§ 4. Глава администрации субъектов рф и его роль в управлении
Поскольку, как считается, субъекты РФ обладают государственной властью, в соответствии с их конституциями (в республиках) и уставами (в других субъектах РФ) учреждены должности, являющиеся в известной мере аналогами Президента РФ, но на уровне субъектов РФ и, следовательно, не имеющие многих полномочий, подобных полномочиям Президента РФ. Это — главы администрации субъектов РФ (в дальнейшем — главы субъектов РФ) — президенты республик в составе РФ1, губернаторы (в большинстве субъектов РФ — краях, областях, автономных округах и др.), мэр в г. Москве. В единичных случаях многие обязанности главы субъекта РФ выполняет глава его правительства, и отдельной должности главы субъекта РФ нет (например, в Карелии). В Дагестане существует коллегиальный глава субъек-
Предполагается изменение этой нормы закона: кандидатура будет представляться Президенту РФ парламентским большинством законодательного собрания субъекта РФ.
та РФ — Государственный совет (принята поправка к Конституции Дагестана о введении единоличного главы Дагестана — Президента с 2006 г.). В других субъектх РФ имеются должности главы государства и главы правительства (при этом они наделены соответствующей компетенцией). Чаще всего, однако, глава субъекта РФ возглавляет местное правительство.
До принятия Федерального закона 2004 г. (он внес поправки в ранее изданные федеральные законы) глава субъекта РФ избирался непосредственно его населением (избирателями). Теперь, как говорилось выше, он наделяется полномочиями в результате избрания законодательным собранием субъекта РФ, но кандидатура для такого избрания представляется только Президентом РФ;.
Глава субъекта РФ (особенно после принятия Федерального закона 2004 г.) часть единой вертикали исполнительной власти в Российской Федерации. По предметам ведения Федерации и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов глава субъекта РФ должен действовать в соответствии с политикой Президента и Правительства РФ. В пределах предметов ведения субъекта РФ глава субъекта РФ действует по своему усмотрению, но это не должно противоречить Конституции РФ, общей политике Федерации.
Конституция РФ не содержит положений, регулирующих права и обязанности глав субъектов РФ, они определяются их конституциями и уставами. Несмотря на некоторые различия (есть президенты, а есть губернаторы) статус глав субъектов Федерации определен в целом однотипно. Поскольку основные права человека и гражданина субъектом РФ не регулируются (это — сфера полномочий Федерации), то в этой области глава субъекта РФ принимает меры по защите этих прав, обеспечению законности, защите прав и свобод лиц, находящихся на территории субъекта РФ. Он представляет Президенту РФ предложения о помиловании осужденных лиц (после заключения состоящей при нем комиссии по помилованию), может награждать граждан РФ знаками отличия субъекта РФ (если такие знаки установлены). Иногда присваивают звание почетного гражданина определенного города, но не субъекта РФ. Поскольку с 2002 г. республики в составе РФ не имеют собственного гражданства (другие субъекты РФ его не имели и раньше); условно звучит и словосочетание «почетное гражданство города», ибо города не имеют своего гражданства.
В Северной Осетин—Алании с 2006 г. термин «президентреспублики* заменяется термином «глава республики*.
В сфере федеративных отношений глава субъекта РФ назначает и отзывает представителей субъекта РФ при Правительстве РФ, поддерживает межрегиональные отношения с другими субъектами РФ, иногда назначает своих представителей в другие субъекты РФ для координации экономических и культурных связй, заключает соглашения с другими субъектами РФ в области экономики, культуры и др. (но не политического характера). Глава государства совместно с законодательным собранием и по соглашению с соседним субъектом РФ инициирует вопрос об изменении административных границ субъекта РФ.
