§ 6. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления
Органы государства осуществляют контроль в отношении местного самоуправления. Так, контроль за соблюдением законности возложен на прокуратуру, соответствие актов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта РФ контролируют конституционные (уставные) суды субъектов РФ, действует судебный контроль. Акты органов муниципальных образований, не соответствующие законодательству, могут быть приостановлены или признаны судом недействующими. При определенных условиях представительный орган муниципального образования, как указывалось выше, может быть распущен законом субъекта РФ, а глава муниципального образования отрешен от должности главой администрации субъекта РФ. Возможно также временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления, о чем тоже уже говорилось.
Органы местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законами. Ответственность депутатов перед избирателями выражается в праве последних досрочно отзывать депутатов. Ответственность органов и должностных лиц муниципального образования перед государством наступает только на основании решения суда. Органы государства не вправе смещать должностных лиц или распускать представительные органы местного самоуправления по своему усмотрению. Решение об этом принимает суд в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных законов, конституций (уставов) и законов субъектов РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего исполнения муниципальными органами и должностными лицами переданных им государственных полномочий.
Ответственность представительного органа муниципального образования наступает после решения суда, установившего противоправность его акта. Если такой акт не отменен в течение срока, установленного судом, или не приняты меры по его исправлению, суд устанавливает факт неисполнения его решения. В течение одного месяца после решения суда, установившего факт неисполнения его решения, высшее должностное лицо субъекта РФ вносит в законодательный орган субъекта РФ проект закона о роспуске представительного органа муниципального образования (его может распустить также Президент РФ). Закон о роспуске может быть обжалован в суд в течение 10 дней.
Глава муниципального образования, как уже говорилось, может быть досрочно отозван избирателями. Он может быть также отрешен от должности правовым актом высшего должностного лица субъекта РФ в случае издания главой муниципального образования противоправного правового акта, если эти противоречия не исправлены, что опять-таки установлено судом; а также правового акта (в том числе ненормативного), который нарушает права и свободы граждан, представляет собой угрозу единству и территориальной целостности Федерации, ее безопасности, обороноспособности, единству правового и экономического пространства. Отрешение возможно и в том случае, если судом установлено нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, и должностное лицо не приняло в течение указанного судом срока мер для исправления положения. Акт об отрешении во всех случаях не может быть издан главой субъекта РФ в срок, составляющий менее месяца со дня последнего решения суда. Отрешение от должности может быть обжаловано в суд.
В таком же порядке осуществляется отрешение от должности главы администрации муниципального образования, его исполнительного органа, если он работает по контракту.
Ответственность органов муниципального самоуправления перед государством может выражаться во временном изъятии у них некоторых полномочий и временном осуществлении их государственными органами (органами государственной власти субъекта РФ). Изъятие полномочий возможно, если муниципальные органы не созданы или не могут быть созданы в связи со стихийными бедствиями (в этих случаях указанные последствия не являются формой ответственности). Временное осуществление государственными органами отдельных полномочий органов муниципальных образований в качестве ответственности возможно в случаях, если; 1) если вследствие решений, действий (бездействия) органов- местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципального образования по исполнению его долговых и (или) бюджетных обязательств, превышающая 30% собственных доходов муниципального образования за финансовый год или 40% всех бюджетных ассигнований (при условии. что бюджетные обязательства Федерации и соответствующего субъекта РФ перед муниципальным образованием выполнены); 2) при осуществлении государственных полномочий, переданных муниципальному образованию, допущено нецелевое расходование бюджетных средств или нарушение законов.
В случаях отсутствия органов муниципального образования по причине стихийных бедствий высшее должностное лицо субъекта РФ на основании решения представительного органа муниципального образования, принятого не менее 2/3 голосов от установленной уставом численности, принимает постановление (указ и др.) о временном осуществленнии государственными органами отдельных полномочий муниципального образования. Такое постановление должно содержать: перечень осуществляемых полномочий; указание на исполнительные органы или должностных лиц субъекта РФ, которые должны осуществлять полномочия; срок, который не может превышать периода, необходимого для устранения препятствий, порожденных стихийным бедствием; источники и порядок финансирования для временного осуществления передаваемых полномочий. В этот период органами субъекта РФ не могут осуществляться полномочия органов местного самоуправления по принятию устава муниципального образования, внесению в него изменений, установлению структуры органов, преобразованию и изменению границ муниципального образования.
