§ 4. Институты непосредственной демократии в управлении государством
Выше уже упоминалось о значении институтов непосредственной демократии в государственном и муниципальном управлении, названы некоторые институты непосредственной демократии. В данном параграфе более подробно рассматривается роль непосредственной демократии в управлении государством.
Непосредственная демократия может находить выражение в организованных (институциональных) формах и как стихийное, неорганизованное проявление настроений граждан. Последнее не всегда представляет собой антиправительственное выступление, оно может стихийно начаться и в поддержку тех или иных мер правительства, в противовес оппозиции. Чаще всего, однако, стихийная демонстрация является выражением недовольства населения, его определенной части политикой органов государства.
Некоторые проявления непосредственной демократии имеют форму только коллективных действий (один человек, вышедший с плакатом, еще не демонстрация), другие представляют собой индивидуальное действие (например, каждый на выборах голосует лично, и только при суммировании голосов каждого достигается общий результат).
К коллективным формам проявления непосредственной демократии относятся собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования. Они составляют особый институт коллективных публичных мероприятий.
Один из важнейших институтов непосредственной демократии в масштабах государства - выборы в парламент (Государственную Думу) и выборы Президента РФ. Такие выборы являются всеобщими, прямыми, равными, свободными и альтернативными и осуществляются путем тайного голосования. Всеобщность выборов означает, что в них могут участвовать как избиратели (активное избирательное право) все граждане, достигшие 18 лет, не признанные судом недееспособными и не лишенные свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Иностранцы, лица без гражданства в общегосударственных выборах действовать не могут. Для права быть избранными (пассивное избирательное право) установлены дополнительные условия, прежде всего повышенный возраст (минимум 21 год для депутатов Государственной Думы, 35 лет для кандидата на должность Президента РФ) и некоторые другие условия (например, кандидат на должность Президента РФ не менее 10 лет должен проживать в России). Прямые выборы означают, что избиратели голосуют непосредственно за кандидатов (не за выборщиков, как, например, на выборах Президента США). Все голосуют и могут быть избраны на равных основаниях (при прочих равных условиях). Свободные выборы исключают искажение волн избирателей (например, путем подкупа или угроз). Альтернативность предполагает выбор избирателем кандидатов из числа, превышающего число избираемых. Тайные выборы — голосование осуществляется без ведома других лиц, избиратель не обязан отвечать, как он голосовал.
Подробнее о выборах Государственной Думы и Президента РФ говорится в соответствующих частях учебника.
Досрочный отзыв депутата представительного органа избирателями также является инструментом непосредственной демократии. На федеральном уровне в России такой институт не предусмотрен: депутата Государственной Думы отозвать нельзя, однако в некоторых субъектах Федерации, во многих муниципальных образованиях отзыв депутатов их представительных органов возможен. Необходимо собрать определенное число подписей избирателей и провести голосование, вопрос решается абсолютным большинством голосов участвовавших в голосовании при условии, что в голосовании участвовал требуемый законом (уставом муниципального образования) процент зарегистрированных избирателей. Граждане отзывают досрочно депутатов, плохо выполняющих свои обязанности, и тем самым отзыв депутата содействует совершенствованию работы государственного аппарата. В муниципальных образованиях возможен досрочный отзыв избирателями депутата представительного органа и главы муниципального образования. Досрочный отзыв избирателями главы субъекта РФ, избираемого законодательным собранием и назначаемого Президентом РФ, с 2005 г. невозможен.
Важнейшим институтом непосредственной демократии является референдум — голосование избирателей за или против какого-либо проекта решения (в том числе проекта закона). Общегосударственный референдум РФ имеет решающий характер (консультативный референдум не предусматривается). Он регулируется Федеральным конституционным законом 2004 г. Инициатива референдума принадлежит: 1) не менее чем 2 млн граждан РФ, подписавшихся под обращением инициативной группы (на территории одного субъекта или за
- 7977 пределами РФ не должно быть собрано более 50 тысяч подписей);
Конституционному Собранию РФ, если оно решает вынести на референдум проект новой Конституции РФ; 3) федеральным органам государственной власти, если референдум по данному вопросу предусмотрен международным договором.
Любой гражданин может выступить инициатором по созданию инициативной группы, которая регистрируется в Центральной избирательной комиссии, формулирует вопрос (вопросы) референдума и собирает подписи. В ее составе должно быть не менее 100 человек от каждого субъекта РФ в более чем половине субъектов РФ (т.е. при современном числе субъектов - 100 х 45 = 4500 человек). Центральная избирательная комиссия представляет эти документы Президенту РФ, а он направляет их в Конституционный Суд РФ. Лишь после этого Президент РФ может назначить референдум (его дату). Закон запрещает выносить на референдум вопросы об изменении статуса субъекта РФ, о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы, о принятии пли изменений федерального бюджета, о введении или изменении налогов и сборов, о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения, об амнистии и помиловании, о персональном составе федеральных органов государственной власти и др.