Отношения главы субъекта РФ с законодательным собранием субъекта РФ строятся во многом аналогично отношениям соответствующих федеральных органов. Глава субъекта РФ наделен правом законодательной инициативы (некоторые законопроекты, например, законопроект о годовом бюджете субъекта РФ, по общему правилу может предлагать только он), имеет право вето по отношению к законам, принятым законодательным собранием (вето преодолевается вторичным принятием закона У3 голосов установленной численности законодательного собрания)1. Иногда глава субъекта РФ пользуется нравом роспуска законодательного собрания (например, в Калмыкии). В тех субъектах РФ, где есть коллегиальный исполнительный орган - правительство, глава субъекта РФ назначает премьер-министра, а иногда и ведущих министров (обычно министра финансов) по согласованию с законодательным органом. Законодательный орган может вынести вотум недоверия местному правительству, но он не вправе увольнять в отставку главу субъекта РФ. Законодательный орган может обратиться к главе субъекта РФ с предложением отменить или изменить какой-то изданный им правовой акт, но само законодательное собрание такой акт отменить не может (оно должно обращаться в суд). Законодательное собрание субъекта РФ вправе приглашать главу субъекта РФ на свое заседание и заслушать его по вопросам бюджета, целевых программ, плана социально-экономического развития субъекта РФ, но применять обязывающих решений в отношении главы субъекта РФ оно не может.
В сфере исполнительной деятельности глава субъекта РФ вправе назначать и увольнять министров правительства субъекта РФ
Факгы применения вето имели место редко, в том числе потому, что иногда законодательный орган зависит от губернатора, главы субъекта РФ. Вето применялось в г. Санкт-Петербурге, в Башкирии по статистике вето подверглось прнблизитель 3,4% законов.
(если в данном субъекте РФ существует свое правительство, а оно есть во многих субъектах РФ), может назначать и увольнять начальников департаментов, управлений и др. (если правительства нет), других должностных лиц субъекта РФ, назначать своих представителей в административно-территориальные единицы, муниципальные образования субъекта РФ (это практикуется часто). Глава субъекта РФ издает правовые акты (в том числе нормативные), действующие на территории данного субъекта РФ.
В сфере отношений с судебной властью главы многих субъектов РФ предлагают законодательному собранию кандидатуры на должность мировых судей (мировые судьи могут также избираться гражданами, но это не практикуется). С ними проводятся консультации при назначении на должность в некоторых территориальных федеральных органах в данном субъекте. Глава субъекта РФ предлагает законодательному собранию кандидатуры на должности членов конституционного (в республиках в составе РФ), уставного суда (в других субъектах РФ) там, где такие суды созданы (они действуют в 15 из 89 субъектов РФ). Он вправе обращаться в конституционный (уставной) суд по вопросам соответствия нормативных правовых актов конституции субъекта РФ (уставу).
Особую группу полномочий главы субъекта РФ составляет контроль за законностью деятельности органов местного самоуправления. Если суд установит противоправность в издаваемых мэрами (другими главами муниципальных образований) нормативных актах, а органы исполнительной власти муниципальных образований не отменяют и не изменяют такие акты, глава субъекта РФ вправе отрешить должностных лиц от должности.
Деятельность главы субъекта РФ связана с охраной общественного порядка, борьбой с преступлениями, другими правонарушениями. Во время стихийных бедствий (крупных лесных пожаров и др.) главы субъектов РФ часто объявляют чрезвычайную ситуацию (чрезвычайное положение, в результате чего могут быть ограничены некоторые права граждан, они вводить не вправе) и организуют население на борьбу со стихийными бедствиями и преодоление их последствий. В этом им помогают территориальные органы Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое на местах имеет свои отряды.
Глава субъекта РФ имеет определенные должностные ограничения, обязанности и несет ответственность. Он не вправе быть членом какого-либо представительного органа государственной власти или местного самоуправления, не может заниматься предпринимательской деятельностью (акции может иметь, правда, они, по идее, должны передаваться в доверительное управление другим лицам, объединениям), другой оплачиваемой работой (кроме научной, преподавательской, творческой), не вправе входить в руководящие органы коммерческих и иных объединений (членом партии быть может, и на практике большинство губернаторов члены партии «Единая Россия»). Он обязан подписать закон, если его вето преодолено, назначить дату референдума субъекта РФ (если собраны необходимые подписи избирателей), представить проект бюджета субъекта РФ законодательному органу, отчитаться о его исполнении перед ним (это может сделать также председатель местного правительства, если оно есть), должен соблюдать установленные законом сроки для тех или иных действий в качестве главы субъекта РФ.
Глава субъекта РФ несет ответственность за свои действия в качестве должностного лица (он может нести уголовную и гражданскую ответственность также как рядовой гражданин). В разных субъектах РФ установлены неодинаковые формы ответственности. В некоторых из них (Ивановская, Калужская области, Красноярский край) законодательное собрание может назначить референдум по вопросу о недоверии губернатору1, иногда полномочия губернатора могут быть временно приостановлены в соответствии с особым законом субъекта РФ (Омская область).
