§ 2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства рф
Состав Правительства РФ. Правительство РФ состоит из Председателя, его-заместителя и федеральных министров. Министрами являются не только лица, возглавляющие министерства. Главы некоторых федеральных ведомств (например, ФСБ России) тоже имеют ранг федерального министра и входят в состав Правительства РФ с правом решающего голоса.
В соответствии с изменениями, внесенными в законодательство в 2004 г., министры могут состоять в партиях и быть их руководителями.
Правительство орган коллегиальный. Свои решения оно принимает на заседаниях (возможны и другие формы, о которых говорится ниже, но важные решения принимаются только на заседаниях). Поскольку Правительство РФ представляет собой коллектив, то возможно принятие им решений большинством голосов (это часто бывает за рубежом, особенно в коалиционных правительствах нескольких партий). Юридически Председатель Правительства РФ (премьер- министр) - первый среди равных, но на практике голосование проводится очень редко. Мнение премьер-министра имеет решающее значение. Министры назначаются Президентом РФ после заслушивания мнения премьера и во многом зависят от него.
Структуру Правительства РФ, его персональный состав определяет Президент РФ после консультации с Председателем Правительства. Однако решающее значение имеет слово Президента РФ.
Председатель Правительства РФ ведает организацией работы Правительства, представляет Правительство внутри и вне страны, ведет заседания, подписывает акты Правительства, представляет Президенту РФ предложения о структуре федерачьных органов исполнительной власти, назначении и освобождении заместителя Председателя Правительства и федеральных министров, наложении на них дисциплинарных взысканий (взыскания налагает Президент РФ). Председатель Правительства обязан систематически информировать Президента РФ о работе Правительства.
Заместитель Председателя Правительства РФ участвует в выработке и реализации политики Правительства, подготовке и исполнении его решений, координирует и контролирует работу групп министерств. Он замещает Председателя Правительства в его отсутствие.
Федеральные министры участвуют в подготовке решений Правительства РФ, их принятии, исполняют их, руководят соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В некоторых составах Правительства РФ были «министры без портфеля» (как правило, один), имевшие решающий голос на его заседаниях. Иногда были министры, не имевшие звания «федеральный министр» (по вопросам социально-экономического развития Чечни, национальных отношений). Они не входили в состав Правительства, и присутствовали на заседаниях по приглашению с правом совещательного голоса. Министры такого рода не руководили какими- либо органами исполнительной власти, а в основном оказывали помощь Председателю Правительства, выполняли его поручения и занимались координационной работой в сфере своей деятельности.
В современном составе Правительства РФ имеются две группы федеральных министров. Одна из них подчинена непосредственно Президенту РФ («силовые» и некоторые другие министры). В их отношении Правительство РФ выполняет только координационную роль (прежде всего на заседаниях состава Правительства). Другая группа подчинена Правительству, которое в их отношении принимает обязывающие решения (министры здравоохранения и социального развития, культуры и массовых коммуникаций и др.).
Наряду с федеральными министерствами есть также другие центральные органы государственного управления. Их обобщенно называют ведомствами. Ведомства имеют разные названия (службы, агентства и др.). Это «автономные» ведомства, не входящие в состав министерств, но есть ведомства с такими же названиями, которые входят в состав министерств. Часть «автономных» ведомств и их руководителей подчинены Президенту РФ, другая часть «автономных» федеральных ведомств (они имеют названия служб и агентств: антимонопольная, по тарифам, государственной статистики, по финансовым рынкам и др., космическое агентство) подчинена Правительству РФ. Руководители таких ведомств не имеют ранга федеральных министров. Среди ведомств и служб, действующих в составе министерств, в ходе реформы выделены надзорные ведомства (они обычно называются службами) и непосредственно управляющие (они имеют названия и служб, и агентств). Министерство определяет государственную политику в сфере своей деятельности. Конкретно задачи и функции министерств и автономных ведомств определяются положениями о них. Положения о министерствах и ведомствах, подчиненных непосредственно Президенту РФ, утверждаются его указами, положения о других ведомствах — подписываются Председателем Правительства РФ. Положение о Министерстве сельского хозяйства включает 32 вопроса его ведения, о Министерстве финансов — 28, о Министерстве здравоохранения и социального развития — 100 и т.д.