Центральная избирательная комиссия признает референдум состоявшимся. если в голосовании приняли участие более половины зарегистрированных избирателей (учестников референдума), решение считается принятым, если за него проголосовало более половины голосовавших.
Референдум на территории России проводился в 1991 г., когда она была еще в составе СССР (по вопросу о сохранении СССР), затем весной 1993 г. (но вопросу о доверии Президенту РФ) и в декабре 1993 г. (принятие Конституции РФ).
Обращения граждан в органы государства со своими предложениями — тоже институт непосредственной демократии, помогающий совершенствовать работу государственного аппарата.
В некоторых субъектах РФ, муниципальных образованиях предусмотрены и действуют другие институты непосредственной демокра-
данская инициатива группы граждане др. Они рассматриваются в последующих главах.
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление 23
- Глава 3 31
- § 1. Роль главы государства в управлении государством 202
- Глава 9 227
- Глава 14 303
- 1Глава 15 309
- § 1. Государственное и муниципальное управление — системное управление
- § 2. Государственное и муниципальное управление как отрасль знания и учебная дисциплина
- Глава 2 территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление
- § 1. Территориальный публичный коллектив
- § 2. Государственное и муниципальное управление — реализация публичной власти и публичного управления
- Глава 3
- § 1. Субъект, объект, содержание государственного и муниципального управления
- § 2. Представительная, непосредственная и «управленческая» демократия в государственном
- § 3. Необходимость, возможности и пределы государственного и муниципального управления
- § 4. Институты, формы и методы в государственном и муниципальном управлении
- § 5. Администрирование и менеджмент в государственном и муниципальном управлении
- § 6. Нормативная основа государственного и муниципального управления
- § 1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административнотерриториальное деление
- § 2. Государственная власть, государственное управление и государственный режим
- § 3. Государственный аппарат, государственная служба и должностное лицо
- § 4. Институты непосредственной демократии в управлении государством
- Глава 5
- § 1. Государственное управление и человек
- § 2. Государственное управление и коллектив
- § 3. Государственное управление и общество
- § 1. Территория и управление
- § 2. Общегосударственное управление
- § 3. Государственное (государствоподобное) управление субъекта федерации
- § 4. Государственное управление
- § 5. Государственное управление, административнотерриториальные единицы и муниципальные образования
- § 6. Особенности управления крупными городами
- § 2. Государственное управление в сфере экономики
- § 3. Государственное управление в сфере социальных отношений
- § 4. Государственное управление в административнополитической сфере
- § 5. Государственное управление в сфере культуры и идеологии
- § 6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
- § 7. Межотраслевое государственное управление
- Глава 8
- § 1. Роль главы государства в управлении государством
- § 2. Полномочия и деятельность Президента рф
- § 3. Досрочное освобождение Президента рф от должности и его ответственность
- § 4. Глава администрации субъектов рф и его роль в управлении
- Глава 9
- § 1. Роль законодательной власти в государственном управлении
- § 2. Структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента
- § 3. Законодательный процесс
- § 4. Законодательные органы субъектов Федерации и их роль в управлении
- Глава 10
- § 1. Роль органов исполнительной власти в государственном управлении
- § 2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства рф
- § 3. Полномочия Правительства рф и его деятельность
- § 4. Ответственность Правительства рф
- § 5. Правительства в субъектах Федерации и их роль в управлении
- Глава 11
- § 1. Роль судебной власти в государственном управлении
- § 2. Судебная система в Российской Федерации
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- Глава 12
- § 1. Место и роль прокуратуры в государственном управлении
- § 2. Прокурорский надзор
- § 2. Органы государственного управления на местах
- Глава 14
- § 1. Понятие местного самоуправления
- § 2. Правовые основы и гарантии местного самоуправления
- 1 1 Глава 15
- § 1. Классификации местных территориальных единиц и понятие муниципального образования
- § 2. Муниципальные образования и объединения муниципальных образований в России
- Глава 16
- Глава 17 экономические основы местного самоуправления
- § 1. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления
- § 2. Формы участия населения в местном самоуправлении
- § 3. Территориальное общественное самоуправление
- Глава 19
- § 1. Роль органов и должностных лип местного самоуправления в обществе
- § 2. Представительные органы местного самоуправления
- § 3. Выборные должностные лица местного самоуправления
- § 4. Администрация муниципального образования
- § 5. Муниципальная служба
- § 6. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления
- § 1. Правонарушения и ответственность
- § 2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
- § 3. Ответственность негосударственных организаций и лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
- 101000, Г. Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1.
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93.