§ 2. Государственное управление и коллектив
Разновидности коллективов и государственное управление. В любом современном обществе существуют самые разные коллективы. Различают естественно сложившиеся коллективы (классы и социальные слон), коллективы формализованные, требующие регистрации в государственных органах (например, политические партии), объединения устойчивые, постоянные (например, профсоюзы) и временные, преходящие (например, объединение людей в ходе демонстрации граждан, выступающих под лозунгами оппозиции), многочисленные (массовые) и имеющие очень небольшой состав, общегосударственные и местные и т.д.
Различают организации, действующие легально, и нелегальные, подпольные организации (в России, например, это Новая революционная инициатива и Реввоенсовет Республики — группы, устраивавшие взрывы памятников и т.д.). В России действует незарегистрированная национал-большевистская партия, нередко организующая силовые акции, существуют подпольные вооруженные террористические организации. Верховный Суд РФ в 2003 г. своим постановлением признал террористическими 15 организаций: Батальон шахидов- смертников, Конгресс народов Ичерии и Дагестана, Высший военный маджилис аш-шура и др.
Особенности государственного управления по отношению к различным видам коллективов. Отношения государственных органов и коллективов определяются многими обстоятельствами: характером формирования коллектива (естественно сложившиеся коллективы, например, крестьянство нельзя «распустить», как это можно сделать в отношении политической партии, систематически нарушающей конституцию), природой коллектива (взаимосвязи государства с коллективами политического характера иные, чем, скажем, с обществом филателистов - коллекционеров почтовых марок), значением в общественной жизни (общегосударственный или локальный коллектив), позицией коллектива по отношению к государственной власти (сотрудничает, находится в оппозиции) и т.д.
Отношения государства с объективно складывающимися в обще- стверазными социальными коллективами (работодателями, наемными работниками, ремесленниками, интеллигенцией, «средним классом» и т.д.) неодинаковы. Наиболее отчетливо это проявлялось в условиях тоталитарного социализма, когда государство официально поддерживало рабочий класс и ликвидировало «класс эксплуататоров» (в советской России для ликвидации кулачества — зажиточных крестьян применялась ссылка и высылка). В современных демократических странах государство стремится опереться на средний класс, но нередко те или иные направления деятельности государства определяет группировка крупнейших предпринимателей (известна роль олигархов и в России). Одна из важных задач российского государства, органов государственного управления создавать условия для формирования среднего класса, являющегося опорой демократического государства, фактором стабильности государственной власти.
Ко многим добровольным объединениям., особенно локальным, не выступающим с политических позиций (например, к союзам нумизматов — коллекционеров монет), государство относится нейтрально. В данном случае активное государственное управление используется в минимальной степени. Установив в законе общие правила, относящиеся к объединениям в целом, или правила, относящиеся к определенным категориям объединений, оно не особенно интересуется их деятельностью, если они не нарушают законы. Аналогичным образом дело обстоит со многими объединениями по интересам, клубами, различными органами общественной самодеятельности (например, уличные, домовые, родительские комитеты в школах), которые не имеют централизованного характера. Однако для получения прав юридического лица (чтобы действовать от собственного имени) любое общественное объединение должно зарегистрироваться в соответствующих органах государства (обычно в органах Министерства юстиции РФ, Минстерстве финансов РФ). Государство не вмешивается во внутреннюю организацию и порядок деятельности добровольных объединений (как и они не вправе вмешиваться в деятельность государственных органов, подменять их), но оно устанавливает законами демократические основы их организации и деятельности и ответственность (вплоть ДО роспуска по суду) за нарушение законодательства.
Социально-экономические объединения привлекают пристальное внимание государства, но его отношения с предпринимательскими союзами, профсоюзами, крестьянскими союзами не одинаковы. Предпринимательские союзы выступают, скорее, как советники государства, его органов, прежде всего по вопросам экономической политики. Иногда предпринимательские союзы выступают и как группы давления, особенно активно в кризисных ситуациях.
