§ 4. Законодательные органы субъектов Федерации и их роль в управлении
Законодательные органы субъектов РФ называются по-разному: Дума (областная и др.), Государственный совет, Совет, курултай, хурал и др. В литературе их обобщенно называют законодательными собраниями, местными парламентами.
В подавляющем большинстве субъектов РФ законодательные органы однопалатные (двухпалатные имеются не только в отдельных республиках в составе РФ, например в Кабардино-Балкарии, в Республике Саха (Якутия), в Свердловской области). После принятия Федерального закона 2002 г. однопалатные законодательные собрания и нижние палаты двухпалатных органов избираются по единой системе: половина по единому многомандатному округу субъекта РФ, половина - по многомандатным округам (например, согласно закону г. Москвы 2001 г. в столице это соотношение таково: 20 и 15 депутатов из общего числа 35). Верхние палаты формируются, как правило, с учетом представительства от административно-территориальных единиц (муниципальных образований), Численность депутатов в законодательных органах субъектов РФ колеблется от 18 (Усть-Ордынский Бурятский автономный округ) до 100 (Татарстан)1. Там, где существуют верхние палаты, они работают на непостоянной основе: их депутаты могут совмещать депутатскую деятельность с другой оплачиваемой работой. В нижних палатах это запрещено, их депутаты работают на профессиональной постоянной основе. Если в законодательных собраниях возникают противоречия между палатами по поводу принятия законов, то они разрешаются на тех же началах, что в Федеральном Собрании: создается согласительная комиссия, вето верхней палаты может быть преодолено 2Д голосов установленного состава нижней палаты.
Выдвижение кандидатов на выборах в законодательные собрания субъектов РФ, как и в Государственную Думу, осуществляется гражданами (возможно самовыдвижение) и политическими партиями, партийными блоками (ранее в таких блоках наряду с общественными организациями должна была быть хотя бы одна партия, теперь блок должен состоять только из партий). В среднем на выборах по одномандатным округам баллотируются четыре-пять кандидатов. Конкурирующих партийных списков в едином округе гораздо меньше, чем на выборах Государственной Думы. Для регистрации кандидатов обычно устанавливается процентный показатель сбора подписей избирателей (в разных субъектах РФ от 3 до 10% от общего числа зарегистрированных избирателей). Выборы признаются состоявшимися, если в них участвовало не менее 20% зарегистрированных избирателей (на выборах в Государственную Думу необходимо не менее 25%).
Полномочия законодательных собраний субъектов РФ во многом аналогичны полномочиям Федерального Собрания РФ, но они осуществляются в пределах субъекта РФ (территориальный предел). Существует также предел, обусловленный характером предметов ведения субъекта РФ. Законодательные собрания субъектов РФ не имеют полномочий, связанных с государственным суверенитетом РФ, с регулированием основных прав человека и гражданина, правового положения национальностей, созданием экономического
Следует иметь в виду, что количественные данные очень часто изменяются.
пространства (денежная система и др.), с управлением железнодорожным транспортом, связью и т.д., словом, всех тех полномочий, которые относятся к предметам исключительного ведения РФ.
Законодательные собрания субъектов РФ не вправе заниматься внешнеполитическими отношениями, хотя с ведома МИД России субъекты РФ могут заключать соглашения с другими странами, субъектами федераций, регионами других стран в области экономики и культуры. Они участвуют в обсуждении проектов международных договоров РФ, если эти проекты затрагивают их интересы.
. Законодательные собрания вправе также принимать законы по предметам совместного ведения, если вопрос не урегулирован Федерацией. Кроме того, они имеют дополнительные полномочия в сфере законодательства по «остаточным» предметам ведения (остающимся за пределами исключительных полномочий Федерации и совместных полномочий), а именно: принятие и изменение их основных законов (конституций республик в составе Российской Федерации, уставов других субъектов РФ), формирование органов субъектов РФ, предусмотренных его основным законом, разработка и принятие мер в сфере экономического, социального, культурного развития (например, установление местных налогов в пределах, разрешенных НК РФ, детальное регулирование своими законами местного самоуправления. Они издают законодательные акты, связанные с этническими, бытовыми условиями населения субъекта РФ, с местной культурой и т.д.).
Законодательные собрания создают другие необходимые субъекту РФ органы: участвуют в формировании местного правительства, если оно есть (иногда дают согласие только на назначение руководителя местного правительства, если им не является глава субъекта РФ, а иногда — согласие на назначение заместителя руководителя правительства и одного-двух министров, обычно министра финансов и министра внутренних дел), избирают или назначают свою счетную палату, уполномоченных законодательного собрания (по охране прав человека, прав детей, иногда — охране природы и др.), избирают мировых судей, свои конституционные или уставные суды. В формировании федеральных судов, органов прокуратуры они не участвуют.
Законодательные собрания участвуют в федеральном законодательстве. Они вправе вносить законопроекты в Государственную Думу, и та обязана их рассмотреть. Ежегодно законодательные собрания субъектов РФ вносят до У3 всех законопроектов, поступающих в Государственную Думу (из этого числа принимается около 3,5%). Они могут предлатать свои поправки к обсуждаемым федеральным законопроектам. Как уже говорилось, если законопроект вызывает отрицательное мнение у 1/3 законодательных собраний субъектов РФ, он снимается с обсуждения Государственной Думы.