Если речь идет о задолженности муниципального бюджета, то прежде всего этот факт должен быть установлен решением арбитражного суда. Затем по ходатайству представительного органа муниципального образования или его главы высшее должностное лицо субъекта РФ вводит на срок до одного года временное финансовое управление в муниципальном образовании. Проводится восстановление платежеспособности, предпринимаются меры по реструктуризации просроченной задолженности, разрабатывается проект бюджета муниципального образования на следующий финансовый год. Если при этом имело место нецелевое использование субвенций, то проводится их изъятие.
Решения высшего должностного лица субъекта РФ о введении временного финансового управления (равно как и в случае передачи полномочий в условиях стихийных бедствий) могут быть обжалованы в суд.
Ответственность органов местного самоуправления перед населением, физическими и юридическими лицами может иметь разные формы. Она может быть политической (досрочный отзыв депутатов представительного органа, главы муниципального образования), а может иметь юридический характер. За ущерб, причиненный физическим и юридическим лицам незаконными действиями органов и должностных лиц муниципального образования, они несут ответственность в соответствии с нормами гражданского права (в данном случае речь идет об ответственности в связи с должностным положением). Кроме того, лица, входящие в состав муниципальных органов, за свои действия несут ответственность и как обычные граждане в уголовном, административном, гражданско-правовом порядке
.Глава 20
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- § 1. Государственное и муниципальное управление — системное управление
- § 2. Государственное и муниципальное управление как отрасль знания и учебная дисциплина
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление
- § 1. Территориальный публичный коллектив
- § 2. Государственное и муниципальное управление — реализация публичной власти и публичного управления
- Глава 3
- § 1. Субъект, объект, содержание государственного и муниципального управления
- § 2. Представительная, непосредственная и «управленческая» демократия в государственном
- § 3. Необходимость, возможности и пределы государственного и муниципального управления
- § 4. Институты, формы и методы в государственном и муниципальном управлении
- § 5. Администрирование и менеджмент в государственном и муниципальном управлении
- § 6. Нормативная основа государственного и муниципального управления
- § 1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административнотерриториальное деление
- § 2. Государственная власть, государственное управление и государственный режим
- § 3. Государственный аппарат, государственная служба и должностное лицо
- § 4. Институты непосредственной демократии в управлении государством
- Глава 5
- § 1. Государственное управление и человек
- § 2. Государственное управление и коллектив
- § 3. Государственное управление и общество
- § 1. Территория и управление
- § 2. Общегосударственное управление
- § 3. Государственное (государствоподобное) управление субъекта федерации
- § 4. Государственное управление
- § 5. Государственное управление, административнотерриториальные единицы и муниципальные образования
- § 6. Особенности управления крупными городами
- § 2. Государственное управление в сфере экономики
- § 3. Государственное управление в сфере социальных отношений
- § 4. Государственное управление в административнополитической сфере
- § 5. Государственное управление в сфере культуры и идеологии
- § 6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
- § 7. Межотраслевое государственное управление
- Глава 8
- § 1. Роль главы государства в управлении государством
- § 2. Полномочия и деятельность Президента рф
- § 3. Досрочное освобождение Президента рф от должности и его ответственность
- § 4. Глава администрации субъектов рф и его роль в управлении
- Глава 9
- § 1. Роль законодательной власти в государственном управлении
- § 2. Структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента
- § 3. Законодательный процесс
- § 4. Законодательные органы субъектов Федерации и их роль в управлении
- Глава 10
- § 1. Роль органов исполнительной власти в государственном управлении
- § 2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства рф
- § 3. Полномочия Правительства рф и его деятельность
- § 4. Ответственность Правительства рф
- § 5. Правительства в субъектах Федерации и их роль в управлении
- Глава 11
- § 1. Роль судебной власти в государственном управлении
- § 2. Судебная система в Российской Федерации
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- Глава 12
- § 1. Место и роль прокуратуры в государственном управлении
- § 2. Прокурорский надзор
- § 2. Органы государственного управления на местах
- Глава 14
- § 1. Понятие местного самоуправления
- § 2. Правовые основы и гарантии местного самоуправления
- 1 1 Глава 15
- § 1. Классификации местных территориальных единиц и понятие муниципального образования
- § 2. Муниципальные образования и объединения муниципальных образований в России
- Глава 16
- Глава 17 экономические основы местного самоуправления
- § 1. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления
- § 2. Формы участия населения в местном самоуправлении
- § 3. Территориальное общественное самоуправление
- Глава 19
- § 1. Роль органов и должностных лип местного самоуправления в обществе
- § 2. Представительные органы местного самоуправления
- § 3. Выборные должностные лица местного самоуправления
- § 4. Администрация муниципального образования
- § 5. Муниципальная служба
- § 6. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления
- § 1. Правонарушения и ответственность
- § 2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
- § 3. Ответственность негосударственных организаций и лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
- 101000, Г. Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1.
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93.