Крестьянские союзы редко оказывают значительное давление на государственную власть, в частности, в силу распыленности крестьянских хозяйств, слабой организованности крестьян. Обычно они требуют повышения цен на сельскохозяйственную продукцию и недопущения в страну более дешевой импортной продукции. В некоторых странах крестьянские союзы иногда организуют демонстрации, перегораживая дороги. Во всех странах государственные органы поддерживают кооперативные объединения крестьян (объединение выгодно для государства) прежде всего путем предоставления льгот, ссуд, снижения налогов, другими экономическими мерами. В странах тоталитарного социализма применялись принудительные меры со стороны государства для ускорения процесса кооперирования в сельском хозяйстве.
В России государство стимулирует объединение крестьян в разного рода кооперативы, предоставляя таким объединениям определенные льготы и материальную поддержку. Политическая партия крестьян в России не очень активна (она не преодолела даже заградительный барьер на выборах в Государственную Думу), другие крестьянские объединения (особенно фермерские союзы) малочисленны и их роль невелика.
В России законодательство устанавливает свободу объединения в профсоюзы и профсоюзной деятельности, запрещает увольнение профсоюзных руководителей без согласия профсоюза. Работодатели обязаны законом предоставлять профсоюзам необходимое для их деятельности оборудование, помещения, между профсоюзом и работодателем должны заключаться коллективные договоры, профсоюзы осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства на предприятиях, в учреждениях. Профсоюзы, выступая в качестве групп давления (требования повышения минимального размера оплаты труда, размера пенсий, чего они в определенной степени добиваются), одновременно проводят политику социального партнерства с государством и предпринимателями. Для этого на разных уровнях (общегосударственном, в субъектах РФ и др.) создаются трехсторонние комиссии представителей государства, труда и капитала (предпринимателей). Они заключают соглашения по вопросам труда, занятости (общегосударственное Генеральное соглашение заключается на несколько лет и включает вопросы заработной платы, границы инфляции и др.).
Профсоюзные организации создаются на предприятиях и учреждениях, по территориальному признаку (например в субъектах РФ), по отраслям экономики и культуры (например профсоюз автомобилестроителей, работников науки). Нередко в стране (в том числе в России) имеется несколько профсоюзных центров, лидеры одних из них сотрудничают с правительством, другие выступают в оппозиции. В демократических странах (в том числе в России) профсоюзам, как и другим непартийным общественным объединениям, обычно запрещено устраивать публичные мероприятия с политическими лозунгами, заниматься политической деятельностью (под этим прежде всего подразумевается запрет выдвигать кандидатов на выборах), для этой цели существуют партии. В тоталитарных странах профсоюзы, другие непартийные объединения различных слоев населения могут активно вовлекаться государством в политику, но только в целях поддержки государственной власти и под руководством правящей партии.
Государство с помощью законов регулирует деятельность союзов работодателей. В России действует Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. «Об объединениях работодателей», Он предусматривает, что объединения работодателей создаются по территориальному (в масштабах Федерации, ее субъектов), межрегиональному, отраслевому (по отраслям экономики), межотраслевому, территориально-отраслевому принципам. Они представляют законные интересы своих членов в сфере социально-трудовых отношений и формулируют согласованную позицию объединений по вопросам регулирования социальнотрудовых отношений во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти к местного самоуправления. По этим вопросам объединения работодателей вправе вносить предложения о принятии законов и иных нормативных актов, получать информацию от органов государства, местного самоуправления, имеют равное с профсоюзами и государством право на представительство в органах управления государственными внебюджетными фондами (Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и др.). Вместе с тем они обязаны представлять органам государства, местного самоуправления информацию по заключенным коллективным соглашениям.
Иногда парламент (в редких случаях также иные органы государства) формируется путем представительства от общественных объединений. Такой порядок применялся в Португалии (до 1974 г.), Испании (до 1977 г.), частично в Югославии (до 1992 г.) и в СССР (в 1990“ 1993 гг., когда часть депутатов избиралась общественными объединениями). Государства, применяющие только эту или в основном эту систему (наряду с другими признаками), называются в литературе корпоративными государствами.
Среди добровольных общественных объединений важнейшее место занимают политические партии, целью которых является борьба за государственную власть (в современных условиях мирными средствами, используя выборы). Партии стремятся создать свое правительство или ввести в него своих представителей, оказывают давление на государственную власть.
