§ 2. Формы участия населения в местном самоуправлении
К формам участия граждан в местном самоуправлении относятся: правотворческая инициатива граждан, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрания и конференции граждан, опрос граждан и др. В частности, в основных законах и других нормативных правовых актах некоторых субъектов РФ предусмотрена так называемая гражданская инициатива.
Правотворческая инициатива граждан. Правотворческая инициатива — это право группы граждан жителей муниципального образования выступить с проектом местного правового акта по вопросам, входящим в компетенцию органов данного муниципального образования. Для его осуществления такое право должно быть предусмотрено уставом муниципального образования. Для реализации народной правотворческой инициативы нужно подготовить письменный текст (простого пожелания принять какой-либо акт недостаточно), требуется собрать определенное число подписей избирателей, оно не может быть более 3% избирателей муниципального образования.
Проекты правовых актов, подготовленные населением, изменения и дополнения к действующим актам вносятся в органы местного самоуправления. Внесение проекта акта в виде народной правотворческой инициативы не влечет за собой обязанности органа местного самоуправления принять акт. Представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования (если проект обращен к нему) обязаны лишь рассмотреть такой акт.
Акт, внесенный в порядке правотворческой инициативы, может относиться к компетенции представительного органа, главы муниципального заседания. В любом случае инициатором проекта должна быть обеспечена возможность изменения своей позиции при рассмотрении проекта. Если проект относится к компетенции представительного органа, он должен быть рассмотрен на его открытом заседании. В любом случае проект должен быть рассмотрен в течение трех месяцев со дня его внесения. Отказ принять внесенный акт следует мотивировать, но сам по себе отказ не влечет никаких юридических последствий. Обжаловать в суд его нельзя.
К народной правовой инициативе примыкают предложения граждан на заседаниях о принятии или изменении тех или иных актов представительного органа местного самоуправления. На этих заседаниях могут присутствовать граждане и в соответствии с некоторыми уставами с разрешения председательствующего они вправе вносить коллективные и индивидуальные предложения (обычно это делается в устной форме), однако у председательствующего нет обязанности предоставить слово в этом случае. Если порядок правотворческой инициативы граждан не урегулирован актами муниципального образования или субъекта РФ, должны применяться правила федерального закона.
Публичные слушания и собрания граждан. Они проводятся по инициативе населения, представительного органа или главы администрации. На таких слушаниях обсуждаются проекты правовых актов по вопросам местного значения. В обязательном порядке на публичные слушания должны выноситься проекты устава муниципального образования, предложения об изменении устава, проекты бюджета и отчет о его исполнении, программы развития муниципального образования, вопросы о преобразовании муниципального образования. Необходимо заранее оповестить жителем о предстоящих публичных слушаниях, организовать заблаговременное ознакомление с проектами актов, выносимых на обсуждение.
Для обсуждения вопросов местного значения и информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц, а также для осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан. Поскольку такие собрания проводятся лишь на части муниципального образования (обычно по участкам территориального общественнго самоуправления), они не имеют решающих полномочий. Собрания созываются по инициативе населения, представительного органа, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления. На собраниях могут приниматься обращения к органам и должностным лицам местного самоуправления, избираться лица, уполномоченные представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления. Если собрание проводится по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, и является его собранием, то оно может принимать решения, но только по вопросам, отнесенным уставом территориального общественного самоуправления к его компетенции. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления с направлением в адрес организаторов собрания письменного ответа. Итоги собрания граждан подлежат обязательному опубликованию (обнародованию).
Полномочия собрания граждан могут осущетвляться конференцией граждан (собранием делегатов). Порядок проведения конференции, избрания делегатов определяются уставом муниципального образования, другими правовыми актами его представительного органа.
Опрос граждан. Опрос граждан имеет целью выяснение мнения населения и его учет для принятия решений органами местного самоуправления, должностными лицами, а также органами государственной власти. Его результаты имеют рекомендательный характер.
