§ 2. Общегосударственное управление
Общегосударственное управление осуществляется высшими и центральными органами государства. Они почти всегда расположены в столице государства (например, исключением является местопребывание Конституционного суда Германии не в Берлине, а в г. Карлсруэ). К числу высших органов государства относятся: глава государства (монарх, президент, в единичных странах — коллегиальный глава), парламент, правительство (совет министров, кабинет министров), верховный суд, конституционный суд (совет), в некоторых странах — высший административный суд, высший хозяйственный суд. В России высшими органами государства являются: глава государства (Президент РФ), высший орган законодательной власти (парламент), высший орган исполнительной власти (Правительство РФ), высший орган судебной власти в сфере общей юрисдикции (Верховный Суд РФ). К числу специализированных высших органов правосудия могут быть отнесены Высший Арбитражный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.
Центральные органы государства — это, как правило, отраслевые органы: министерства и ведомства. В России это также Центральная избирательная комиссия, Центральный банк РФ, Генеральный прокурор. В субъектах федерации (в том числе в большинстве республик в составе Российской Федерации, а иногда и в других субъектах РФ) иногда существуют свои местные министерства, но они не относятся к центральным органам управления.
Общегосударственный характер управления, осуществляемого высшими и центральными органами государства, находит выражение в порядке их формирования, территориальной и предметной сферах деятельности, в порядке подчиненности и ответственности, формах и методах деятельности. Высшие органы государства формируются либо непосредственно гражданами государства, либо другими высшими органами. Так, однопалатный парламент (например, Верховная Рада в Украине) и нижняя палата двухпалатного парламента (Государственная Дума в России)1 во всех странах формируются путем избрания гражданами (в отдельных странах президент может назначить в состав однопалатного парламента небольшое число членов, например, в Египте 10 человек, которые составляют менее части его состава). Верхняя палата парламента, однако, может формироваться не только путем прямых выборов гражданами, но и другими способами: косвенными выборами (во Франции членов верхней палаты избирают по административнотерриториальным единицам — департаментам депутаты нижней палаты, проживающие в них, а также члены органов местного самоуправления), путем назначения (в Германии - правительствами земель), выборов нижней палатой (Норвегия), смешанными способами (Бельгия и др.). В России половина членов Совета Федерации
Употребляемые в литературе названия «верхняя» и «нижняя» палаты парламента — дань традиции. В настоящее время большими полномочиями обладает нижняя палата.
(верхней палаты) назначается губернаторами (главами администраций субъектов РФ), а половина избирается их законодательными органами.
Глава государства президент республики также во многих странах избирается прямыми выборами (в том числе в России). В США применяются косвенные выборы (сначала избираются выборщики, которые голосуют за президента), в ряде стран президенты избираются парламентами (Венгрия, Чехия и др.), иногда особыми органами (временными избирательными коллегиями) с участием парламента (Германия, Италия). В тоталитарных странах бывали и пожизненные президенты (в Гвинее, Кении и др.). Глава государства в монархиях (король, султан и др.) не избирается (кроме Малайзии), он занимает свой пост по наследству.
Правительства формируются парламентами, с их участием (в Рос* сии премьер-министра президент назначает с согласия Государственной Думы) или назначаются президентами (министры в США, и ре- мьер-министр и министры в Египте). В большинстве президентских республик должности премьер-министра нет, а соответствующие полномочия осуществляет сам президент.
Остальные высшие и центральные органы государства назначаются либо одной из палат парламента (Конституционный Суд в России Советом Федерации по представлению Президента РФ), либо по частям обеими палатами парламента (Счетная палата в России), либо по частям обеими палатами и главой государства (Центральная избирательная комиссия в России, Конституционный Суд в Испании).
Особый характер общегосударственного управления находит, далее, свое выражение в территориальной и предметной сферах деятельности. Как говорилось, органы общегосударственного управления (если это не их делегатуры на местах) осуществляют управление на всей территории государства (включая особые виды территорий). В частности, в России действует законодательство, согласно которому субъекты РФ не вправе осуществлять без разрешения федеральных органов деятельность на примыкающем к их территории континентальном шельфе, это объект деятельности Федерации. В тех странах, где наряду с субъектами есть несубъекты федерации федеральные территории, федеральные владения (Австралия, США, Индия и др.), федерация, ее органы ими управляют непосредственно. В России подобных территориальных образований нет.
Предметная сфера деятельности государственных органов охватывает важнейшие вопросы жизни общества, государства, коллективов, личности. В Конституции РФ эта сфера закреплена ст.
71 в виде предметов ведения Федерации. К их числу относятся федеративное устройство и территория РФ, регулирование прав и свобод человека и гражданина, внешняя политика и международные отношения, оборона и безопасность, судоустройство, прокуратура и др. Полномочия в этой сфере принадлежат исключительно общегосударственным органам, только они могут издавать нормативные правовые акты по этим вопросам, осуществлять управленческие действия.