Государство устанавливает с ними особые отношения. Во многих новых конституциях определяются их статус, роль в обществе. В демократических конституциях предусмотрена многопартийность (это установлено и ст. 13 Конституции РФ), государству запрещается искусственно ограничивать число партий. Они могут сменять друг друга у власти путем выборов, и это действительно происходит.
В тоталитарных государствах конституциями может предусматриваться существование только одной партии. Все партии обычно запрещаются в условиях военных режимов. Они запрещены в странах мусульманского фундаментализма как разрушающие единство «правоверных» (Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Катар и др.).
В конституциях многих стран (Германия, Бразилия и др.) в законах о партиях говорится, что партии содействуют формированию и выражению политической воли народа, что они должны строиться на принципах демократии, их органы должны избираться, периодически должны созываться съезды и конференции партии. Государство устанавливает и другие требования к партиям, в том числе обязательную государственную регистрацию. Оно поддерживает крупные партии путем ежегодного государственного финансирования (из бюджета) в пропорции к числу голосов, полученных партией на выборах парламента или президента. В России такой порядок предусмотрен Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях». Партии признаются судом неконституционными и подлежат роспуску, если они прибегают к насильственным действиям с целью изменения государственного строя, проповедуют расизм, разжигают социальную, религиозную, национальную вражду в обществе. Это относится и к другим общественным объединениям.
Существуют объединения, которые не рассматриваются как общественные объединения (религиозные объединения, общества для извлечения прибыли — акционерные общества и др.). Некоторые объединения являются общественно-хозяйственными (кооперативы). Государство также регулирует их деятельность, прежде всего путем принятия законов. В России в отношении религиозных объединений действует Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 г. (с последующими изменениями). Религиозные объединения создаются и осуществляют свою деятельность на основе собственной иерархической структуры (патриарх, синод, епископы в епархиях, благочинные в округах и т.д.), избирают или назначают персонал по своим установлениям. Однако они не выполняют функции государственных органов и органов местного самоуправления, не могут участвовать в выборах, делать взносы в избирательные фонды, не вправе заниматься политической деятельностью, участвовать в работе политических партий, оказывать им материальную помощь. Эти ограничения относятся к деятельности объединений. Верующие и духовные лица вправе участвовать в выборах (однако в настоящее время в России церковь запрещает последним избираться по крайней мере в парламент - за это лишают духовного сана) и в политической деятельности индивидуально.
Деятельность изуверских сект, наносящих ущерб личности, здоровью и имуществу граждан, не допускается.
В отличие от России в некоторых зарубежных странах есть обязательная религия и государственная церковь. В странах мусульманского фундаментализма не допускается деятельность каких-либо иных религий и их учреждений. В странах Европы (Великобритания, Швеция, Дания, Греция, Болгария, Испания и др.) различные направления христианства (католичество, протестантизм, лютеранство, православие) объявлены государа венными религиями, но свободно действуют и другие религиозные объединения. Государство оказывает материальную поддержку только государственной церкви. Только те акты гражданского состояния (браки, записи рождений, смерти и т.д.), которые совершены в государственной церкви, имеют юридическое значение.
Регулирование кооперативных объединений также имеет свою специфику, что связано с их характером как хозяйственных организаций. Государственное регулирование осуществляется на уровне законов. Государство устанавливает для кооперативов льготы, создает благоприятные условия с целью поощрять объединение граждан в кооперативы.
Организации для извлечения прибыли (акционерные общества, разного рода товарищества), подобно церковным организациям, не рассматриваются как общественные объединения. Государственное управление ими осуществляется в основном в форме принятия законов о таких организациях, регистрации и лицензирования, т.е. выдачи разрешений на предпринимательскую деятельность определенного рода (лицензированию подвергаются только некоторые виды предпринимательской деятельности), и последующего государственного контроля за соблюдением условий лицензии и законодательства. Их деятельность регулируется ГК РФ. а также другими законами.
Временные коллективы создаются по заранее намеченному плану с определенной законной целью (банда преступников имеет противозаконную цель). Такие коллективы образуются, например, во время собраний, митингов, демонстраций, это группы пикетчиков. Их организация и деятельность регулируется законами (например, собрания допускаются «мирные» и без оружия, для демонстраций устанавливается определенный маршрут, пикеты возле органов государственной власти разрешены на определенном удалении и т.д.), а правоохранительные органы государства обязаны обеспечить проведение законного собрания (демонстрации, митинга, пикета) и охранять его от враждебных посягательств.