В заседаниях Правительства по приглашению его Председателя могут участвовать руководители других центральных органов и иные лица. Однако они имеют лишь совещательный голос и не участвуют в принятии решений.
В составе Правительства может действовать более узкий орган — его президиум (в настоящее время не создан).
Из состава членов Правительства образуются комиссии и советы, объединяющие группу министров, близких по профилю работы (комиссии по внешней политике, по экономике, по координации соглашений о разделе продукции, по вопросам СНГ и др.). Часто создаются межведомственные комиссии (например, по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных производителей), реже — временные комиссии (например, Комиссия по оперативным вопросам; в кризисных условиях создавался оперативный штаб Правительства РФ для стабилизации экономического положения). Председателем некоторых наиболее важных комиссий может быть Председатель Правительства, другими руководят его заместитель, министры.
Порядок формирования Правительства РФ. Процедура формирования Правительства РФ начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вност эту кандидатуру на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Ее согласие выражается тайным или открытым голосованием (необходимо получить большинство голосов от общего (конституционного) состава Думы). После трехкратного отклонения (на практике еще ни разу не имело место) представленных кандидатур (кандидатуры) Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
После получения согласия Думы Президент РФ назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет ему предложения о структуре Правительства (перечень министерств, ведомств) и кандидатуры конкретных лиц. Хотя кандидатуру на должность заместителя Председателя Правительства РФ и федеральных министров предлагает премьер-министр, решающее слово принадлежит Президенту РФ. Назначения производит он, издавая указ о составе Правительства РФ.
Прекращение полномочий Правительства РФ. Существуют различные основания прекращения полномочий Правительства РФ, в том числе:
оно слагает полномочия перед вновь избранным Президентом РФ в день вступления его в должность. Президент может сохранить прежний состав Правительства, но юридически создается новое Правительство с применением указанных выше процедур;
Правительство подает в отставку, о чем объявляет его Председатель. Инициатива отставки исходит от самого Правительства;
решение об отставке Правительства может принять Президент РФ по своей инициативе (ч. 2 ст. 117 Конституции РФ), что означает увольнение Правительства в отставку. Президент РФ отирав- ляет в отставку премьер-министра, но это означает увольнение всего Правительства;
Правительство может быть уволено Президентом РФ в результате двойного вотума недоверия или однократного отказа в доверии, что происходит путем голосования в Государственной Думе (необходимо большинство голосов от общего состава). Президент РФ обязан объявить об отставке Правительства либо распустить Государственную Думу с назначением новых выборов. Если Дума отказывает в доверии Правительству по его инициативе, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства либо распускает Думу с назначением новых выборов. Распускать Государственную Думу без назначения даты выборов нельзя;
Правительство может прекратить свои полномочия по инициативе его Председателя. Он может подать Президенту РФ заявление о невозможности исполнения своих полномочий (основания могут быть самыми разными: болезнь, ситуация, сложившаяся в Правительстве, и др.). Прекращение полномочий Председателем Правительства означает отставку Правительства.
Во всех случаях прекращения полномочий Правительства оно продолжает действовать до формирования нового состава.
Заместитель Председателя Правительства РФ и министры также могут подать в отставку. Она принимается Президентом РФ, уведомлять Государственную Думу не требуется. Президент РФ назначает на место ушедших в отставку новых членов Правительства.
Функции Правительства РФ. Правительство РФ, управляя страной, осуществляет следующие функции. Во-первых, оно действует как высший орган исполнительной власти, ему подчинены другие центральные федеральные исполнительные органы государственной власти (за исключением подчиненных непосредственно Президенту РФ) и в конечном счете — все другие федеральные исполнительные органы. Правительству РФ подчинены также исполнительные органы субъектов РФ по вопросам исключительных предметов ведения Федерации и по вопросам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Во-вторых, Правительство РФ обеспечивает координацию и единство деятельности органов исполнительной власти, в том числе координирует деятельность министерств и ведомств, непосредственно подчиненных Президенту РФ. В-третьих, Правительство РФ осуществляет управленческую деятельность на территории всей страны. Оно вправе принимать постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению в Российской Федерации (ч. 2 ст. 115 Конституции РФ).
