место и роль прокуратуры в государственном управлении
- § 2. Прокурорский надзор
- § 2. Органы государственного управления на местах
- Глава 14
- § 1. Понятие местного самоуправления
- § 2. Правовые основы и гарантии местного самоуправления
- 1 1 Глава 15
- § 1. Классификации местных территориальных единиц и понятие муниципального образования
- § 2. Муниципальные образования и объединения муниципальных образований в России
- Глава 16
- Глава 17 экономические основы местного самоуправления
- § 1. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления
- § 2. Формы участия населения в местном самоуправлении
- § 3. Территориальное общественное самоуправление
- Глава 19
- § 1. Роль органов и должностных лип местного самоуправления в обществе
- § 2. Представительные органы местного самоуправления
- § 3. Выборные должностные лица местного самоуправления
- § 4. Администрация муниципального образования
- § 5. Муниципальная служба
- § 6. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления
- § 1. Правонарушения и ответственность
- § 2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
- § 3. Ответственность негосударственных организаций и лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
- 101000, Г. Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1.
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93.