logo search
В

3. Славянофилы

Славянофилы старшего поколения обращали мало внимания на внешнюю политику России. Из них один только Хомяков интересовался ею, считая призванием России освобождение славянских народов от иноземного гнета.

"Их час придет, окрепнут крылья,

Младые когти подрастут.

Вскричат орлы и цепь насилья

Железным клювом раскуют".

Он напутствует Россию на брань:

"Иди, тебя зовут народы,

И, совершив свой бранный пир,

Даруй им дар святой свободы".

Во второй половине XIX в. вопросам международной политики и международному праву особенно много внимания уделил И.С. Аксаков, на литературной деятельности которого считаю нужным остановиться, оставляя в стороне других писателей славянофильского лагеря.

Аксаков И.С. (1823-1886). Иван Сергеевич Аксаков*(1020), младший сын Сергея Тимофеевича, в 1842 г. окончил Училище правоведения, служил в судебных учреждениях и в Министерстве внутренних дел, но в 1851 г. вышел в отставку и всецело отдался литературе в рядах прочно сложившегося к тому времени славянофильского движения. Его речи в период "восточного вопроса" (1876-1878) обратили на себя внимание всей Европы. Особенно резкий тон слышался в речи Аксакова 1878 г., посвященной критике постановлений Берлинского конгресса. "Западные державы, с Германией впереди, - говорит он, обращаясь к России, - нагло срывают с тебя победный венец, преподносят тебе взамен шутовскую с гремушками шапку, а ты послушно, чуть ли не с выражением чувствительнейшей признательности, подклоняешь под нее многострадальную голову!..

Страшны ужасы брани: не уступками, в ущерб чести и совести, могут быть предотвращены эти бедствия. Россия не желает войны, но еще менее желает позорного мира"*(1021).

По примеру всех славянофилов Аксаков резко выступал против "обильно расточенного и расточаемого низкопоклонства, этого добровольного рабства, этого колоссального душевного холопства"; "европейцы честят нас именем варваров и чуть-чуть не людоедов"; "европейская публицистика кует оружие, разглашая клеветы"; "пора нам наконец принять вызов и смело вступить в бой с публицистикою Европы". "Не пора ли России перестать малодушествовать перед Европою?" - спрашивает он много лет спустя*(1022) и говорит "о нашей смиренности по отношению к западной прессе"*(1023).

Аксаков требует полного отказа России от вмешательства в дела Западной Европы. "Россия, - говорит он, - должна отказаться от политики Священного союза"*(1024), который "не может не быть для России отречением от своей национальной политики"*(1025), "удержание Европейского status quo - не наше дело"; "центр тяжести нашей внешней политики, по нашему мнению, должен быть на востоке:"*(1026).

На Востоке Аксакова, как всех славянофилов, начиная с Хомякова, заботит судьба славянских народов, страдающих под властью турок. "Как Россия, - говорит он, - немыслима вне Славянского мира, ибо она есть его главнейшее выражение и вещественно и духовно, так и Славянский мир немыслим без России"*(1027).

Аксаков внимательно следит за ходом событий на Балканском полуострове. Он посвящает ряд статей договору Порты с Черногорией 1865 года*(1028). Особенно много статей посвящено "восточному вопросу" во времена русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и ее последствиям. Большую известность приобрели его речи в "Московском Славянском благотворительном обществе", сказанные в 1876, 1877 и 1878 гг. "Эта война - историческая необходимость, эта война - народная:", - сказал Аксаков в своей речи 26 сентября 1877 г.*(1029) В речи, произнесенной 22 июня 1878 г., он обрушивается на Берлинский конгресс*(1030), а в 1881 г. дает резкую критику его постановлений*(1031). Ряд других статей посвящен порабощению Сербии Австрией*(1032), положению Боснии и Герцеговины под австрийским управлением*(1033), смешанной комиссии на Дунае*(1034), болгарскому перевороту*(1035).

Свои общие суждения о задачах внешней политики России Аксаков высказал в двух статьях: "Где границы государственному росту России?"*(1036) и "Всемирно-историческое призвание России"*(1037). Он говорит о славянах в Австро-Венгрии*(1038).

Он касается египетского вопроса*(1039) и наших отношений с Англией в Средней Азии*(1040).

В связи с польским восстанием 1863 г. Аксаков говорит о праве народов на самоопределение. Он выступает против "Московских ведомостей" Каткова и против "Виленского вестника", отстаивая право поляков на независимое государственное существование.

":Каждый народ имеет нравственное безусловное право на бытие и самостоятельную жизнь, - говорит он, - но только в пределах своей народности". "На этом основании и поляки имеют безусловное, несомненное право стремиться к свободе и независимости, не только духовной, но и политической, всей Польской народности". Но поляки не должны притязать на Литву и Белоруссию, когда-то входивших в состав Польского королевства*(1041). "Насильственное соединение с Россией Польши - это значило бы: отравиться Польшей:"*(1042).

Он энергично выступает против вмешательства западных держав в дела Литвы и Белоруссии*(1043); ответ русского правительства на ноты западных держав должен быть тверд; речь может идти только о Польше в пределах, установленных по Венскому конгрессу*(1044). Он приветствует ноты Горчакова, в которых сделано это разграничение территории Царства Польского и бывших провинций Польского государства*(1045), и говорит о праве "России на Западный край"*(1046).

Аксаков высказывался и по вопросам, касавшимся дел Западной Европы, - итальянскому и датскому. "Конечно, - говорит он, - только приняв от Гарибальди посланничество народной воли, может Пьемонтское правительство восстановить значение законной власти, спасти единство Италии:"*(1047). Несколько статей посвящено римскому вопросу*(1048). Дипломатическое вмешательство великих держав в дела Дании вызывает протест со стороны Аксакова*(1049). Есть статьи о наполеоновской Франции: созыв Конгресса по программе Наполеона*(1050), конвенция с Италией 15 сентября 1864 г.*(1051)