Государственное регулирование относится только к тем временным коллективам, которые создаются для проведения публичных мероприятий и открыты для любых участников. Частные собрания, вечеринки с определенным кругом приглашенных гостей государством, органами местного самоуправления (законами, постановлениями) не регулируются (если на таких собраниях совершаются незаконные действия, это относится не к регулированию самих собраний, а к иным вопросам).
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- § 1. Государственное и муниципальное управление — системное управление
- § 2. Государственное и муниципальное управление как отрасль знания и учебная дисциплина
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление
- § 1. Территориальный публичный коллектив
- § 2. Государственное и муниципальное управление — реализация публичной власти и публичного управления
- Глава 3
- § 1. Субъект, объект, содержание государственного и муниципального управления
- § 2. Представительная, непосредственная и «управленческая» демократия в государственном
- § 3. Необходимость, возможности и пределы государственного и муниципального управления
- § 4. Институты, формы и методы в государственном и муниципальном управлении
- § 5. Администрирование и менеджмент в государственном и муниципальном управлении
- § 6. Нормативная основа государственного и муниципального управления
- § 1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административнотерриториальное деление
- § 2. Государственная власть, государственное управление и государственный режим
- § 3. Государственный аппарат, государственная служба и должностное лицо
- § 4. Институты непосредственной демократии в управлении государством
- Глава 5
- § 1. Государственное управление и человек
- § 2. Государственное управление и коллектив
- § 3. Государственное управление и общество
- § 1. Территория и управление
- § 2. Общегосударственное управление
- § 3. Государственное (государствоподобное) управление субъекта федерации
- § 4. Государственное управление
- § 5. Государственное управление, административнотерриториальные единицы и муниципальные образования
- § 6. Особенности управления крупными городами
- § 2. Государственное управление в сфере экономики
- § 3. Государственное управление в сфере социальных отношений
- § 4. Государственное управление в административнополитической сфере
- § 5. Государственное управление в сфере культуры и идеологии
- § 6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
- § 7. Межотраслевое государственное управление
- Глава 8
- § 1. Роль главы государства в управлении государством
- § 2. Полномочия и деятельность Президента рф
- § 3. Досрочное освобождение Президента рф от должности и его ответственность
- § 4. Глава администрации субъектов рф и его роль в управлении
- Глава 9
- § 1. Роль законодательной власти в государственном управлении
- § 2. Структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента
- § 3. Законодательный процесс
- § 4. Законодательные органы субъектов Федерации и их роль в управлении
- Глава 10
- § 1. Роль органов исполнительной власти в государственном управлении
- § 2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства рф
- § 3. Полномочия Правительства рф и его деятельность
- § 4. Ответственность Правительства рф
- § 5. Правительства в субъектах Федерации и их роль в управлении
- Глава 11
- § 1. Роль судебной власти в государственном управлении
- § 2. Судебная система в Российской Федерации
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- Глава 12
- § 1. Место и роль прокуратуры в государственном управлении
- § 2. Прокурорский надзор
- § 2. Органы государственного управления на местах
- Глава 14
- § 1. Понятие местного самоуправления
- § 2. Правовые основы и гарантии местного самоуправления
- 1 1 Глава 15
- § 1. Классификации местных территориальных единиц и понятие муниципального образования
- § 2. Муниципальные образования и объединения муниципальных образований в России
- Глава 16
- Глава 17 экономические основы местного самоуправления
- § 1. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления
- § 2. Формы участия населения в местном самоуправлении
- § 3. Территориальное общественное самоуправление
- Глава 19
- § 1. Роль органов и должностных лип местного самоуправления в обществе
- § 2. Представительные органы местного самоуправления
- § 3. Выборные должностные лица местного самоуправления
- § 4. Администрация муниципального образования
- § 5. Муниципальная служба
- § 6. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления
- § 1. Правонарушения и ответственность
- § 2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
- § 3. Ответственность негосударственных организаций и лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
- 101000, Г. Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1.
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93.