Законодательные собрания применяют в основном те же формы парламентского контроля, что и Федеральное Собрание (вотум недоверия местному правительству, депутатский вопрос и запрос, запрос палаты, требование информации, докладов от органов исполнительной власти субъекта РФ и т.д.). В тех субъектах РФ, где больше элементов парламентской формы управления, местные парламенты обладают более широкими контрольными полномочиями, вплоть до увольнения местного правительства в отставку, хотя для этого требуется квалифицированное большинство голосов.
Законодательные собрания работают в сессионном порядке, используют пленарные заседания, действуют постоянные и временные комиссии, депутаты работают в своих избирательных округах или в закрепленных за ними населенных пунктах. Число чтений на пленарных заседаниях обычно сокращено (одно-два). Если используются три чтения, то депутаты не очень придерживаются твердых правил, вносят, обсуждают и принимают поправки и в третьем чтении. Помимо законов (в субъектах РФ нет законов о ратификации международных договоров и так называемых конституцинных законов, но принимаюсь много поправок к конституциям и уставам, они заменялись иногда целиком или принимались в новой редакции) законодательные собрания субъектов РФ принимают различные постановления (например, при формировании своих внутренних органов, органов исполнительной власти субъекта РФ).
При определенных условиях, как указываюсь выше, законодательное собрание субъекта РФ может быть распущено Президентом РФ.
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- § 1. Государственное и муниципальное управление — системное управление
- § 2. Государственное и муниципальное управление как отрасль знания и учебная дисциплина
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление
- § 1. Территориальный публичный коллектив
- § 2. Государственное и муниципальное управление — реализация публичной власти и публичного управления
- Глава 3
- § 1. Субъект, объект, содержание государственного и муниципального управления
- § 2. Представительная, непосредственная и «управленческая» демократия в государственном
- § 3. Необходимость, возможности и пределы государственного и муниципального управления
- § 4. Институты, формы и методы в государственном и муниципальном управлении
- § 5. Администрирование и менеджмент в государственном и муниципальном управлении
- § 6. Нормативная основа государственного и муниципального управления
- § 1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административнотерриториальное деление
- § 2. Государственная власть, государственное управление и государственный режим
- § 3. Государственный аппарат, государственная служба и должностное лицо
- § 4. Институты непосредственной демократии в управлении государством
- Глава 5
- § 1. Государственное управление и человек
- § 2. Государственное управление и коллектив
- § 3. Государственное управление и общество
- § 1. Территория и управление
- § 2. Общегосударственное управление
- § 3. Государственное (государствоподобное) управление субъекта федерации
- § 4. Государственное управление
- § 5. Государственное управление, административнотерриториальные единицы и муниципальные образования
- § 6. Особенности управления крупными городами
- § 2. Государственное управление в сфере экономики
- § 3. Государственное управление в сфере социальных отношений
- § 4. Государственное управление в административнополитической сфере
- § 5. Государственное управление в сфере культуры и идеологии
- § 6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
- § 7. Межотраслевое государственное управление
- Глава 8
- § 1. Роль главы государства в управлении государством
- § 2. Полномочия и деятельность Президента рф
- § 3. Досрочное освобождение Президента рф от должности и его ответственность
- § 4. Глава администрации субъектов рф и его роль в управлении
- Глава 9
- § 1. Роль законодательной власти в государственном управлении
- § 2. Структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента
- § 3. Законодательный процесс
- § 4. Законодательные органы субъектов Федерации и их роль в управлении
- Глава 10
- § 1. Роль органов исполнительной власти в государственном управлении
- § 2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства рф
- § 3. Полномочия Правительства рф и его деятельность
- § 4. Ответственность Правительства рф
- § 5. Правительства в субъектах Федерации и их роль в управлении
- Глава 11
- § 1. Роль судебной власти в государственном управлении
- § 2. Судебная система в Российской Федерации
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- Глава 12
- § 1. Место и роль прокуратуры в государственном управлении
- § 2. Прокурорский надзор
- § 2. Органы государственного управления на местах
- Глава 14
- § 1. Понятие местного самоуправления
- § 2. Правовые основы и гарантии местного самоуправления
- 1 1 Глава 15
- § 1. Классификации местных территориальных единиц и понятие муниципального образования
- § 2. Муниципальные образования и объединения муниципальных образований в России
- Глава 16
- Глава 17 экономические основы местного самоуправления
- § 1. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления
- § 2. Формы участия населения в местном самоуправлении
- § 3. Территориальное общественное самоуправление
- Глава 19
- § 1. Роль органов и должностных лип местного самоуправления в обществе
- § 2. Представительные органы местного самоуправления
- § 3. Выборные должностные лица местного самоуправления
- § 4. Администрация муниципального образования
- § 5. Муниципальная служба
- § 6. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления
- § 1. Правонарушения и ответственность
- § 2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
- § 3. Ответственность негосударственных организаций и лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
- 101000, Г. Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1.
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93.