§ 1. Территориальный публичный коллектив
Страна, общество, государство. Эти три явления существенно отличаются друг от друга. Страна — понятие географическое, общество - социологическое, государство — политическое. На территории одной страны могут существовать разные по своей природе общества. Так было после Второй мировой войны в Германии до ее объединения в 1990 г. На западе (в границах Федеративной Республики Германии) функционировало капиталистическое общество, на востоке (в рамках Германской Демократической Республики) - - общество тоталитарного социализма, строившееся в соответствии с принципами марксизма- ленинизма1. Два разных общества были после Второй мировой войны на территории Вьетнама, а на Корейском полуострове существуют и сейчас Северная и южная Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея) неодинаковы по своему общественному строю.
В разных по характеру обществах существуют неодинаковые по природе государства. О понятии государства говорится ниже. В данном случае отметим лишь, что государство (республика Российская Федерация или Французская Республика, Соединнное Королевство Великобритании и Северной Ирландии или Хашимитское Королевство Иордания) существует и действует в обществе. Оно неотъемлемая часть современного общества и не может быть иным по своему характеру, чем общество. В Японии существует капиталистическое общество и капиталистическое государство, в северной Корее — общество тоталитарного социализма и тоталитарное социалистическое государство, в Саудовской Аравии — полуфеодально-теократическое общество и соответствующее ему государство и т.д.
В современных исследованиях иногда говорится о маркслзме-энгелизме (от имен немецких авторов К. Маркса и Ф. Энгельса), который отличают от ленинизма-большевизма (от имени российского революционера В. И. Ленина и особого направления в социалистической теории и практике), хотя и отмечается их принципиальное сходство.
Природе общества и государства соответствует власть в обществе, характер управления его делами.
Коллектив и власть. В обществе каждой страны существует огромное количество самых разных коллективов, добровольных и иных объединений. В России насчитывается несколько десятков тысяч зарегистрированных общественных объединений (государственная регистрация обычно в органах министерства юстиции, министерства финансов и др. необходима для получения прав юридического лица)', а есть и множество других объединений (например, религиозных, в том числе незарегистрированных). В любом объединении существуют какие-то общие дела, без этого коллектив не возник бы. Этими делами, совместной деятельностью нужно руководить, управлять, хотя и различными способами: от мягкого руководства, наподобие дирижера в оркестре, до применения государством жестких властных мер, вплоть до смертной казни за особо опасные преступления.
В бригаде рабочих, в артели старателей в тайге есть руководитель, который регулирует совместную работу. Ему приходится использовать не только свой авторитет наиболее опытного человека, но и приказную манеру поведения. Даже на вечеринке друзей бывает руководитель.... .тамада, который может дать или не дать слово очередному оратору, употребляя своп «властные» полномочия. Эти полномочия важно отличать от отношений влияния или воздействия, когда говорят, что властвует чарующая красота, дивный голос артиста или ораторский талант. Ценностные качества явления, природные данные (острый ум, талант, красота, особый род искусства) не определят властным, принудительным путем желаемое поведение объекта властвования, а являются лишь частью побудительных мотивов поведения или вовсе не играют такую роль (не всем может нравиться тот или иной вид искусства). Такие мотивы (если они есть) имеют стихийный, часто неосмысленный характер. Они не включают момент осознания их как власти, не воспринимаются объектом властвования как волевое принуждение. Напротив, для отношений власти, властвования важен волевой момент, присвоение чужой воли.
Статус юридического лица дает объединению право выступать вовне от собственного имени (приобретать имущество на имя объединения, открыть счет в банке, предъявлять иски и отвечать на суде и др.). Зарегистрированная партия вправе выдвигать кандидатов на выборах, организовать политическую демонстрацию и тд. Для регистрации необходимы определенные условия. Например, политическая партия в России может быть зарегистрирована, если она имеет не менее 50 тыс. членов (предусмотрены и другие условия).
Хотя применение термина «власть» к отношениям во многих коллективах вызывает возражения (часто справедливые), все же в самом широком смысле слова власть связана с существованием какого-то коллектива людей. Конечно, можно властвовать над самим собой, сдерживая гнев или раздражение, но обычно, говоря о власти, имеют в виду отношения в группе людей. Власть — это способность и возможность осуществлять свою волю даже вопреки сопротивлению объекта властвования. Такие отношения проходят через сознание людей. Поэтому термин «власть» в научном смысле этого слова неприменим там, где нет объекта, обладающего сознанием и волей, например, к отношениям дрессировщика и зверя, к порядкам, существующим в колониях пчел и муравьев, в стаде животных, где действуют инстинкты и рефлексы.