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- § 1. Государственное и муниципальное управление — системное управление
- § 2. Государственное и муниципальное управление как отрасль знания и учебная дисциплина
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление
- § 1. Территориальный публичный коллектив
- § 2. Государственное и муниципальное управление — реализация публичной власти и публичного управления
- Глава 3
- § 1. Субъект, объект, содержание государственного и муниципального управления
- § 2. Представительная, непосредственная и «управленческая» демократия в государственном
- § 3. Необходимость, возможности и пределы государственного и муниципального управления
- § 4. Институты, формы и методы в государственном и муниципальном управлении
- § 5. Администрирование и менеджмент в государственном и муниципальном управлении
- § 6. Нормативная основа государственного и муниципального управления
- § 1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административнотерриториальное деление
- § 2. Государственная власть, государственное управление и государственный режим
- § 3. Государственный аппарат, государственная служба и должностное лицо
- § 4. Институты непосредственной демократии в управлении государством
- Глава 5
- § 1. Государственное управление и человек
- § 2. Государственное управление и коллектив
- § 3. Государственное управление и общество
- § 1. Территория и управление
- § 2. Общегосударственное управление
- § 3. Государственное (государствоподобное) управление субъекта федерации
- § 4. Государственное управление
- § 5. Государственное управление, административнотерриториальные единицы и муниципальные образования
- § 6. Особенности управления крупными городами
- § 2. Государственное управление в сфере экономики
- § 3. Государственное управление в сфере социальных отношений
- § 4. Государственное управление в административнополитической сфере
- § 5. Государственное управление в сфере культуры и идеологии
- § 6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
- § 7. Межотраслевое государственное управление
- Глава 8
- § 1. Роль главы государства в управлении государством
- § 2. Полномочия и деятельность Президента рф
- § 3. Досрочное освобождение Президента рф от должности и его ответственность
- § 4. Глава администрации субъектов рф и его роль в управлении
- Глава 9
- § 1. Роль законодательной власти в государственном управлении
- § 2. Структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента
- § 3. Законодательный процесс
- § 4. Законодательные органы субъектов Федерации и их роль в управлении
- Глава 10
- § 1. Роль органов исполнительной власти в государственном управлении
- § 2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства рф
- § 3. Полномочия Правительства рф и его деятельность
- § 4. Ответственность Правительства рф
- § 5. Правительства в субъектах Федерации и их роль в управлении
- Глава 11
- § 1. Роль судебной власти в государственном управлении
- § 2. Судебная система в Российской Федерации
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- Глава 12
- § 1. Место и роль прокуратуры в государственном управлении
- § 2. Прокурорский надзор
- § 2. Органы государственного управления на местах
- Глава 14
- § 1. Понятие местного самоуправления
- § 2. Правовые основы и гарантии местного самоуправления
- 1 1 Глава 15
- § 1. Классификации местных территориальных единиц и понятие муниципального образования
- § 2. Муниципальные образования и объединения муниципальных образований в России
- Глава 16
- Глава 17 экономические основы местного самоуправления
- § 1. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления
- § 2. Формы участия населения в местном самоуправлении
- § 3. Территориальное общественное самоуправление
- Глава 19
- § 1. Роль органов и должностных лип местного самоуправления в обществе
- § 2. Представительные органы местного самоуправления
- § 3. Выборные должностные лица местного самоуправления
- § 4. Администрация муниципального образования
- § 5. Муниципальная служба
- § 6. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления
- § 1. Правонарушения и ответственность
- § 2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
- § 3. Ответственность негосударственных организаций и лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
- 101000, Г. Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1.
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93.