Опрос проводится на всей территории муниципального образования по инициативе представительного органа или главы администрации муниципального образования - по вопросам местного значения либо по инициативе органов государственной власти субъекта РФ - для учета мнения населения при решении вопросов об изменении целевого назначения земель муниципального образования для размещения объектов регионального и межрегионального значения. В нем вправе участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательными правами.
Решение о назначении опроса принимается представительным органом муниципального образования. В его постановлении указывается дата опроса, формулировка вопроса (вопросов), методика проведения опроса, форма опросного листа, минимальное число жителей (избирателей), которые должны быть опрошены, для того чтобы мнение было представительным (в опросе участвуют не все жители). О проведении опроса жители информируются за 10 дней.
При проведении опроса жители отвечают в письменном виде на вопросы опросного листа. Ответы не подписываются и могут оставаться конфиденциальными.
Индивидуальные и коллективные обращения граждан. Граждане обращаются в органы и к должностным лицам местного самоуправления довольно часто и по самым различным вопросам (жилье, ремонты, деятельность торговли, сферы обслуживания и т.д.). Это — распространенная форма непосредственной демократии в управлении.
Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления установлено ст. 33 Конституции РФ. В Федеральном законе об общих принципах местного самоуправления 2003 г. говорится также о праве обращаться к должностным лицам местного самоуправления (ст. 26). На практике право на обращение осуществляют также объединения (например, творческие союзы, предприятия, учреждения), должностные лица для защиты своих прав и свобод и по другим вопросам. Нет препятствий и для обращений неграждан.
Федеральным актом, регулирующим это право на федеральном уровне, до сих пор остается Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 г. «О порядке рассмотрения предложений, жалоб и заявлений граждан» (действуете дополнениями от 2 февраля 1988 г.). В некоторых субъектах РФ приняты соответствующие законы.
Обращения возможны в устной форме, но, как правило, подаются в письменной форме. Устные обращения рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны, не требуют дополнительной проверки, а личности обращающихся известны. На устные обращения ответ дается, как правило, в устной форме. Письменные обращения граждан должны содержать определенные реквизиты: наименование и адрес органа и должностного лица, к которому обращаются; изложение существа дела; фамилию, имя, отчество обращающегося; адрес либо данные о месте работы, учебы; дату; подпись. Анонимные обращения не подлежат рассмотрению (кроме сигналов о преступлениях, поступающих в правоохранительные органы).
Срок рассмотрения обращений граждан не должен превышать одного месяца. Если обращение не требует дополнительной проверки, оно должно быть рассмотрено, как правило, в течение 15 дней. Если для изучения обращения необходима дополнительная проверка, привлечение и изучение иных материалов, то срок может быть продлен еще на 1 месяц с извещением об этом лица, подавшего обращение. Подача обращений в клеветнических целях влечет ответственность. Лица, нарушающие установленный порядок рассмотрения обращений, виновные в волоките, преследовании граждан за содержащуюся в обращении критику, несут ответственность.
В законодательстве различаются несколько форм обращений: предложения, заявления, жатобы, ходатайства и др. Предложения граждан — это их обращения по конкретным вопросам, не связанные с нарушением их прав. Их целью является улучшение деятельности органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории данного муниципального образования. Предложение может касаться не подчиненных муниципальным органам предприятий и учреждений, если их деятельность затрагивает местные вопросы. Таково, например, предложение о проведении собрания жителей квартала (поселка и т.д.) для обсуждения вопроса о месте создания свалки бытовых отходов, предложение об изменении часов торговли местного магазина. Заявление — это обращение граждан по вопросам реализации принадлежащих им прав, установленных законом (например, заявление гражданина об улучшении жилищных условий, инвалида о социальном обслуживании). Жалоба заявление гражданина по поводу нарушенных прав и законных интересов. Чаще всего жалобы подаются на незаконные действия должностных лиц местного самоуправления (например, незаконное исключение гражданина из очереди на получение муниципального жилья). Ходатайством называются некоторые обращения с просьбой пересмотреть решение, которое заявитель считает ошибочным.