Власть имманентно (внутренне) присуща человеческому коллективу, причем под коллективом следует понимать особый род объединения. Толпа людей, бегущих в панике, где каждый руководствуется чувством самосохранения, или очередь в магазине - не коллектив. Коллектив возникает там, где есть какие-то, пусть минимальные, общие интересы. Власть, в конечном счете, возникает на базе этих интересов, из необходимости управлять общими делами. Такие интересы должны соответствовать общечеловеческим ценностям, быть законными. Преступная группировка во главе с «авторитетом» — не коллектив.
Коллективы различны по своей природе, неодинаковы и властные отношения и власть, возникающие в них. Родительская власть в семье — это личная власть, основанная на персональных, родственных связях. В религиозных объединениях существует духовная власть, обусловленная единством веры и соответствующего подчинения (в том числе священнослужителям, ибо существуют религиозные наказания для мирян, как самое суровое — отлучение от церкви). В политической партии, ином общественном объединении существует корпоративная власть. Члены организации, добровольно вступившие в нее, должны следовать решениям, указаниям ее руководства. Правда, они могут свободно выйти из объединения, а санкции за непослушание невелики: выговор, самое суровое наказание — исключение из организации. В определенного рода объединениях (общественных объединениях) корпоративная власть может содержать некоторые элементы публичной власти (в ее основе не персональные, а иные связи общественного характера), но речь в данном случае идет только об элементах.
Иное дело — коллективы, складывающиеся как объединения людей по месту жительства1. Конечно, человек может изменить место жительства, переехать из г. Вязники в село Петино другой области или даже в Бразилию и жить там в муниципии Жанейро, но находиться вне территории Земли он пока что не может. Лица, путешествующие на корабле в открытом море, связаны с территорией государства (корабль — подвижная государственная территория, то же относится к самолету в полете). Специалисты, работающие на международных космических станциях, тоже граждане какого-либо государства, они постоянно проживают в каком-либо городе, области, муниципальном образовании. Выбрав место жительства, человек, даже если он лицо без гражданства или иностранец, объективно становится членом определенного коллектива. Таким образом, коллективы, складывющиеся по месту жительства людей, лишь отчасти связаны с субъективным фактором (свобода выбора места жительства), по своей природе они объективны: невозможно быть вне территории или по крайней мере не принадлежать к какой-либо государственно» территории.
Территориальные коллективы имеют «общий», публичный характер. Их существование связано не с какими-то идейными убеждениями их членов (как в партии), не с родом деятельности (как в профсоюзе), не с определенными склонностями (объединение шахматистов) и т.д., а с теми или иными сторонами жизнеобеспечения данного коллектива, людей, живущих в нем. Это территориальные публичные коллективы. Конечно, уровень жизнеобеспечения, его стороны в разных коллективах такого рода неодинаковы (органы государства занимаются иными вопросами, чем вопросы мест ного значения в сельском муниципальном образовании), но такая деятельность территориальному публичному коллективу присуща всегда.
Наиболее крупный территориальный коллектив (если отвлечься от международного сообщества) - это государственно организованное общество в той или иной стране. В нем решаются вопросы, жизненно важные для людей, существует государственное управление, для чего создаются особые органы (парламент, правительство и т.д.). Менее крупный территориальный публичный коллектив (не по численности населения, она может быть иногда больше, чем в малой стране, а по важности решаемых в нем задач) - объединение населе-
Территориальный публичный коллектив обычно имеет статус юридического лица, от его имени выступают определенные органы и должностные лица.
ния в рамках субъекта федерации (штаты в США, земли в Германии, различные субъекты Российской Федерации — республики в составе России, края, области и т.д.). У такого коллектива есть «своя» доля власти, которую по вопросам, установленным в конституциях, законах, осуществляют его органы (законодательное собрание, губернатор и др.). Во многих странах существуют территориальные автономные образования политического (законодательного) или административного характера. Таковы Шотландия, имеющая с 2000 г. свой парламент, Уэльс и Северная Ирландия в Великобритании, Автономная Республика Крым в Украине, Аландские острова в Финляндии, Сицилия и другие автономные области в Италии. В Китае существует более 150 автономных образований (автономные районы, автономные округа, автономные уезды) со своими «органами самоуправления». Автономные образования осуществляют «свою» власть проживающего в них населения (по вопросам и в пределах, установленных законами государства), в автономиях политического характера издаются собственные законы.