Подчиненность и ответственность высших общегосударственных органов имеют особый характер. Над высшими органами государства (парламентом, президентом, верховным судом и др.) нет других органов, которым они были бы подчинены (т.е. которые могли бы давать им обязательные указания), а их ответственность своеобразна. Президент может быть смещен с должности только путем применения особых процедур (импичментв России, США, решение Конституционного суда в соответствии с постановлением парламента в Германии и т.д.). Правительство может быть уволено в результате вотума недоверия, отставки, решения президента, генеральный прокурор увольняется решением одной из палат парламента (в России). Роспуск парламента (как правило, нижней палаты) возможен обычно только в случае его неразрешимых противоречий с правительством или если парламент в определенный после выборов срок не может начать работу. Некоторые органы вообще не могут быть смещены (Верховный суд, Центральная избирательная комиссия и др.).
Центральные отраслевые органы государства — министерства и ведомства могут быть реорганизованы решением парламента (в парламентарных государствах), президента (в президентских республиках), главы министерств и ведомств в зависимости от формы правления могут быть уволены решением парламента (вотум недоверия, интерпелляция) или президента (в президентской и президентско-парламентарной республиках).
Общегосударственное управление осуществляется также государственными служащими (в федеральных государствах, в том числе в России, это федеральная государственная служба).
Своеобразие присуще отдельным способам деятельности общегосударственных органов. Некоторые методы принуждения могут применять только общегосударственные органы (уголовное наказание, использование внутренних войск и др.). Субъекты РФ их использовать не вправе.
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- § 1. Государственное и муниципальное управление — системное управление
- § 2. Государственное и муниципальное управление как отрасль знания и учебная дисциплина
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление
- § 1. Территориальный публичный коллектив
- § 2. Государственное и муниципальное управление — реализация публичной власти и публичного управления
- Глава 3
- § 1. Субъект, объект, содержание государственного и муниципального управления
- § 2. Представительная, непосредственная и «управленческая» демократия в государственном
- § 3. Необходимость, возможности и пределы государственного и муниципального управления
- § 4. Институты, формы и методы в государственном и муниципальном управлении
- § 5. Администрирование и менеджмент в государственном и муниципальном управлении
- § 6. Нормативная основа государственного и муниципального управления
- § 1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административнотерриториальное деление
- § 2. Государственная власть, государственное управление и государственный режим
- § 3. Государственный аппарат, государственная служба и должностное лицо
- § 4. Институты непосредственной демократии в управлении государством
- Глава 5
- § 1. Государственное управление и человек
- § 2. Государственное управление и коллектив
- § 3. Государственное управление и общество
- § 1. Территория и управление
- § 2. Общегосударственное управление
- § 3. Государственное (государствоподобное) управление субъекта федерации
- § 4. Государственное управление
- § 5. Государственное управление, административнотерриториальные единицы и муниципальные образования
- § 6. Особенности управления крупными городами
- § 2. Государственное управление в сфере экономики
- § 3. Государственное управление в сфере социальных отношений
- § 4. Государственное управление в административнополитической сфере
- § 5. Государственное управление в сфере культуры и идеологии
- § 6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
- § 7. Межотраслевое государственное управление
- Глава 8
- § 1. Роль главы государства в управлении государством
- § 2. Полномочия и деятельность Президента рф
- § 3. Досрочное освобождение Президента рф от должности и его ответственность
- § 4. Глава администрации субъектов рф и его роль в управлении
- Глава 9
- § 1. Роль законодательной власти в государственном управлении
- § 2. Структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента
- § 3. Законодательный процесс
- § 4. Законодательные органы субъектов Федерации и их роль в управлении
- Глава 10
- § 1. Роль органов исполнительной власти в государственном управлении
- § 2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства рф
- § 3. Полномочия Правительства рф и его деятельность
- § 4. Ответственность Правительства рф
- § 5. Правительства в субъектах Федерации и их роль в управлении
- Глава 11
- § 1. Роль судебной власти в государственном управлении
- § 2. Судебная система в Российской Федерации
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- Глава 12
- § 1. Место и роль прокуратуры в государственном управлении
- § 2. Прокурорский надзор
- § 2. Органы государственного управления на местах
- Глава 14
- § 1. Понятие местного самоуправления
- § 2. Правовые основы и гарантии местного самоуправления
- 1 1 Глава 15
- § 1. Классификации местных территориальных единиц и понятие муниципального образования
- § 2. Муниципальные образования и объединения муниципальных образований в России
- Глава 16
- Глава 17 экономические основы местного самоуправления
- § 1. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления
- § 2. Формы участия населения в местном самоуправлении
- § 3. Территориальное общественное самоуправление
- Глава 19
- § 1. Роль органов и должностных лип местного самоуправления в обществе
- § 2. Представительные органы местного самоуправления
- § 3. Выборные должностные лица местного самоуправления
- § 4. Администрация муниципального образования
- § 5. Муниципальная служба
- § 6. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления
- § 1. Правонарушения и ответственность
- § 2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
- § 3. Ответственность негосударственных организаций и лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
- 101000, Г. Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1.
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93.