Глава субъекта РФ может сам досрочно уйти в отставку, а может быть освобожден от должности законодательным собранием, если из- за состояния здоровья не в состоянии, выполнять свои полномочия.
Глава субъекта РФ может быть отрешен от должности Президентом РФ за издание нормативного правового акта, противоречащего федеральным Конституции и законам, признанным противоправным судом, после неисполнения предупреждений Президента РФ о необходимости отменить или исправить такой акт, а также в результате утраты доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
В 2005 г. впервые в Воронежской области зарегистрирована инициативная группа для организации референдума о недоверии губернатору.
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- § 1. Государственное и муниципальное управление — системное управление
- § 2. Государственное и муниципальное управление как отрасль знания и учебная дисциплина
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление
- § 1. Территориальный публичный коллектив
- § 2. Государственное и муниципальное управление — реализация публичной власти и публичного управления
- Глава 3
- § 1. Субъект, объект, содержание государственного и муниципального управления
- § 2. Представительная, непосредственная и «управленческая» демократия в государственном
- § 3. Необходимость, возможности и пределы государственного и муниципального управления
- § 4. Институты, формы и методы в государственном и муниципальном управлении
- § 5. Администрирование и менеджмент в государственном и муниципальном управлении
- § 6. Нормативная основа государственного и муниципального управления
- § 1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административнотерриториальное деление
- § 2. Государственная власть, государственное управление и государственный режим
- § 3. Государственный аппарат, государственная служба и должностное лицо
- § 4. Институты непосредственной демократии в управлении государством
- Глава 5
- § 1. Государственное управление и человек
- § 2. Государственное управление и коллектив
- § 3. Государственное управление и общество
- § 1. Территория и управление
- § 2. Общегосударственное управление
- § 3. Государственное (государствоподобное) управление субъекта федерации
- § 4. Государственное управление
- § 5. Государственное управление, административнотерриториальные единицы и муниципальные образования
- § 6. Особенности управления крупными городами
- § 2. Государственное управление в сфере экономики
- § 3. Государственное управление в сфере социальных отношений
- § 4. Государственное управление в административнополитической сфере
- § 5. Государственное управление в сфере культуры и идеологии
- § 6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
- § 7. Межотраслевое государственное управление
- Глава 8
- § 1. Роль главы государства в управлении государством
- § 2. Полномочия и деятельность Президента рф
- § 3. Досрочное освобождение Президента рф от должности и его ответственность
- § 4. Глава администрации субъектов рф и его роль в управлении
- Глава 9
- § 1. Роль законодательной власти в государственном управлении
- § 2. Структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента
- § 3. Законодательный процесс
- § 4. Законодательные органы субъектов Федерации и их роль в управлении
- Глава 10
- § 1. Роль органов исполнительной власти в государственном управлении
- § 2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства рф
- § 3. Полномочия Правительства рф и его деятельность
- § 4. Ответственность Правительства рф
- § 5. Правительства в субъектах Федерации и их роль в управлении
- Глава 11
- § 1. Роль судебной власти в государственном управлении
- § 2. Судебная система в Российской Федерации
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- Глава 12
- § 1. Место и роль прокуратуры в государственном управлении
- § 2. Прокурорский надзор
- § 2. Органы государственного управления на местах
- Глава 14
- § 1. Понятие местного самоуправления
- § 2. Правовые основы и гарантии местного самоуправления
- 1 1 Глава 15
- § 1. Классификации местных территориальных единиц и понятие муниципального образования
- § 2. Муниципальные образования и объединения муниципальных образований в России
- Глава 16
- Глава 17 экономические основы местного самоуправления
- § 1. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления
- § 2. Формы участия населения в местном самоуправлении
- § 3. Территориальное общественное самоуправление
- Глава 19
- § 1. Роль органов и должностных лип местного самоуправления в обществе
- § 2. Представительные органы местного самоуправления
- § 3. Выборные должностные лица местного самоуправления
- § 4. Администрация муниципального образования
- § 5. Муниципальная служба
- § 6. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления
- § 1. Правонарушения и ответственность
- § 2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
- § 3. Ответственность негосударственных организаций и лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
- 101000, Г. Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1.
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93.