Предложения и заявления подаются в тот орган местного самоуправления и тому должностному лицу, в чьей компетенции находится решение данного вопроса. Жалобы подаются в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, по отношению к тому, чьи действия обжалуются. Жалобы запрещается пересылать для решения тому органу или должностному лицу, на кого жалуются. Ходатайства, как правило, подаются в орган, которому органы и должностные лица, от которых зависит решение вопроса, не подчинены. В местном самоуправлении ходатайство почти не встречается, хотя эту форму предусматривает, например, закон об обращениях граждан Воронежской области 1998 г. Существует и такая форма обращений, как коллективная петиция — обращение группы граждан в представительный орган местного самоуправления.
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- § 1. Государственное и муниципальное управление — системное управление
- § 2. Государственное и муниципальное управление как отрасль знания и учебная дисциплина
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление
- § 1. Территориальный публичный коллектив
- § 2. Государственное и муниципальное управление — реализация публичной власти и публичного управления
- Глава 3
- § 1. Субъект, объект, содержание государственного и муниципального управления
- § 2. Представительная, непосредственная и «управленческая» демократия в государственном
- § 3. Необходимость, возможности и пределы государственного и муниципального управления
- § 4. Институты, формы и методы в государственном и муниципальном управлении
- § 5. Администрирование и менеджмент в государственном и муниципальном управлении
- § 6. Нормативная основа государственного и муниципального управления
- § 1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административнотерриториальное деление
- § 2. Государственная власть, государственное управление и государственный режим
- § 3. Государственный аппарат, государственная служба и должностное лицо
- § 4. Институты непосредственной демократии в управлении государством
- Глава 5
- § 1. Государственное управление и человек
- § 2. Государственное управление и коллектив
- § 3. Государственное управление и общество
- § 1. Территория и управление
- § 2. Общегосударственное управление
- § 3. Государственное (государствоподобное) управление субъекта федерации
- § 4. Государственное управление
- § 5. Государственное управление, административнотерриториальные единицы и муниципальные образования
- § 6. Особенности управления крупными городами
- § 2. Государственное управление в сфере экономики
- § 3. Государственное управление в сфере социальных отношений
- § 4. Государственное управление в административнополитической сфере
- § 5. Государственное управление в сфере культуры и идеологии
- § 6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
- § 7. Межотраслевое государственное управление
- Глава 8
- § 1. Роль главы государства в управлении государством
- § 2. Полномочия и деятельность Президента рф
- § 3. Досрочное освобождение Президента рф от должности и его ответственность
- § 4. Глава администрации субъектов рф и его роль в управлении
- Глава 9
- § 1. Роль законодательной власти в государственном управлении
- § 2. Структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента
- § 3. Законодательный процесс
- § 4. Законодательные органы субъектов Федерации и их роль в управлении
- Глава 10
- § 1. Роль органов исполнительной власти в государственном управлении
- § 2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства рф
- § 3. Полномочия Правительства рф и его деятельность
- § 4. Ответственность Правительства рф
- § 5. Правительства в субъектах Федерации и их роль в управлении
- Глава 11
- § 1. Роль судебной власти в государственном управлении
- § 2. Судебная система в Российской Федерации
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- Глава 12
- § 1. Место и роль прокуратуры в государственном управлении
- § 2. Прокурорский надзор
- § 2. Органы государственного управления на местах
- Глава 14
- § 1. Понятие местного самоуправления
- § 2. Правовые основы и гарантии местного самоуправления
- 1 1 Глава 15
- § 1. Классификации местных территориальных единиц и понятие муниципального образования
- § 2. Муниципальные образования и объединения муниципальных образований в России
- Глава 16
- Глава 17 экономические основы местного самоуправления
- § 1. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления
- § 2. Формы участия населения в местном самоуправлении
- § 3. Территориальное общественное самоуправление
- Глава 19
- § 1. Роль органов и должностных лип местного самоуправления в обществе
- § 2. Представительные органы местного самоуправления
- § 3. Выборные должностные лица местного самоуправления
- § 4. Администрация муниципального образования
- § 5. Муниципальная служба
- § 6. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления
- § 1. Правонарушения и ответственность
- § 2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
- § 3. Ответственность негосударственных организаций и лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
- 101000, Г. Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1.
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93.