Почти во всех странах (кроме, например, Султаната Оман или Королевства Бутан) существуют муниципальные образования — объединения людей по месту жительства. У них тоже есть общие интересы, относящиеся к жизнеобеспечению (электро-, водо-, газоснабжение и т.д.). Их органы (муниципальный совет, мэр и др.) вправе принимать обязательные решения по вопросам местного значения (перечень таких вопросов установлен законами государства).
Власть, существующая в публичных территориальных коллективах, — это публичная власть, а управление в них — публичное управление. В России оно осуществляется как государственное управление РФ, управление со стороны субъекта РФ (в пределах его предметов ведения) и муниципальное управление (по вопросам местного значения). Территориальных автономных единиц в России нет.
По месту жительства, разумеется, могут возникать и другие, самые разные группировки людей (соседи, жители одного подъезда дома, улицы, хутора и т.д.), но они не являются публичными коллективами. В таких группировках могут быть и на практике почти всегда бывают авторитетные лица, лидеры, но публичной власти, публичного управления в них нет. Такая власть и управление присущи только территориальным публичным коллективам, о которых сказано выше.
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- § 1. Государственное и муниципальное управление — системное управление
- § 2. Государственное и муниципальное управление как отрасль знания и учебная дисциплина
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление
- § 1. Территориальный публичный коллектив
- § 2. Государственное и муниципальное управление — реализация публичной власти и публичного управления
- Глава 3
- § 1. Субъект, объект, содержание государственного и муниципального управления
- § 2. Представительная, непосредственная и «управленческая» демократия в государственном
- § 3. Необходимость, возможности и пределы государственного и муниципального управления
- § 4. Институты, формы и методы в государственном и муниципальном управлении
- § 5. Администрирование и менеджмент в государственном и муниципальном управлении
- § 6. Нормативная основа государственного и муниципального управления
- § 1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административнотерриториальное деление
- § 2. Государственная власть, государственное управление и государственный режим
- § 3. Государственный аппарат, государственная служба и должностное лицо
- § 4. Институты непосредственной демократии в управлении государством
- Глава 5
- § 1. Государственное управление и человек
- § 2. Государственное управление и коллектив
- § 3. Государственное управление и общество
- § 1. Территория и управление
- § 2. Общегосударственное управление
- § 3. Государственное (государствоподобное) управление субъекта федерации
- § 4. Государственное управление
- § 5. Государственное управление, административнотерриториальные единицы и муниципальные образования
- § 6. Особенности управления крупными городами
- § 2. Государственное управление в сфере экономики
- § 3. Государственное управление в сфере социальных отношений
- § 4. Государственное управление в административнополитической сфере
- § 5. Государственное управление в сфере культуры и идеологии
- § 6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
- § 7. Межотраслевое государственное управление
- Глава 8
- § 1. Роль главы государства в управлении государством
- § 2. Полномочия и деятельность Президента рф
- § 3. Досрочное освобождение Президента рф от должности и его ответственность
- § 4. Глава администрации субъектов рф и его роль в управлении
- Глава 9
- § 1. Роль законодательной власти в государственном управлении
- § 2. Структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента
- § 3. Законодательный процесс
- § 4. Законодательные органы субъектов Федерации и их роль в управлении
- Глава 10
- § 1. Роль органов исполнительной власти в государственном управлении
- § 2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства рф
- § 3. Полномочия Правительства рф и его деятельность
- § 4. Ответственность Правительства рф
- § 5. Правительства в субъектах Федерации и их роль в управлении
- Глава 11
- § 1. Роль судебной власти в государственном управлении
- § 2. Судебная система в Российской Федерации
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- Глава 12
- § 1. Место и роль прокуратуры в государственном управлении
- § 2. Прокурорский надзор
- § 2. Органы государственного управления на местах
- Глава 14
- § 1. Понятие местного самоуправления
- § 2. Правовые основы и гарантии местного самоуправления
- 1 1 Глава 15
- § 1. Классификации местных территориальных единиц и понятие муниципального образования
- § 2. Муниципальные образования и объединения муниципальных образований в России
- Глава 16
- Глава 17 экономические основы местного самоуправления
- § 1. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления
- § 2. Формы участия населения в местном самоуправлении
- § 3. Территориальное общественное самоуправление
- Глава 19
- § 1. Роль органов и должностных лип местного самоуправления в обществе
- § 2. Представительные органы местного самоуправления
- § 3. Выборные должностные лица местного самоуправления
- § 4. Администрация муниципального образования
- § 5. Муниципальная служба
- § 6. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления
- § 1. Правонарушения и ответственность
- § 2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
- § 3. Ответственность негосударственных организаций и лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
- 101000, Г. Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1.
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93.